Лоция: Река Сарыджаз

Автор: redaktor
Регион:Центральный Тянь-Шань
Категория:6
Лоция из отчета о водном походе 6 к.с. по реке Сарыджаз, руководитель Сергей Никаноров, 2009 год, Нижний Новгород. Составлена по материалам предыдущих групп!

Лоция реки Сарыджаз

(по материалам предыдущих групп)

Каскад Порог № Категория Длина, м м от предыдущего  Описание Просмотр День/км сплава
  1,2 С 4     В 150 м выше левого притока Талды-Булак пб 1/12
  3 4 200 м   в 300 м выше устья р.Ак-Шейрак. Река широкая, у пологого п.б. обширная заводь пб
  4 Каньон Ак-Шейрак С (99) пб 4 600 м   Устье р.Ак-Шейрак. Слив смотреть с лб пб 2/24,5
  5 Уроккыр-2   1 км   Справа хорошо виден селевой вынос – под ним порог. 4 км от устья р. Ак-Шейрак в районе впадения правого притока лб
  6   1,5-2 км 200 Перед крутым лп. Вынос – под ним порог лб
Теректинский     7 Пограничник С       Устье п притока р.Теректы (тросовая переправа) 7-8 км ниже п.Уроккыр-2 пб
8     30-70 Простенький участок с отдельными камням. Порог на прямом участке пб
9       Довольно мощный порог на левом повороте реки пб
10       Простая короткая шиверка лб
11 С       Шивера после правого поворота и ручья с левого берега
  12       Шивера пб
  13     20 На пп довольно мощный порог с большим равномерным падением пб
Королевский    14 Король С (99)   100 м 100 Начинается сразу за лп реки пб
15   50 м 50 Мощный порог - слив с огромной бочкой в центре реки пб
16 ¢ лб     50 Очень опасный, представляющий собой завал из крупных надводных и подводных скал в русле пб
17     50 Очень мощный порог на левом повороте реки лб
  18 Малыш     2000 Река переходит в каньон. В каньоне, в конце прямого участка (метров через 300) просматривается слив с мраморной осыпью справа лб
  19 Мраморный каньон ¢ (99)лб     300 Виден с осыпи левого берега от п.18 пб
Уччокы    20       В 100 м ниже р.Уччокы с пб из щели пб 3/11,5
21       Шли этот участок практически без просмотра - наш уровень воды позволял пб
22         пб
23         пб
  24       Ручей с пб. Второй после Теректы.Сразу за ним каскад 24-26. пб
  25     100

За порогом короткий каньон

пб
  26 Адмиральская протока     200 Резкий поворот реки влево, п.б. - скальная стена. Эта стена на повороте видна уже от конца т.25 лб, пб
Уччатский прорыв (около 5 км)           27 Крюковщина © (99) лб     4км лп и сразу за ним пп. Лб - стена, приток с пб, чалка к притоку (третий за р. Теректы). Сложная чалка на лб (справа почти сразу будет стена) перед началом Уччатского прорыва. Пб до поворота - это удобная для причаливания и просмотра невысокая узкая терраса с пробитым в ней руслом притока. Ночевка на лб над п. 27 пб, лб

4/1,5

обнос

28     30 Двухметровый слив в сужении упирается в глыбу, шириной больше чем слив лб
29     30 Мощная струя с бочками и валами упирается в большой обломок скалы, лежащий в центре русла пб
30   100 м   Несложный порог. На пб, под скалой, устроили базовый лагерь N1 пб
31 ¢     70 Разгонная шивера кончается сужением и скалой в русле пб
32 Манхетен     30 Чалка направо перед завалом. Нести справа проще, чем слева пб
33 Мясорубка с (99) пб     20   пб 5/4
34     200 Несложны, но требуют внимания. Переворот может привести к попаданию судна в п. Змеевик. Заканчивается участок огромной глыбой в центре русла. пб
35 Змеевик   200 м 100 Участок с большим падением и сильно забитым обломками скал руслом пб
36 Слоники   200 м 200 Короткий порог-завал из довольно низких камней крупного и среднего размера пб
37 ¢   200 м 100 Завал пб
38 Утешительный-1 с © пб   400 м 30 Выход из завала. Мощные сливы через все русло, большое количество глыб пб
39 Утешительный-2 ¢ С ~2км лб (99)     300 После прямого участка впереди в русле видны каменные глыбы. Приток с лб. До Уччат 2 км. лб 6/14,5
  40       Ориентир - виден с воды. Маленький приток с пб. 2 км от Уччат. 12 км до Куюкапа. пб
  41       Порог с мощными валами в низком каньоне.
Каюкапский    42     3 км В нескольких стах метрах выше устья Куюкапа. Через 100-200 м после слива долина реки поворачивает налево, этот поворот виден заранее. лб
43 ¢ 4   300 Перед впадением Каюкапа. Ориентир – сходятся хребты слева и справа. 100 м ниже каньона. От ручья, впадающего с пб (на террасе над водой растет небольшая рощица), до р. Куюкап на лб. В месте впадения Каюкапа – стоянка. лб
44       В 200 метрах ниже устья Куюкапа. пб 7/4
45     300 Довольно длинное препятствие каскада. Река течет в каньоне, где л.б. - высокая стена склона долины, а правый – более низкая стенка от террасы.
каньон Джамансу          46 1-я щель С (99) © лб     3000 Чалка в районе тросовой переправы в 2 км от п.45, за 0,5 км до щели. Просмотр чалки перед щелью. В районе второй от домиков осыпи длинный пологий слив через всю реку с проносным языком.
Сразу за ним чалка налево в удобном месте для обноса первой щели.
лб
47 Золотой ключик с   30 300 500 м прямой участок с отвесными невысокими стенами пп, здесь стена лб ненадолго прерывается галечной отмелью. Затем следует левый поворот и за ним порог. Последний слив п. 47 уже в каньоне. лб

8/3

75 км

48 Щель-2     300 Видна со скал л.б., еще от “Золотого ключика”, она образована низкими выступами стен. После прямого участка чалились в 5 м выше Щели в маленькое улово лб, после чего все гребцы перебирались на небольшую полку левого берега. лб
49 Ключик-2     40   лб
50     400 Локальное скальное сужение ~4 м, у воды на п.б. полка, куда можно причалить, а также спуститься (и поднятся) несложным лазанием. Выше сужения пологий треугольный слив лб, пб
51     150 Бочка. В более высокую воду она мощнее, а сейчас имеет значение разве что для ориентировки. лб, пб
52     300   пб
53       Справа - длинное улово, после п.52. Бочка через всю реку пб
53.1     50 Щель шириной ~3 м, пб
54 Флюс     100 Образован невысокими выступами скального монолита со дна реки в правой части русла пб
55 Щель-3     20 В правое улово после п.54 необходимо чалиться пб
  56 Песчаный берег © (99 )лб       Почти сразу после завершения каньона лб
  57       После р. Джамансу пб

9/16

90 км

58 Шанхай     30   пб
каньон Майбаш 59 Мужчина и женщина С   300 1,5 км На крутом лп, перед входом справа впадает р. Кичик-Караичкису. Чалка выше устья к п.б. пб
60       Шиверы и пороги до “Обзорного” хребта (очевидный хребтик, входящий в реку справа – виден почти отовсюду) пб
  61 Тахир*       лп на 90 градусов и пп на 90 градусов. Сразу за последним правым поворотом порог пб
  63       За левым поворотом, почти сразу у начала крупнокаменной осыпи

Дальше непросмотренный участок под большой правой полкой (не более 200-300 м). В конце участка (река делает дугу вокруг полки) возможен сложный порог - плывет пена и виден большой камень и слив ~ 2 м - это на самом выходе из порога, самого порога не видно. Крутой поворот направо - до поворота гладкая вода. Дальше видно еще ~ 500 м прямого участка реки без сложных препятствий с относительно простыми берегами, потом река поворачивает налево и скрывается из вида.

*  - Далее река продолжает течь в полуканьоне. Оба берега - это, как правило, скальные стены, хотя попадается достаточно мест для высадки и подъема наверх. Встречаются и совершенно пологие участки берегов. Сложных препятствий нет, фон - 2-3 к.с. Практически отсутствует кустарниковая и древесная растительность. Последние 2 км перед Джанаджером на реке полноценный каньон, но сложных препятствий по прежнему нет. Пару участков можно оценить как 4. Непосредственно перед устьем каньон расширяется. Джанаджер впадает узкой плохозаметной щелью. В районе устья хотя и можно причалить, но площадки для стоянки отсутствуют. Единственная сколько-нибудь удобная площадка для ночлега находится на Джанаджере в 20 м от впадения в Сарыджаз. Чтобы попасть на нее, нужно лазить. (из отчета 99 г.)

На всем участке Учатского прорыва есть всего четыре места, где можно поставить палатки. Это на левом берегу у п. 27, на правом берегу над п.30, под скалой между п.32 и 33, и в конце прорыва, сразу за п. 38, где у нас был базовый лагерь N 2. (из отчета 95 г.)