Сказ о Горе Городине и "Пьяном" побоище

Информация об авторе
maxovik
Н.Новгород
Дата регистрации: 30.01.2013 13:28:02
Предыдущий визит: 09.12.2016 19:14:07

Автор: 
Регион:Нижегородская область
Жанр:статья
Некоторые нижегородцы наверно слышали, что во времена монголо-татарского ига на реке Пьяна в 1377 году, за три года до Куликовской битвы, произошло так называемое «Пьянское побоище», в котором русская рать была наголову разбита и опрокинута в воды реки Пьяна. Об этом событии и о возможном месте «Пьянского побоища» - горе (кургане) Городина и пойдет речь…

 

Краткая история битвы на реке Пьяна:


В 1376 году перешедший на службу к Мамаю с левобережья Волги хан Золотой Орды Арапша  (Араб-шах Музаффар) разорил Новосильское княжество (на верхнем течении Оки и Дона) и направился в сторону Рязанского и Нижегородского княжеств.
   Весть о приближении татарского войска достигла южнорусских рубежей задолго до приближения противника, поэтому в землях Нижегородского княжества удалось сформировать сильное войско для отпора противнику. Войска для отпора планировал вести сам Великий князь Московский Дмитрий Иванович, спешно откликнувшийся на просьбу о помощи своего тестя - нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Собранное войско было отправлено на встречу войск Арапши и встало на реке Пьяна.
  За десять лет до этого события на реке Пьяна городецкими и суздальскими дружинами было разбито войско одного из золотоордынских эмиров (правителя Волжской Булгарии) Булат-Тимура, отважившегося предпринять поход на Нижегородские земли. Эта победа придавала собранному войску лишнюю самоуверенность.. (Битва на реке Пьяна в 1367 г.)
  Стоявшие на Пьяне дружинники не ожидали скорого подхода татарской рати из-за предательства Мордовских-Мокшанских князей (которые сначала уверили русских князей, что войска Арапши еще очень далеко, а потом тайно подвели татар к стоявшему русскому войску).   
     «Расслабившиеся русские воины перестали нести караульную службу, а из-за сильной жары сняли с себя все доспехи и предались бражничеству и ходили пьяные. Князья же и воеводы разъехались на охоту, оставив «пьяное войско» без руководства». Вот такая «деморализация» русского войска привела к страшным последствиям. Напавшие неожиданно татары разгромили русское войско, огромное количество воинов было перебито, а Нижегородские земли и сам Нижний Новгород, а затем и Рязань, были захвачены, сожжены и разграблены. Через год Нижний Новгород был захвачен еще раз.
   Экскурсоводы Нижегородского кремля иногда лукавят, говоря, что Нижегородский кремль ни разу не захватывался. Да, не захватывался современный, самый последний, каменный кремль, что нельзя сказать о его деревянных предшественниках….

   Само «Пьянское побоище» дает еще основание многим предполагать, что название реки Пьяна  связано именно с этим побоищем- воистину "пьяные на Пьяне"… Да и фраза « я как-то плавал по Пьяне» без уточнений, что это река - всегда сначала воспринимается собеседником буквально, т.е. «я плавал пьяным»… (возможные версии о возникновении названия реки Пьяна я приведу позже).
   
    Хочется заметить, что современные Мордва и Мокшане вряд ли имеют какое-то отношение к тем предателям русского войска. В те времена Мордвой на Руси могли называть всех, кого угодно, кроме русских.
    Да и в том, что пьянство на Руси является исконной русской традицией, возможно виноват неправильно воспринимаемый найденный в летописях термин «бражничество». Известный языковед, историк Константин Сергеевич Аксаков в «Русской беседе» за 1859 год дал пояснение старинного термина «бражничество»: «И слово это означало празднование, пир, но, никак не является синонимом пьянства. Этим же термином называли сам процесс приготовления вина.»
   Так что, нельзя точно утверждать, перепилось ли все русское войско на реке Пьяна или просто от безделья занималось изготовлением вина (самогоноварением) без его употребления во время празднования каких-то тогдашних праздников, но то, что само «Пьянское побоище» имело место быть, сомнений не вызывает. Не вызывает также и сомнений, что плачевный её результат связан с неорганизованностью русских воевод и беспечностью русских воинов.

  Возможное место битвы:



   Не знаю, как можно с уверенностью утверждать о возможном месте «Пьянского побоища», состоявшегося в 1377 году, когда даже место проведения Куликовской битвы 1380 г. на берегу рек Дон и Непрявда на территории современной Тульской области поддается сомнению. Нет достаточно много найденных захоронений, каких-либо массовых находок наконечников стрел и другого оружия и т.д. Есть даже высказывания современных исследователей, что Куликовская битва могла быть вообще на окраине Москвы…

   То же можно сказать и о возможном месте «Пьянского побоища». Но несмотря на то, что о месте битвы с победой над Булат-Тимуром (Булак-Темиром) на берегах реки Пьяна в 1367 г. нет вообще никаких упоминаний в летописи, то о позорном поражении в 1377 г. в Троицкой летописи есть повесть о побоище на реке Пьяна. В ней и в некоторых других источниках даны возможные её ориентиры. Возможно, эта повесть о побоище на реке Пьяна написана как предупреждение русским воеводам о недопущении повторения подобной «халатности», и возможно носит частично и литературный характер. Так или иначе, все последующие публикации ссылаются, в основном, именно на эту летопись, в том числе и С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен», выдержку из которой я тоже позже приведу..

      Элементарно зная географию, конечно непонятно: если русская дружина ждала Арапшу из верховьев Оки и Дона (из Новосильского княжества, которое недавно было им захвачено), то почему они вообще расположились на р. Пьяна, что было бы логичным для отражения войск со стороны Волжской Булгарии, как в битве с Булат –Тимуром. В этом случае надо было располагаться, например, на берегах реки Теша. Но не будем спорить и предположим, что Мамайский предводитель Араб шах решил пойти на Нижний Новгород, прогулявшись по Мокшанским землям со стороны современной Мордовии, или, как говорится в одном из источников, "Арапша был на Каме у города Бирска". В этом случае расположение на реке Пьяна было верным. Хотя опять совершенно непонятно, так откуда же шли на Нижний Новгород татары? И как это татары сначала захватил Нижегородские земли, и только затем разорили Рязань, бывшую к тогдашнему Новосильскому княжеству гораздо ближе??
      
 Река Пьяна от своего истока до впадения в Суру делает огромную дугу - сначала с востока на запад, а потом севернее с запада на восток.
  В нижнем течении она, конечно, полноводнее, и использование ее, в качестве дополнительного рубежа было оправдано. Поэтому место проведения сечи на Пьяне и оспаривается только между тремя современными районами Нижегородской области: Перевозским, Бутурлинским и Сергачским. Пильнский и Гагинский районы на это не претендуют.
      На каком берегу происходила битва тоже непонятно. В некоторых источниках пишется, что битва сначала началась на правом берегу, а затем перешла на левый в междуречье рек Курача и Пьяны - так ведь это прямо напротив Перевоза!!!

 

Порог на реке Пьяна около Перевоза, чуть выше моста. Фото 2

 

Но зачем было русским стоять на правом берегу, а не на левом, и не использовать Пьяну как дополнительную преграду? К тому же, в одном из источников пишется: «До сих пор на дороге Перевоз - Б.Мурашкино близ села Шпилёво подъём называется «Княжья гора». Безусловно, это связано с Пьянским побоищем. Есть предположение, что там и находился наблюдательный пункт русского князя». Значит, наблюдательный пункт Русского князя был на берегу со стороны Нижнего Новгорода, а само войско на противоположном?
      Что касается Перевозского района, то в некоторых источниках пишется еще одно возможное место битвы - это правый берег реки Пьяна между современными Перевозом и п. Центральным. Это хоть и близко от первого предполагаемого места, но с этого берега битва никак не могла перейти в междуречье Курача и Пьяны. Кроме Пьяны для этого разбитые русские ратники должны были преодолеть ещё и р.Курач, вряд ли у них на это были уже силы..
       Можно предположить, что русское войско стояло и на левом берегу, но тогда для того, чтобы оно было сброшено в реку Пьяна (куда русские воины, спасаясь, бежали в оторопе), татарское войско должно было обойти дружину с тыла и напасть со стороны Нижнего Новгорода - интересное тактическое решение битвы.
      В Бутурлинском районе у села Каменищи сохранились земляные рвы и насыпи заставы (Каменищенское городище) времен Ивана Великого и его внука Ивана Грозного для охраны рубежей Российского государства от Казанского ханства. Эта застава была построена на левом берегу, используя р. Пьяна именно как естественную преграду.  Это удобное стратегическое место тоже, возможно, могло бы быть одним из предполагаемых мест битвы на Пьяне.

 

 Когда-то здесь была застава Ивана Грозного Рвы и земляной вал на месте заставы времен Ивана Грозного


   В Сергачском районе предполагается два возможных места битвы.

Первое - недалеко от места впадения р. Пара в Пьяну, где-то между современных населенных пунктов Семеновка, Кузьминка, Трехозерки ( "И когда дошли наши до Шипары"  - под Шипарой, как я думаю и имеется в виду река Пара?"). Вполне возможно, но почему опять на правом берегу, а не на высоком левом, где, например, сейчас располагается г. Сергач??
      
      
Второе - район на несколько километров ближе к современному г. Сергачу (согласно атласа Нижегородской области) -  урочище Городина. Это холм, покрытый великолепной дубравой в пойме реки Пьяна, который иногда называют еще курганом, или горой Городина.

 

Дорога на вершину кургана Городина

Приведу, что пишется о  этом месте в статье, название которой может стать и названием следующей главы:

«Гора Городина- исторически значимое место» :

Памятное место. Незаметный, осевший на болотистой почве курган и дубравка. На сём месте некогда была деревня Городино. В 1377 году на реке Пьяне произошло "Пьянское побоище", исходом которого явилась сеча русских полков татарами под руководством царевича Арап-Шаха из Синей Орды. Впоследствии на местах захоронений русскими людьми был насыпан курган.

Примечательное обстоятельство: район города Сергача, ныне именуемый Гусево, раньше был отдельным селом с названием Кладбищи (с ударением на второй слог). Название село получило также по причине массовых захоронений павших воинов. На их местах построены православные соборы.

Считается , что этот курган насыпали русские люди (хороня воинов), нося ведрами землю много лет…

Еще в одном из источников говорится, что на вершине этого кургана была ставка Араб-шаха, с вершины которого он и наблюдал за тем, как его войско громило русских. Теоретически, имея хороший бинокль и при хорошей видимости, он мог увидеть и первое предполагаемое место - междуречья р. Пара и Пьяны- это приблизительно в 8 километрах на юго-восток от кургана.

 

Вид с кургана

 

Но биноклей в то время, как известно, еще не было, да и деревья, как на предыдущей фото в то время тоже наверняка были.

     Так была ли ставка Арапши на Городине?

 

Река Пьяна у урочища Городина

 

Только опять непонятно, так насыпали ли этот курган впоследствии на месте предполагаемой битвы, хороня погибших воинов, или же он уже был, но на нем битвы не было, а был лишь наблюдательный пункт Арапши? Но тогда, чтобы организовать на нем наблюдательный пункт, Арапша должен был зайти в тыл противнику со стороны Нижнего Новгорода, а потом наблюдать, как его солдаты погонят русское войско прямо на него (согласно повести: гоня русских к Пьяне). Опять какая-то путаница с берегами.. Или Пьяна тогда текла севернее Городины? Но в этом случае русские должны были стоять на левом берегу. Что тоже маловероятно, т.к. в этом месте у Пьяны заливные луга, а затем начинается высокий берег, на котором сейчас и стоит город Сергач…

   Удивительно, но в Вачском районе на берегу реки Ока есть так называемый Красный курган, который местные зовут Горадина (Гора Дины)

 

Уникальный для Нижегородской области гребень

 

И тоже ходят легенды, что его насыпали «шапками» татары - насыпать семидесятиметровый курган, конечно, непосильный труд, и Горадина - просто удивительный геологический останец междуречья Оки и реки Тужа. Отличие с Городиной всего на одну букву, и легенды похожи (это и удивительно), только Горадина Вачского района берет свои корни от слова «гора» Дина – это по легенде похороненная на нем дочь одного боярина. А название Сергачского кургана Городина, возможно, возникло от слова   Городня (древнерусская деревянная крепость, второе название «тарасы», обычно делалась из двух параллельных стенок, соединенных между собой поперечинами в виде сруба и иногда заполнялась грунтом) - это может доказывать, что  возможно здесь, на Городине была когда то древняя крепость-город.

   А еще и в Вачском районе, на берегу реки Ока, и сравнительно недалеко от Сергача, на берегу реки Сура, есть древние населенные пункты с одинаковым названием Курмыш..

   Местные жители знают об кургане Городина как о хорошем месте для отдыха, и о том, что на нем или рядом с ним произошло «Пьянское» побоище. Особенно хорошо его знают Сергачские железнодорожники, помня об организуемых на нем еще в Советские времена празднованиях Дня железнодорожника. « На краю склона и дубравы стояли палатки, продавали лимонад и мороженое, играла музыка и т.д».

 

Вид на большую поляну на вершине Городины. Место проведения праздника железнодорожника

 

Жаль, но сейчас эта традиция забыта.

 


    Городина действительно холм

 

Курган (урочище) Городина. Место

 

с большой плоской вершиной, вытянутой вдоль течения реки Пьяна

 

Дорога, идущая в глубь дубравы урочища Городина

 

и имеет со всех сторон склоны вниз.

 

Северная сторона кургана Городина

 

Особенно высоки они со стороны направления течения р. Пьяна ( с запада).

 

Вот он какой - курган (урочище) Городина. Место

 

С восточной стороны его склоны более пологие, но тоже имеют достаточную высоту.

 

Вид на урочище (курган) Городина с востока

 

Все это говорит о том, что курган Городина не насыпан вручную, тем более на его самом высоком склоне хорошо просматриваются слои осадочных морских пород.
   

Курган (гора) Городина - самый банальный, но не менее удивительный островной останец некогда огромной реки Пьяна.

    О том, что Пьяна когда-то была гораздо полноводнее, говорит и ее огромная луговая пойма, и соседнее большое озеро «Долгое», которое будучи старицей реки Пьяна, гораздо шире её теперешнего русла.

 

Озеро Долгое. На заднем плане Сергач

 

И конечно, в старые времена, особенно во времена разливов, Городина превращалась в остров. Неужели Арапша умудрился разбить свою ставку на острове, или все же тогда Пьяна текла к северу от него, как бы продолжая озеро «Долгое»? А русских татары погнали с Сергачских высот?
    Если прогуляться по великолепной дубраве Городины,

 

Прогулка по дубраве урочища Городина Лиственная дубрава в Урочище Городина

 

то можно натолкнуться на какие-то заросшие раскопки, возможно, здесь работали археологи или «черные копатели».

 

Земляной вал рядом с большой ямой. Очень похоже, что здесь производились раскопки

 

Доподлинно известно лишь, что «на Городине были найдены две стоянки древнего человека, в земляных ямах обнаружены ножевидные пластины, топор-молоток». Никаких захоронений или средневекового оружия (времен битвы на Пьяне) на нем не обнаружено.
    Что же, место « Пьянского побоища», возможно, еще предстоит найти, но все равно посетить курган Городина я бы посоветовал.
     Это замечательное и удивительное место Нижегородской земли. С самой высокой его части открывается впечатляющий вид на всю округу. Может все-таки на нем сидел Араб-Шах?

 

Вид на пьянские луга с кургана Городина Река Пьяна у Городины Вид на северо-восток с восточной окраины Городины

 


   Сказочный лес на его вершине,

 

Урочище Городина

 

луга, извилистая лента Пьяны, родник под горой,

 

Родник под урочищем (курганом) Городина, на берегу реки Пьяна

 

чистейшее и большое озеро « Долгое» по соседству.

 

Озеро Долгое. На противоположном берегу место для купания. Вода очень чистая Озеро Долгое

 

Можно искупаться, порыбачить, в грибной сезон в дубраве растут грибы.

 

Дорога в урочище Городина

 

Все это оставит у вас незабываемые впечатления…

 

Курган (урочище) Городина - место

   

Для тех, кому интересно, как я и обещал, приведу в конце «Повесть о побоище на реке «Пьяна» и возможные версии о происхождении названия реки Пьяна.
    Выскажу лишь одно сомнение, о наиболее распространенной версии о названии реки Пьяна, связанное с тем, что она сильно петляет - эту версию высказывал и Мельников-Печерский, ссылаясь на летописи. Не думаю, что Пьяну назвали именно из-за ее " пьяного" русла-мне известно очень много других рек, не менее «петлявых», например, даже в нашей области: Ветлуга, Керженец, Тёша и много других, но их почему-то пьяными или кривыми не называют…….

   Эти и некоторые другие мои дилетантские рассуждения непрофессионального историка я и сам готов подвергнуть критике и буду рад выслушать других по существу поднятых здесь вопросов, так и оставшихся без ответов....
Очень интересная статья, найденная мною, есть на близкую к этой тему у Петра Золина, опубликованную в «Прозе РУ». Советую также ее почитать. К сожалению, много почерпнув из неё, я так не смог найти в ней ответа на вопрос – где же все-таки произошла «Пьянская» битва?..


     ПОВЕСТЬ О ПОБОИЩЕ, БЫВШЕМ НА РЕКЕ ПЬЯНЕ


В год 6885 (1377) . В этом же году перешел из Синей Орды за Волгу некий царевич по имени Арапша. (Араб-шаха  Музаффар). И захотел он пойти ратью на Нижний Новгород. Князь же Дмитрий Константинович послал об этом весть к зятю своему, ко князю великому Дмитрию Ивановичу. Князь же великий Дмитрий, собрав много воинов, пришел ратью к Нижнему Новгороду с войском большим и грозным.
И не было никаких известий о царевиче Арапше, и возвратился великий князь в Москву. А против татар он послал воевод своих, а с ними рать владимирскую, переяславскую, юрьевскую, муромскую, ярославскую. А князь Дмитрий Суздальский отправил сына своего, князя Ивана, да князя Семена Михайловича, а с ними воевод и множество воинов.
И собралось великое войско, и пошли они за реку за Пьяну. И пришла к ним весть о том, что царевич Арапша на Волчьей Воде. Они же повели себя беспечно, не помышляя об опасности: одни — доспехи свои на телеги сложили, а другие — держали их во вьюках, у иных сулицы оставались не насаженными на древко, а щиты и копья не приготовлены к бою были. А ездили все, расстегнув застежки и одежды с плеч спустив, разопрев от жары, ибо стояло знойное время. А если находили по зажитьям мед или пиво, то пили без меры, и напивались допьяна, и ездили пьяными. Поистине — за Пьяною пьяные! А старейшины, и князья их, и бояре старшие, и вельможи, и воеводы, те все разъехались, чтобы поохотиться, утеху себе устроили, словно они дома у себя были.
А в это самое время поганые князья мордовские-мокшанские подвели тайно рать татарскую из мамаевой Орды на князей наших. А князья ничего не знали, и не было им никакой вести об этом. И когда дошли наши до Шипары, то поганые, быстро разделившись на пять полков, стремительно и неожиданно ударили в тыл нашим и стали безжалостно рубить, колоть и сечь. Наши же не успели приготовиться к бою и, не в силах ничего сделать, побежали к реке к Пьяне, а татары преследовали их и избивали.
И тогда убили князя Семена Михайловича и множество бояр. Князь же Иван Дмитриевич, жестоко преследуемый, прибежал в оторопе к реке Пьяне, бросился на коне в реку и утонул, и с ним утонули в реке многие бояре и воины, без числа погибло народа. Это несчастье свершилось второго августа, в день памяти святого мученика Стефана, в воскресенье, в шестом часу пополудни.
Татары же, одолев христиан, стали на костях и весь полон: и все награбленные богатства здесь оставили, а сами пошли изгоном, не подавая вестей, на Нижний Новгород. У князя же Дмитрия Константиновича не было войск, чтобы выйти на бой с ними, и он побежал в Суздаль. А новгородские жители убежали на судах вверх по Волге к Городцу.
Татары же пришли к Нижнему Новгороду пятого августа, в среду, в день памяти святого мученика Евсигния, накануне Спасова дня, и оставшихся в городе людей перебили, а город весь, и церкви, и монастыри сожгли, и сгорело тогда в городе тридцать две церкви. Ушли же поганые иноплеменники из города в пятницу, разоряя нижненовгородские волости, сжигая села, и множество людей посекли, и бесчисленное количество женщин, и детей, и девиц повели в полон.
В том же году пришел прежде названный царевич Арапша, и повоевал, и пожег тогда Засурье.
И в том же месяце августе приехал князь Василий Дмитриевич из Суздаля в Нижний Новгород. И послал он людей, и повелел вынуть из реки из Пьяны тело брата своего, князя Ивана. И привезли того в Нижний Новгород, и сотворили плач над ним, и похоронили его в каменной церкви святого Спаса, в притворе, на правой стороне, через неделю после Госпожина Дня, двадцать третьего августа.

   Русские не оставались в долгу и мстили жестоко. Так, князь Борис Городецкий, мстя за опустошения Поволжья в 1377 году, нагнал мордовского князя Алабугу и других мордовских князьков, перетопил их в Пьяне, а следующею зимой, при помощи московской рати, присланной Донским, опустошил землю мордовскую, разорил все тамошние зимницы и привел в Нижний огромный полон. Добычу разделили, а пленников волочили по льду Волги, травили собаками и казнили разными муками..."


    Версии о происхождении названия Пьяны

Одна из легенд гласит: « Давным-давно были на «Горах» повсюду густые леса. Много в них водилось всякого зверя. Как-то повадился в деревню, что стояла на берегу Суры медведь. Не жалел он ни женщин, ни детей, ни стариков. Много и храбрых охотников погибло от него. Совсем народ отчаялся. В то время подрос в деревне паренёк. Сильный да смекалистый. Решил он сразиться с лютым зверем. А медведь словно почуял что-то. Ушёл в лес и залёг в берлогу. Много дней блуждал юноша в чащобе, продирался сквозь заросли, петлял, возвращался, снова шёл дальше и везде метки ставил, чтобы домой по ним вернуться. Нашёл-таки он медведя. Страшная была схватка. Победил парень, но и ему от свирепого зверя досталось, кровь из ран так и текла. Сильно устал юноша, содрал он с медведя шкуру, взвалил себе на плечи, да и побрёл, шатаясь и спотыкаясь от потери крови, будто пьяный, по своим меткам домой. А там, куда капали капли его крови, ямы да воронки появлялись, а из них ключи били и ручейки бежали. Слились эти ручейки вместе, и потекла река той самой извилистой тропой до самой деревни, где юноша жил, да в Суру влилась. Не забыли люди о подвиге, а речку за её извивы да извороты назвали Пьяной».

Нижегородский писатель Мельников–Печёрский писал в книге «На горах»: «По иным местам нашей Руси редко где такие реки найдутся, как Пьяна…Ещё первыми русскими поселенцами Пьяной река за то прозвана, что шатается, мотается она во все стороны, ровно хмельная баба, и, пройдя вёрст пятьсот закрутасами да изворотами, подбегает к своему истоку и чуть ли не возле него в Суру вливается». Писатель ссылается по поводу названия реки на упоминание в летописях.

Н.А. Добролюбов, собиратель и исследователь народного творчества, записал такую легенду: «Встречается Пьяна однажды с другой рекой и спрашивает её речка: «Как тебя зовут?» «Пьяна»,- отвечает она. «Да ты и вправду пьяна. Дай-ка я поведу тебя, куда следует». И потекла встречная речка вперёд, а за ней начала поворачиваться и Пьяна. «Да куда же ты меня ведёшь, если сама такая», - говорит Пьяна. «В ад», - отвечает та. А люди подслушали и прозвали речку Вад, а по ней и село, на ней стоящее".

Ещё одна версия приведена В. Малкиным в журнале «Наука и жизнь». У современных финнов существует слово «пиана», что означает «маленькая речка». Именно так называлась Пьяна в русских средневековых документах. В летописи о бое с ордынским мурзой Булак – Темиром в 1366 году говорится: «Он же окаянный (Булак-Темир) не стал на бой, а побеже за реку Пиану».

А.Т. Харитонычев в книге "Природа Нижегородского Поволжья" утверждает, что название связано с мордовским словом "пьянь" (в переводе на русский "боль"). Река служила восточной границей Русского государства, а земли по ней подвергались нашествию кочевых племён, приносящих горе и бедствия местным жителям.

Известный русский путешественник академик Иван Лепехин, который в царствование Екатерины II возглавил один из отрядов академической экспедиции в Поволжье и был на реке Пьяне, записал следующее предание: "Течение её весьма извилисто и красиво, отчего и наименование Пьяная река произошло. Хотя сие происхождение названия и вероятно, однако и другую тому повествуют причину: будто бы некогда двое князей имели между собою брань, которых иные русскими, иные ордынскими почитают. Из них один одолел другого и, торжествуя о своей победе, остановился при помянутой реке. Во время торжества воины упились вином и, оставя воинский порядок, шатались повсюду. Побеждённые, услышав нестройность своих победителей, собрав раздробленные свои силы и напавши внезапно на своих неприятелей наголову их побили и от победы над пьяными в знак памяти реку назвали Пьяною".
Марат Мухамметшин
Я корнями из села Шубино, Сергачского района, Нижегородской области. Село расположено на берегу р. Пиана(Пьяна). Думаю, название дали тюркоязычные племена в 5-6 веках. Возможно, именно мишари, которые обитали в наших краях далеко до пришествия татаромонгол. Кроме тюркоязычных народов, в этом регионе обитали и мордва.
Вообще, если ссылаться на историка-ученого Мурада Аджи, то многие названия рек, и в особенности азиатской части Евразии, носят тюркоязычные названия.: например, Енисей- Ана-сай(Ана-су, мать река), Обь – абэ, ;би елга, бабушка река), Иртыш- эр+ тыш , мужчина река, Дон- Тын елга, Тихий Дон, Днестр- Тыныч тор, Ока- Ага елгасы, дедушка река. Также в названии озера Байкал два тюркских слова: “бай,(богатый)” и + “кул”(озеро). И река Ангара названа потому, что образован от тюркского слова “Ынгыр”, т.е. “ненормальный”, т.к. все реки впадают в моря, а Ангара начинается с Байкала(считай по тому времени с “моря”).
Если историк Орлов А.М. пишет, что народ мишари принесли название европейской реки Ока с азиатской части, где азиатская Ока(теска) является притоком той же Ангары, где и по сей день живут цокающие мишари, то название реки Пианы(Пьяны), думаю, не сложно обьяснить.
Название нашей реки Пиана состоит из двух слов: Пи(би) означает богатый+ ана(мать). Ну как могли еще назвать первопоселенцы в эти края, если эта река была кормилицей для них, также и баней . Также слово “баня”, по обьяснению М.Аджи, имеет тюрское происхождение. И состоит из двух корней: “Бай+ана”, которые со временем трансформировались в “байана”, далее в “баня”.Тюрки еще издавна строили бани. Тюрки вообще, серьезно относились к таким вещам как вода, огонь, стол(пускай, если даже недеревяный). Даже в настоящее время, извините, писать(мочиться) на воду у нас считается большим грехом, писать в огонь- тоже, садиться на стол- тоже не нельзя и т.д.
Другим обьяснениям происхождения названия реки Пиана- у меня большие сомнения. Назвать реку “пьяным” не в духе тюрков. Это просто, думаю, русские позже назвали на свой лад реку Пиану –Пьяной.
В частности, нашу деревню Шоба иле (от имени основателя), которая расположена тоже на берегу р.Пиана,назвали на русский лад “Шубино”. Так же и некоторые другие близлежащие населенные пункты.
Думаю, никакое “Пьянское побоище1377г”, не имеет отношения к названию. В других источниках об этом эпизоде пишется, вот фрагмент:«…Здесь же и происходила битва, которая затем перешла на левый берег в междуречье р.Курача и р.Пьяны». Название реки Курача тоже тюркское.


Дополнительная информация
Статья написана для turizmvnn.ru
Дата размещения:06.10.2014
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Статистика
Суммарный рейтинг:35
Средний рейтинг:5
Проголосовало:7
Просмотры:3006
Комментариев:0
В избранном:1
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии