Отчет: Водный поход 6 к.с. по реке Сарыджаз, 2009 год

Информация об авторе
Нижний Новгород
Дата регистрации: 21.03.2010 18:38:55
Предыдущий визит: 16.02.2016 23:52:06

Автор: 
Регион:Центральный Тянь-Шань
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: 6
Сроки: 01.10.2009 - 25.10.2009
Группа туристов из Нижнего Новгорода и Балаково под руководством Сергея Никанорова прошла одну из сложнейших рек СНГ.

 

 

ОТЧЕТ 

о водном туристском походе
 шестой категории сложности по Тянь-Шаню,
совершенном группой туристов г. Нижнего Новгорода
 в период с 1 октября по 25 октября 2009 года

 

 

Маршрутная книжка № 51/07 
Руководитель группы: Никаноров Сергей Николаевич

 

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю 6 категорией сложности. 
Отчет использовать в библиотеке ____________

 

Город Нижний Новгород

  2009 г. 

 


 

Содержание

1. Справочные сведения о походе.

1.1. Проводящая организация.

1.2. Место проведения.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

1.4. Подробная нитка маршрута.

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

1.6. Список группы.

1.7. Адрес хранения отчета.

2. Общегеографическая и туристская характеристика района.

2.1. Географическое положение и туристские особенности района.

2.2. Варианты подъезда и отъезда.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

2.4. Расположение пограничных зон, заповедников, порядок получения пропусков.

3. Организация и проведение похода.

3.1. Цели и задачи маршрута. Подготовка, выбор маршрута. Тактические идеи, новизна.

3.2. Изменение маршрута и их причины.

3.3. Развернутый график движения.

3.4. Обеспечение безопасности на маршруте.

3.5. Лоция.

4. Техническое описание маршрута.

5. Стоимость питания, транспортные расходы.

6. Итоги похода, выводы, рекомендации и впечатления по совершенному путешествию.

На turizmvnn.ru размещен фотоальбом Виктора Сердцева об этом походе.

 

 

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

 

1.1 Проводящая организация – общественная организация Нижегородский областной туристский клуб

 

1.2  Место проведения – Тянь-Шань (Киргизия)

 

1.3  Общие справочные сведения о маршруте

        1.3.1 Вид туризма - водный

        1.3.2 Категория сложности - шестая

        1.3.3 Количество участников - восемь человек

        1.3.4 Суда:
            а)  катамаран-четверка  - 1 шт. 
            б)  катамаран-двойка - 2 шт.

        1.3.5 Продолжительность:
             подъезды  + отъезды:

             поезд    3,5 + 3 дня,
             а\машина  1,5 + 1 день,
             строительство 0,5 дня,
             пешка 4 дня, 
             сплав 8 дней
             дневки 3 дня
             общая 25 дней

        1.3.6 Сроки проведения: с 1.10.2009 по 25.10.2009
 

 

1.4 Нитка маршрута:

г. Н. Новгород – г. Самара -  г. Бишкек (поезд) – г.Каракол (микроавтобус) – р.Сарыджаз (ГАЗ-66) – р. Уччат (сплав) – р.Сарыджаз (пешка) – г.Каракол (ГАЗ-66) - г.Бишкек (микроавтобус) – г. Рузаевка (поезд) - г. Н. Новгород (микроавтобус)

 

1.5  Определяющие препятствия маршрута:

Уччатский прорыв

 

1.6  Список группы:


  ФИО  Год рождения  Судно

1

 

Никаноров Сергей Николаевич

1965

К-2-1

2

 

Крашенинников Андрей Анатольевич

1961

К-2-1

3

 

Максимов Александр Анатольевич

1965

К-4

4

 

Суровицкий Евгений Константинович

1969

К-4

5

 

Сердцев Виктор Юрьевич

1963

К-4

6

 

Мельников Сергей Александрович

1961

К-4

7

 

Самохин Илья Вячеславович

1977

К-2-2

8

 

Лапшин Виктор Владимирович

1968

К-2-2

 

1.7 Поход рассмотрен в маршрутно-квалификационной комиссии Нижегородского областного туристского клуба.

 

 

2. ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ТУРИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРШРУТА

 

2.1 Географическое положение и туристские особенности района

Тянь-Шань – Горная система в Средней и Центральной Азии, в основном в Киргизии. Сарыджаз - река во Внутреннем Тянь-Шане, берет начало с ледников Семенова и Мушкетова, стекающие с северного склона хребта Сарыджаз. До левого протока р.Куюкап течет по территории Киргизии, прорезая хребты Сарыджаз, Энгильчек, р.Джанаджер Сарыджаз Кайынгды. От Куюкапа до левого притока течет вдоль границы Китая н Киргизии, прорезая раздвоенный хребет Майбулак. Дальше по Китаю через хребет Кокшаал-Тоо, эа которым меняет название на р. Аксу, являющуюся одним из истоков р. Тарим, котарая теряется в пустыне Такламакан.

Условно р. Сарыджаз можно разделить на четыре участка:

- Верхний: от погранпоста Эчкильташ до пос. Иныльчек протяженностью около 50 км со средним уклоном 8 м.км и расходом 50 куб. м/сек. Препятствия разнообразны: от мелководных шивер до скальных каньонов , за исключением порога "Пермский", не превышают 5 к. с. (Т)

- Средний: от пос.Иныльчек до правого притока р.Теректы, протяженностью около 52км со средним уклоном 9 м/км и расходом в 150 куб.м/сек. На этом участке река принимает четыре основных притока, по каждому из которых можно сплавляться. Река входит в глуб окое ущелье, препятствия становятся опасными. Четко выражены суточные колебания уровня воды. Нижнее ущелье: от р. Теректы до заброшенной станции гидрологов, протяженностью около 50 км, с уклоном 11 м/км, расход воды изменяется незначительно. Река течет в глухом ущелье и скальных каньонах. На этом участке сосредоточены основные препятствия пройденного маршрута.

- "Китайский каньон": от станции гидрологовдо выхода из хребта Кокшаал-Тоо, протяженностью около 20 км. Участок никем не пройден и даже не разведан. Путь по берегу преграждают отвесные стены каньона десятки метров высотой, по воде водопад и габаритные непроходы (до полутора метров в каньоне). Серьезно рассчитывать на разведку и прохождение всего участка можно только имея группу скалолазов с полным арсеналом специальных средств и разрешение на посещение Китая.

- Уникален левый приток Сарыджаза - р. Иныльчек, берущий начало с крупнейшего ледника Тянь-Шаня. Ледник Южный Иныльчек своим телом подпруживает сток ледника Северный Иныльчек, образуя озеро, названное в честь немецкого исследователя озеро Мерцбахера. Ежегодно один, а в жаркое лето два раза, озеро прорывается и сходит селевой паводок с расходом до 3000 л3/сек. Водосброс длится от 5 до 10 дней и обычно бывает в ервой половине августа. Вода в ущелье Сарыджаза поднимается очень значительно до ее спада с плавляться по реке нельзя. Так что планировать путешествие по .Сарылжаз, ниже устья Иныльчека, можно только только в сентябре, когда ее уровень спадает до 300-150 ку6.м/сек. В то же время, с середины октября в горах холодает и таяние ледников замедляется - уровень реки сильно падает, а пеший выход становится проблематичным. Оптимальным сроком для прохождения реки нужно считать сентябрь.

Спортсмены-водники впервые посетили р.Сарыджаз в 1987 г. Это балла группа из г.Перми под руководством Новикова. Сплавлялись они на плоту и тримаране в начале августа по высокой воде. Прошли без обносов Верхний Сарыджаз, но ниже устья Иныльчека плыть было нельзя из-за селевого паводка.

Спустя три года группа москвичей под руководством Папуша (1990 г. отчет № 5336) совершила первопрохождение Среднего Сарыджаза и Нижнего ущелья. Река была довольно полно пройдена тремя катамаранами. Составлена хорошая лоция реки, все препятствия сохранились и оценка их сложности соответствует действительности.

В 90-х годах река осваивалась туристами, и в 1999 году была пройдена до р. Джанаджер.

Затем река почти не посещалась. Хотя есть слухи, что были группы. Одна заплывала даже в Китай. Новых отчетов в интернете нет.

 

2.2 Варианты подъезда и отъезда

До Бишкека и обратно можно добраться на самолете через Москву или на поезде через Москву (Рузаевку), Самару или Свердловск. Нам больше подошел вариант через Самару — туда, через Рузаевку - оттуда.

От Бишкека до реки добираются на автотранспорте. (Вертолет мы не рассматривали из-за дороговизны). Машину заказывали заранее в фирме «Гульсина». Сейчас в Бишкеке достаточно фирм, которые занимаются заброской-выброской.

С точки окончания сплава можно выбраться пешком или вертолетом. Организовать гужевой транспорт вряд ли возможно.

 

2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

       2.3.1 Аварийные выходы с реки возможны пешком по притокам с выходом на тропы, которые в основном прорезают хребты высоко от реки. Есть несколько троп, выходящих на Сарыджаз. В группе был спутниковый телефон и в случае серьезной аварии рассчитывали на вертолет, т.к. были застрахованы в «Военно-страховой компании».

       2.3.2 Запасные варианты маршрута: р.Кекемерен или верхний Сарыджаз.

 

2.4 Расположение пограничных зон, заповедников, порядок получения пропусков.

Маршрут целиком проходил в погранзоне Киргизии на границе с Китаем. Пропуск для нас оформляла фирма: «Гульсина».

Кроме того, при проезде на поезде пересекаются: Российско-Казахская, Казахско-Киргизские границы. Пересечение этих границ отнимает много времени. Может с организацией таможенного союза положение исправится, и дорога на поезде будет занимать часов на 10 меньше времени.

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА

 

3.1 Цели и задачи маршрута

Этот маршрут давно манил и отпугивал нас. Всё же решили попробовать.

Перед походом было проведено несколько организационных собраний, проводились тренировки на ровной воде, члены группы участвовали в различных походах и соревнованиях.

Групповое снаряжение, а также часть личного собирали по друзьям. Дорогу и питание в походе, а также прочие расходы каждый участник оплачивал сам. Спонсорской помощи, к сожалению, не оказывалось.

 

3.2 Изменение маршрута и их причины

Маршрут пришлось завершить на р. Уччат. Причина — потери времени на заброске и сплаве.

Один день потеряли на заброске, когда нас не повезли из Каракола на реку, а вынудили переночевать на съемной квартире. Из-за непогоды (дождь со снегом) пришлось устроить незапланированную дневку. Один из участников повредил ногу при обносе п. Манхеттен. Была серьезная поломка К-4. В результате потеряли ещё 2 дня.  Нескольким участникам нужно было быть в Нижнем Новгороде 26.10.09 (работа!), поэтому было принято решение: не идти до Куюкапа и ниже.

 

3.3 График движения 

    

  3.3.1 Планируемый


дата день нач.пункт вр. отпр. к.п. вр. приб. вр. в пути  км примечание 
1.10 чт  Н.Н. 21-00          
2.10 пт  Самара 8-00; 17-41 Самара     803 автобус
поезд №18 
3.10 сб               
4.10 вс              
5.10 пн  Бишкек  

Бишкек
р.Сарыджаз
стапель?

2-41 (м.вр) 2д.14ч.40 мин

3119
654

автобус
на заказ 
12 ч езды

6.10 вт      п. 3     12 стапель/сплав
7.10 ср Ак-шейрак   мрам.каньон     24,5 сплав
8.10 чт  п.20   п.26 Адм.протока     11,5 сплав
9.10 пт п.27 Крюковщина   п.32 Манхетен     1,5 сплав/обнос
10.10 сб п.33 Мясорубка   п.38 Утешительный-1     4 сплав
11.10 вс п.39 Утешительный-2   п.43     14,5 сплав
12.10 пн  п.44   п.46 Щель-1     4 сплав

13.10

вт  п.47 Зол. ключик   п.56 Песч. берег     3 сплав/75км
14.10 ср  у.р. Джимансу   под перевал     7 пешка
15.10 чт  под перевал   перевал     3 пешка
16.10 пт  перевал   у.р. Кызылкапчагай     16 пешка
17.10 сб  у.р. Кызылкапчалай   пер. Караарча     10 пешка
18.10 вс пер. Караарча   застава     5 пешка
19.10 пн застава   у.р. Каинды     22 пешка/63км
20.10 вт зап.день            
21.10 ср р. Сырыджаз   Бишкек     654 а/маш
22.10 чт Бишкек*           поезд №27
23.10  пт              
24.10 сб    
       
25.10 вс Рузаевка  

Рузаевка

НН

3-04  2д. 17ч.57 325  


    

  3.3.2 Реальный

 

дата день н.п.  вр.отпр к.п. вр.приб вр. в пути  км  примечание 
 1.10 чт  Н.Н.  21-00          
 2.10 пт  Самара  8-00
 17-41
Самара      803 автобус
поезд №18 
 3.10 сб              
 4.10 вс              
 5.10 пн  Бишкек  

Бишкек
г. Каракол

 5-30  6 ч.  3199
 409
автобус.заказ
 6.10 вт г. Каракол
р. Сарыджаз    5 ч.  157 ГАЗ-66/стапель
 7.10 ср ст.1   п.4      26 сплав
 8.10 чт п.5   п.13      11 сплав
 9.10 пт п.14   п.23      8,5 сплав
 10.10 сб            0 дневка
 11.10 вс п.24   п.32 Манхеттен      11,5 сплав
 12.10 пн п.34 Мясорубка   п.35 Змеевик      1 обнос/сплав
 13.10 вт            0 дневка/ремонт
 14.10 ср            0 дневка/ремонт
 15.10 чт п. Змеевик   п.37 Завал      1,5 сплав/обнос
 16.10 пт п.38 Утешительный-1          0 сплав/ремонт
 17.10 сб п.38 Утешительный-1   у.р. Уччат      3 сплав
 18.10 вс у.р. Уччат   ст. на Уччате      3 пешка
 19.10 пн ст. на Уччате   застава      7 пешка
 20.10 вт  застава   брод ч/з р.Каинды      20 пешка
 21.10 ср брод ч/з Каинды
рад. источники
г. Каракол. 
  рад. источники
г. Каракол
Бишкек 
   5 ч.
 6 ч. 
 7
 157
 409
пешка
а/маш
автобус 
 22.10 чт Бишкек  10-07         поезд №27
 23.10 пт              
 24.10 сб              
 25.10 вс Рузаевка  

Рузаевка

НН

 3-04
 9-00 
   325  
Итого по воде:
пешком:
  
62,5
37 
 

 

3.4 Обеспечение безопасности на маршруте

Все члены группы были застрахованы.

Основы безопасности прохождения маршрута были заложены в тщательной подготовке похода, правильной организации страховки, испытанной конструкции судов и личном снаряжении. С собой брали кое-что из альпинистского снаряжения: веревка, обвязка, жумары, спусковое устройство, крючья и т.п. Но нам это не пригодилось.

Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого спасжилета, каски и гидрокостюма.

При сплаве применялись:

- Осмотр и разведка сложных порогов 
- Взаимная страховка судов во время сплава 
- Страховка с берега и воды на сложных участках реки

 

3.5 Лоция (размещена отдельным материалом, доступна по ссылке)

 

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

 

5.10.07

Ночью, около 05.30 по Москве (здесь и далее время московское) с опозданием часа на 3 мы приехали на станцию Бишкек-2 на поезде № 18, где нас уже ждал микроавтобус фирмы «Гульсина». Необходимые сопроводительные документы были готовы, и поменяв рубли на сомы, закупив хлеб, мы  выехали в направлении оз. Иссык-Куль и г. Каракол. По дороге,  в кафе позавтракали. Останавливались на озере, купались.

 

Иссык-Куль

 

В г. Каракол мы должны были пересесть на ГАЗ-66, заказанную для нас фирмой «Гульсина», - в горах выпал снег и машине без полного привода весьма проблематично было заехать на перевал. Переезд в Каракол занял 6 часов. Встретившись с хозяином автопредпреиятия, вдруг узнали, что он не пошлет своих водителей в горы сегодня. Внятно объяснить — почему?, он не смог. Пришлось остаться в Караколе до утра на съемной квартире, принадлежащей его жене. Предыдущие группы доезжали до реки за 5 часов (у нас был тот же результат), поэтому могли добраться засветло.

 

 

6.10.07 

В 4.00  утра выехали. Через 5 часов, не доезжая 1.5 километра до впадения Каинды, выгрузились. Поставили лагерь, сготовили обед, приступили к постройке судов.

Стоянка 1 (N 41° 58' 13,5" Е 79° 05' 20,0").

 

Экипаж К-2-2 на постройке судна

 

 

7.10.07

С утра довели катамараны «до ума» и начали сплав.

 

Перед стартом

До р. Уч-Кель несложные шиверы.

П.0Непосредственно перед впадением р. Уч-Кель. Несколько мощных сливов с бочками в невысоком каньоне. Осмотр справа.

П.1. Ниже Уч-кель - сужение в невысоких скалах. Невысокие валы и вертикальное перемешивание.

П.2Перед устьем р. Талды-Булак. Слив через гряду крупных скал, затем крупные валы (обходятся под берегом).

П.3. 300 м выше р. Ак-Шийрак. Сливы слева и справа от огромной (с 2-х этажный дом) скалы в центре русла.

В нашу воду слив был один, между скалой правого берега и огромным камнем. Чтобы попасть туда надо было пробить струю, так как струя отражаясь от камня, била в скалу и основная её часть возвращалась вверх по течению (лифт). В этом пороге произошел переворот К-2-2. Спасработы выполнили сами потерпевшие.

П.4. Каньон Ак-Шийрак, сразу за устьем р. Ак-Шийрак. Длина 600-700 м. Заходная шивера с валами до 2 м, потом под правым берегом мощные обливняки. Слив через два крупных обломка скал. Слив в сужении русла. Выходной каньон высотой 20-70 м. В километре ниже каньона тросовая переправа.

На ночевку встали на правом берегу перед впадением р.Уроккыр (название этого притока на карте мы не нашли, но сразу после него начинается пор. Уроккыр, поэтому решили, что и порог так называется).

Стоянка 2 (N 41° 52' 29,1" Е 79° 02' 14,3"). 

 

 

 

8.10.07

П.5. !! Пор. Уроккыр. Течение Сарыджаза замедляется, справа хорошо виден селевой вынос – под ним порог. Длина - 300 м, забит крупными скалами с мощными сливами.

Осмотр и страховка справа.

П.6. Пороги и шиверы после Уроккыра. Длина - 1.5 км. Каньон длиной 300 м перед правым притоком Теректы. Без просмотра. В каньоне тросовая переправа на пер. Кумар.

Начало “настоящего” Сарыджаза. Интересное наблюдение – на отрезке Теректы (п) – Уччат все каскады (кроме 14-17, исключение) будут начинаться сразу за правыми притоками.

Каскад 7-11 (Теректинский)

П.7. !!! “Пограничник”. Сразу за р. Теректы (п). Валы на заходе, мощнейший слив 2-3 м (справа обливник), мощный бой в левую стенку. Осмотр и страховка справа.

П.8. Простой, через 70 м после п.7.

П.9. !! Мощный порог на левом повороте. Осмотр справа. 

П.10. Цепочка мощных валов, заканчивается 50-м каньоном.

П.11. Несложная шивера после правого поворота.

Некоторое время река спокойна, затем

П.12. ! Длинная шивера с мощным сливом в конце. Осмотр справа.

П.13. ! Крутопадающая шивера на правом повороте. Cужение, прижим налево, слив с обливняка, череда валов и бочек. Осмотр справа. В середине препятствия по левому берегу начинается стена (правый берег - крупноглыбовой), которая тянется до п.17., где начинается стена по правому берегу.

От конца шиверы 100 м до пор. 14. 

Стали на стоянку на правом берегу на заходе в каскад 14-17, не хотели начинать прохождение каскада в конце дня. Стоянка забросана большими булыжниками. Площадки под палатки рыли в песке.

Стоянка 3 (N 41° 51' 18,7" Е 79° 07' 08,8").

 

9.10.07 

Утром ещё раз просмотрели п.14 «Король». Выставили страховку и прошли.

П.14. !!! Длина 100м, ширина русла 10-12 м, падение 6-8 м. В начале и конце огромные обливные обломки скал, основное падение в районе обливняков. Очень мощный. 

 

 

 

Порог Король

 

П.15. Несложный порог-слив, образованный гигантским обливняком в центре реки.

П.16. !!! Завал из крупных камней. Есть проход под правым берегом.  Эффектный порог.

П.17. !! Мощный порог с прижимом под правую скалу. Линия движения - у правого берега с последующим прострелом к левому берегу. 

Дальше простой участок реки, который постепенно переходит в каньон. В каньоне, в конце прямого участка (метров через 300) просматривается слив с мраморной осыпью справа- это

П.18. !!! “Малыш ”. Слив ~ 3-4 м в сужении 10 м с очень мощной бочкой за ним. Проход под правым берегом. Осмотр и страховка слева.

П.19. Виден с осыпи левого берега от п.18. С валами и бочками, кончается несложным сливом перед входом в каньон “Мраморный”. В конце песчаный пляж.

Легкая шивера вне каньона.

Снова каньон до правого притока .

Каскад 20-23. Проходили без просмотра. Длина 1,5-2 км, левый берег - многосотметровая стена, правый - крупноглыбовая осыпь. На протяжении всего каскада правый берег проходимый. Каскад расположен на крутом правом повороте, хорошо видимом на карте. 

Погода, с утра пасмурная, в районе «Малыша» совсем испортилась. Стало холодно, пошел дождь, с берегов стали падать камни. Сплав стал небезопасный, пришлось становиться на ночлег на левом берегу. Опять не выработали световой день.

Стоянка 4 (N 41° 49' 41,7" Е 79° 11' 38,3").

 

10.10.07

Дождь шел всю ночь.  Днем он пошел со снегом. Температура упала до 0,4°С. Вынужденная дневка.

 

11.10.07

С утра, немного покапав, дождь прекратился. Пока собирались вышло солнце. Погода наладилась и была солнечной до конца похода. Метрах в двухстах от стоянки, на левом повороте расположен мощный порог-шивера. Возможно это п. 23, но правый берег напротив стоянки и ниже — стена, а левый — крупноглыбовой, с описанием не сходится. А может вновь образовавшийся порог. Впрочем, мы шли осторожно и чалились при первых признаках порога без видимой чалки после него.

П.24. !! Мощнейщая шивера с валами и бочками. Проход и осмотр справа.

П.25. !! Мощный прижим к стенке левого берега с огромными валами. В 100 м от п.24. Самый мощный порог до этого места. Осмотр и страховка справа.

За порогом короткий каньон.

П.26. !! Мощный порог с боем в стенку левого берега. Затем 200 м мощной шиверы с валами и бочками. Осмотр слева.

Пауза на реке, несложные шиверы и прижимы. Сразу за ним Уччасткий прорыв 27-39. Смотрели и страховали все препятствия прорыва до п.38. Длина 3.5 км (до п. 38, до Учата 6-7 км).

С этого момента мы были особенно внимательны – впереди по описанию сложная чалка на левый берег (справа почти сразу будет стена) перед началом Уччатского прорыва. Мы зачалились на пляже на правый берег метрах в 100 от входа в пор.27, который начинается в районе впадения правого притока. Просмотрели порог, наметили место чалки на левом берегу и прошли, сначала двойки, затем четверка.

От конца п.27 и до начала 29 стенка по правому берегу и проход по левому. От п.29 и до конца прорыва проходимый берег - правый.

П.27. !! Ориентир – левый поворот и перед ним приток с правого берега. Мощнейшая разгонная горка длиной 150-200 м разбивается о  скалу в центре русла, большая часть струи уходит направо в прижим. смотр справа и слева. 

П.28. !! Завал из камней 5-8 м высотой. Перед ним слив ~ 2 м, падающий в скалу ширины слива. Вода проходит под прямым углом слева, справа криминальная щель. 

За пор. 28 белый катамаран сделал сложный траверс на правый берег, где поставил береговую страховку для прохождения пор. 29 серым катамараном.  

 

К-2-2 в пороге №28

 

П.29. !! Похоже на п.27 в зеркальном отражении (только менее мощный).

П.30. Несложный, обломки скал в сужении реки. 

П.31. !! Мощная разгонная шивера кончается сужением и скалой в русле. 

П.32. !!! “Манхеттеy”. Вначале две скалы по берегам с мощными воронками по краям. Очень техничное место. Поворот направо. Чалка направо перед завалом.

Чалились на правый берег, выше чем рекомендует лоция, так как две рядом стоящие мощные бочки не оставляют шансов на удачную чалку непосредственно перед завалом.  

Стали на хорошую стоянку непосредственно перед началом пор.Мясорубка. Экипаж к-2-1 успел обнести свой катамаран.

Стоянка 5 (N 41° 51' 34,0" Е 79° 16' 14,7"). 

 

Манхеттен

 

12.10.07

Утром оказалось, что вчера при обносе Крашенинников повредил ногу (неудачно прыгнул с камня на камень), и она распухла в колене и не сгибалась. Доктор прописал больному согревающие и обезболивающие мази.

Экипажи к-2-2 и К-4 обнесли суда к началу п. Мясорубка и все (кроме Крашенинникова стали готовиться к сплаву.

П.33. !!! “Мясорубка”. Мощные сливы, в одном из них в русле две скалы с сильным навалом (ключевое место порога), потом еще сливы, последний ~ 2 м. Порог не столько сложен, сколько криминален – попадание в улово за левой частью заходного слива проблематично, попадание же в любое другое место с ненулевой вероятностью приведет к криминальным последствиям.

К-2-1 проходил «Мясорубку» в составе Никаноров, Лапшин; К-4 в составе Максимов, Мельников, Никаноров, Лапшин; К-2-2 — без изменений.

 

К -2-1 в п. Мясорубка

 

П.34. ! Группа порогов и шивер за п.33. Несложны, но требуют внимания. Выделены главным образом потому, что переворот судна в этих несложных препятствиях может привести к попаданию аварийного судна в пор. Змеевик. 

Сложности были с окончанием этого участка: огромный камень лежит посредине реки, проходы слева (узкий и грязный) и справа (пошире, но струя, отражаясь от камня, наваливает на полуобливной высокий камень ниже по течению. Можно обойти обливник, пройдя впритирку с огромным камнем, там есть небольшая струйка). К-2-1 прошел слева, протискиваясь и перебрасываясь через камни. К-4 (со штатным экипажем) пошел по правому варианту. Немного не доработали(одной из причин может быть сплав с вещами)  и, коснувшись огромного камня, оказались на основной струе, с которой уже не успели сойти. При навале на камень лопнули швы левой гондолы и произошел переворот. Два человека оторвало от катамарана, один сам выбрался на берег, другой с помощью спасконца. Двое остальных смогли смогли зачалить катамаран уже в п. «Змеевик». Удивительно, но ничего не потеряли — разрыв почти по всей длине катамарана и в трех местах (два шва палубы и один карман для труб). Была погнута рама.  Сплав в этот день на этом закончили, отвязали рюкзаки и вернулись в базовый лагерь.

 

Поломка

 

13.10.07

Ремонт. Шитьё и правка труб.

 

14.10.07

Ремонт. Шитьё и правка труб.

 

 

15.10.07

Снимаем базовый лагерь и переносим его на п. «Утешительный 1».  Начинаем обнос судов. Крашенников уже может ходить с грузом. К-4 и К-2-2 обносят п. Змеевик, Слоники, Завал. К-2-1 проходит п. Змеевик и обносит кат за п. Завал.

Стоянка 6 (N 41° 52' 45,7" Е 79° 16' 47,8").

П.35. !!!! “Змеевик”. В начале две огромные скалы, линия движения от первой слева, а от второй справа. Затем река единым руслом делает поворот под прямым углом между валунами высотой 6-8 м, теряя на каждом повороте ~ 2 м. Порог кончается прямым мощным сливом ~ 2 м. 

 

К-2-1 в пороге Змеевик

 

П.36. !!! “Слоники”. 200 м. Мощные, последний - крутопадающий забитый огромными камнями слив в скальных стенках, похож на габаритный непроход. Обнос. Мы даже не обсуждали прохождение Слоников – порог не настолько красив и сложен, чтобы заниматься проталкивание в габаритные непроходы последнего слива в прямой      видимости фатального завала. Мы несли порог с первого удобного места, в 1995 году ребята чалились в правое улово непосредственно перед гребенкой, перетаскивали ее по правому берегу и сплавлялись до последней надежной чалки перед завалом.

П.37. !!...!!! Завал из камней и скал среднего размера с трехэтажный дом. Длина 150-200 м. Падение 30-50 м. Тяжелый обнос с элементами спелеологии (один из огромных камней было удобнее нести под ним – в прохладе и сырости вечного мрака).

 

16.10.07

Все катамараны прошли выход из «Завала». Метров через 20 начинается «Утешительный -1». На его первой ступени К-4 пробил баллон и опять погнул раму. Снова ремонт. На этот раз усилили раму деревом.

П.38. !!1-ый Утешительный”. Серия сливов 1.5-2 м, забитых камнями. Осмотр и страховка справа. Порог несложен, но длинный и чертовски красив.

 

К2-2 в 1-м Утешительном

 

17.10.09

С утра проходим 2-ю ступень «Утешительного-1» и идем дальше.

П.39. !! “2-ой Утешительный”. 0.5 км от 1-го. Мощная входная шивера заканчивается тремя скалами с 5-ти этажный дом - две по берегам, третья в центре. Слева и справа от нее мощные сливы. Осмотр и страховка слева. 

 

Утешительный-2

 

В нашу воду заход в последние ворота перекрывал камень, поэтому проходили правой струей, чалились под последним камнем и обносили по правому берегу метров двадцать.

За п.39 малый левый приток и километр простых шивер до р.Уччат.

Выше Уччата много места для палаток. Ставим лагерь, разбираем суда, готовимся к пешке. Разведали начало пути, нужно найти обход нижней части Уччата. Проход нашли по  правому (орографически) берегу с выходом на полку  и проблематичным спуском к ручью.

Стоянка 7 (N 41° 53' 25,6" Е 79° 17' 28,7").

 

Устье р. Уччат

 

18.10.09

Возможные выходы с р. Сарыджаз:

    1. От пор. “Пограничник” – через пер. Кумар (3770, н/к) в Иныльчек.

    2. От р. Уччат – выход непосредственно по Уччату через пер. Уччат (3670, н/к).Самый короткий и простой выход. Налегке расстояние от Сарыджаза до р. Каинды (там дорога и летовки) можно пройти за 7-9 ходовых часов.

    3. От р. Каюкап – вверх по Каюкапу до стрелки с Кызылкапчигаем, дальше по Кызылкапчигаю, в дальнейшем через пер. Чичор (3100,н/к), Кара-Арча (3600,н/к), Уччат (3670, н/к). Наибольшую сложность представляет отрезок р. Каюкап от Сарыджаза до стрелки с Кызылкапчигаем – сложные каньоны, в малую воду можно пройти непосредственно по воде, в большую приходится каньоны провешивать. В среднем этот отрезок можно пройти за 2-3 часа в зависимости от уровня воды (мы шли 3 из-за потраченного на провеску времени). Кызылкапчигай проходится до границы леса за 2-3 часа (мы шли 2.5). На преодоление перевалов надо запланировать тяжелый ходовой день (при наличии снега можно не успеть) – от границе леса на Кызылкапчигае ведет конная тропа.

    4. От пор. “Золотой Ключик”. По орографически левому берегу дойти до домиков (1 час), у домиков по тросовой переправе переправиться на правый берег, за 2часа легко доходится до места впадения Каюкапа. Переправа на левый берег – в  дальнейшем выход совпадает с дорогой от Каюкапа. Местный охотник рассказывал нам про тропу от домиков до стрелки Каюкапа и Кызылкапчигая по хребту левого берега– похоже на правду, но мы по этой тропе не ходили и не можем ничего про нее сказать.

    5. От р. Джамансу. Есть выход (по словам местного охотника) в верховья Каюкапа (выше впадения Булантора) через видимый перевал ориентировочной сложности 2А к.с. Полдня спуска по р. Каюкап приведут к стрелке Каюкап-Кызылкапчигай.

    6. От р. Кичик-Караичкису. Первая часть выхода – перевал через хребет Кокшаал-Тау в любом удобном для этого месте. Мы, думаю, прошли самым простым путем, тем не менее он имеем ориентировочно 2А к.с. (~ 2800 м) и занимает полный ходовой день (подъем 5 часов, спуск 3 часа). Следует учесть, что на хребте нет ни воды, ни снега – воду нужно нести с собой. Спуск с хребта приводит непосредственно к щели-1, откуда за 2.5-3 часа по орографически правому берегу Сарыджаза можно дойти до впадения Каюкапа. После переправы у Каюкапа на левый берег см. выход от р. Каюкап.

    7. С середины нижнего каньона “Майбаш” (это наши предположения) – можно попытаться перевалить через хребет на р. Кичик-Караичкису. Можно попытаться перевалить через хребет на Джанаджер. И тот, и другой выход простыми не кажутся. Зато дальнейшее несложно – это либо путь через Кокшаал-Тау (см. п.6), либо путь по Джанаджеру (см. п.8).

    8. От р. Джанаджер – 25 км по Джанаджеру до пер. Майбаш (~ 1А*, 4001), с перевала спуск непосредственно по сыпухе до р. Майбаш, выход на р. Каюкап, выход на стрелку с Кызылкапчигаем – дальнейшая дорога описана ранее. Есть вариант не идти через Кызылкапчигай и последующие три перевала, а уйти вверх по притоку Булантор и выйти на Каинды в район рудника через пер. Булантор (4050, 1Б).

    9. От впадения правого притока Сарыджаза напротив р. Джанаджер можно попробывать (это наши предположения) перевалить через хребет в верховья р.Кичик-Караичкису через перевал высотой ~ 3500. (до р. КичикКараичкису выход идет по территории Китая) В дальнейшем путь повторяет выход от р. Кичик-Караичкису. Этот вариант выхода от Джанаджера сложнее, но почти вдвое короче.

    10. Еще возможен выход от домиков через очевидный перевал в среднее течение р.Каюкап. В дальнейшем выход повторяет маршрут через перевалы Чичор-КараАрча-Уччат.

Уччат впадает в Сарыджаз узким ущельем, который мы, как и все предыдущие группы обходили по верху. Дальше путь идет вдоль ручья, то по правому, то по левому берегам. Несколько раз приходилось облазить водопады. На ночевку встали несколько рановато, но с дровами, прошли бы дальше — не просушились бы, не погрелись, да и с горячим ужином были бы проблемы.

Стоянка 8 (N 41° 55' 54,4" Е 79° 17' 36,4").

 

19.10.07

К обеду дошли до заставы. Решив, что перевалить сегодня не успеем, остановились на ночлег.

Стоянка 9 (N 41° 57' 52,8" Е 79° 18' 08,8"). 

 

 

 

 

20.10.09

От заставы до Каинды идет дорога. Но нам она помогала только ориентироваться, так как была занесена снегом и идти было возможно только рядом, обходя заносы, непрочный наст и размокший грунт. Пообедали-перекусили уже на Каинды. В сумерках подошли к последней переправе километра за три до Сарыджаза. Ночевали у остатков разрушенного моста.

Стоянка 10 (N 41° 57' 44,2"  Е 79° 07' 30,9").

 

Перевал!

 

21.10.09

С утра перебродили Каинды, двинулись к Сарыджазу. Решили дойти до радоновых источников и там дождаться машины. Ожидание прошло с пользой: отмокли, отдохнули, расслабились. Приехавший водитель рассказал, что на дороге обвал, и в одном месте пришлось дважды форсировать Сарыджаз, объезжать по бездорожью.

 

Вот оно - счастье!

В Караколе сразу пересели в микроавтобус «Гульсины», пообедали (или поужинали) и поехали в Бишкек. Ночью, приехав в Бишкек, разместились на съемной квартире.

 

22.10.09 — 25.10.09

Переезд Бишкек – Рузаевка – Нижний Новгород.

Рано утром поехали на вокзал за билетами. Билеты на этот день были до только Самары (от Рузаевки нам проще и дешевле доехать до дома), но два — один до Чимкента, другой до Самары в один и тот же вагон, но с разными местами.  В прошлый приезд  с билетами было туго и мы несколько дней провели в Бишкеке. В этот раз то ли повезло, то ли накануне, 21-го, ушел поезд на Москву, то ли директор «Гульсиы», везде в цивилизации сопровождавший нас, подвел к знакомой билетерше. Успели еще закупиться в поезд, потратить оставшиеся сомы.

В дороге, созвонившись с друзьями, узнали наличие мест до Рузаевки на наш поезд и договорились насчет «Газели» до Нижнего. В Самаре купили билеты и пересели в другой вагон, благо поезд стоит там долго.  Рузаевку чуть не проспали — проводницы не разбудили, так что выгрузка была несколько авральной и нервной.

 

5. СТОИМОСТЬ ПИТАНИЯ, ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ

 

На одного

На всех

Н.Новгород - Самара

871 руб.

6968 руб.

Самара – Бишкек

3300 руб.

26400 руб.

Пропуск в погранзону, заброска-выброска

4625 руб.

37000 руб.

Еда, хлеб, гостиница в Караколе

625 руб.

5000 руб.

Спутниковый телефон

625 руб.

5000 руб.

Еда, квартира в  Бишкеке

250 руб.

2000 руб.

Страховка

1100 руб.

8800 руб.

Бишкек - Рузаевка

4727 руб.

37816 руб.

Рузаевка – Н.Новгород

571 руб.

4000 руб.

Питание

1600 руб.

12800 руб.

Итого

18294 руб.

145784 руб.

 

 

6. ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ

 

О погоде

На стапеле и первые два дня сплава было довольно тепло, солнечно, немного облаков. На третий день было пасмурно, после обеда пошел дождь, перешедший в  дождь со снегом и не прекращавшийся полтора суток. После вынужденной дневки ( температура опускалась до 0,4°С), распогодилось и до конца похода стояли солнечные дни. Ночи на протяжении всего похода были теплые.

 

О судах

  • Четверка – стандартный «Аргут» фирмы «Тритон».
  • Двойка - 1– самопошивная объемом около 1 куб.м.
  • Двойка-2 — Red -900.

 

О стоянках

До Уччатского прорыва особых проблем со стоянками нет. На прорыве есть стоянки на входе (до начала каскада), на п. Манхеттен, п.Утешительный-1, (есть возможность переночевать под большими, высотой с трехэтажный дом, глыбами между Манхеттеном и Утешительным). Далее, до Уччата долина более разработана и опять много мест для стоянок. Следов присутствия людей по берегам нет (кроме принесенных водой) — вещи в базовом лагере можно оставлять без опаски.

По берегам много плавника, но на пешку мы брали 2 газовые горелки.

 

О визах, валюте и отношениях с местными властями

Виза и загранпаспорт в Киргизии не нужны. В поезде проводники  говорили нам, что регистрация в Киргизии до 90 суток не требуется, билет с датой приезда и паспорт – достаточные документы.  Валюту лучше поменять в Бишкеке, лучше с запасом, хотя это достаточно легко можно сделать и в Караколе и в других крупных населенных пунктах. Иногда можно расплатиться даже рублями, но по невыгодному курсу. Что иметь с собой – доллары, евро или рубли - разницы большой нет. Курс:  1,4– 1,47 сома за рубль.

Пограничники только проверили пропуск в погранзону и паспорта, не докапывались.

На выезде из Чуйской долины на посту местные омоновцы при проверке документов стрельнули у нас сало?!

С милицией в Бишкеке мы не пересекались, т.к. приехали поздно, сразу на съемную квартиру. А по утру три часа до поезда быстро закупились в поезд в ближайших магазинах и с милицией не встретились.

В Бишкекских поездах сейчас ездит штатный юрист (из Киргизии) для защиты интересов пассажиров.

 

О местных жителях

На маршруте встретили людей только на пешке, в долине Каинды. Разговоры были дружелюбными и ненавязчивыми. Эксцессов на было.

 

Техническое обеспечение

На маршрутах, аналогичных пройденному, необходимо иметь:

  • спутниковый телефон;
  • радиостанции (лучше 144МГц) на каждом судне;
  • фотоаппарат;
  • видеокамеру.
  • GPS.

 

О работе фирмы"Гульсина"  

В общем-то неплохо. Нормальная цена. В цивилизации с нами постоянно был их представитель. К минусам можно отнести задержку выезда из Каракола (не их конечно вина, но партнеров выбирали они); отстранение от переговоров при выброске с реки (пришлось самим дозваниваться до Каракола по спутниковому, но тут уж партнеры не подвели — приехали в срок).

 

О пешке

Мы выходили по одному из самых простых вариантов, но легкой пешку не назовешь: снарягу несли с собой, отрицательная температура, снег, постоянные броды, колючки длиной сантиметров 7, да и расстояние сократилось не намного(выход с Куюкапа на 10км длиннее). Всё же прошли нормально, могли быстрее на день.

 

О реке

Сарыджаз стоит того, чтобы на него сходить. Несмотря на большую пешку.

Если пойдем в следующий раз, то без обеда, с перекусом.



посмотреть на Google карте

Дополнительная информация
Руководитель:Никаноров Сергей Николаевич
Участники:Крашенинников Андрей Анатольевич, Максимов Александр Анатольевич, Суровицкий Евгений Константинович, Сердцев Виктор Юрьевич, Мельников Сергей Александрович, Самохин Илья Вячеславович, Лапшин Виктор Владимирович.
Дата размещения:24.01.2011
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Материалы, связанные с отчётом
Статистика
Суммарный рейтинг:40
Средний рейтинг:5
Проголосовало:8
Просмотры:6917
Комментариев:3
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Комментарии
redaktor 24.01.2011 16:18:46
0
+0 -0
Лоция реки Сарыджаз будет размещена отдельным материалом. Просьба сообщить, если в электронной версии отчета будут замечены какие-либо неточности.
Анна Рыбакова Анна Рыбакова 24.01.2011 16:20:30
0
+0 -0
Слов нет! Молодцы!!! Какой все-таки основательный подход к написанию отчетов!!!эх...
Nat_ashka Nat_ashka 24.01.2011 18:21:21
0
+0 -0
с удовольствием прочитала! спасибо!
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии