По горам ты топай-топай, за веревочку держись

Информация об авторе
Нижний Новгород
Дата регистрации: 21.03.2010 18:38:55
Предыдущий визит: 16.02.2016 23:52:06

Автор: 
Регион:Нижегородская область
Жанр:статья
Статья 2003 года, опубликованная в газете "Автозаводец", о туристских соревнованиях в посёлке Окский.

По горам ты топай-топай, за веревочку держись


Одно из живописнейших мест нашей области - поселок Окский (бывший затон им.Жданова), или, как еще называют эти холмы в народе, Малый Кавказ, - встречало автозаводских туристов жарким июльским солнцем, пьянящим запахом трав и великолепным природным ландшафтом. Чудесное летнее утро обещало хорошую погоду, а управление корпоративной культуры (начальник Е.И.Морозов) совместно с туристской общественностью района - увлекательные соревнования (главный судья - судья республиканской категории В.И.Бирюзов). Пятнадцать команд, из которых 14 представляли различные подразделения ОАО "ГАЗ" и одна - Горьковскую железную дорогу, не теряя времени, разбили лагерь и после торжественного открытия слета (флаг поднял капитан команды инструментальщиков, победивших в прошлом году на Линде) вышли на старт контрольно-туристического маршрута (КТМ). Вот что рассказывает об основном виде соревнований главный судья КТМ Александр Владимирович Смирнов.
- Согласно жеребьевке команды из 6 человек стартовали через каждые 15 минут. Два участника облачались в страховочную систему и проходили этапы по всем правилам обеспечения безопасности, остальные - по упрощенной схеме.
Каждый этап имел свою цену в баллах. Задача туристов - с помощью карты и компаса точно выйти на эти этапы и согласно временному графику преодолеть все препятствия с наименьшим числом штрафных баллов.
Первый этап недалеко от старта. Здесь проверялось умение участников вязать узлы. А затем через заросшую высокой травой луговину команда устремлялась к крутому подъему по склону покрытого густым лесом окского берега. Не всем удавалось ориентироваться быстро и хладнокровно. Некоторые терялись и искали очередной этап по 15-20 минут. После подъема - навесная переправа. Через 150 метров - крутой спуск с помощью веревки. Следующий этап - переправа через ручей с опорой на так называемый “маятник". Затем вышедшим из полумрака глубоких оврагов на залитую солнцем поляну участникам слета предлагалось правильно назвать топографические знаки, определить по карте азимут и расстояние между двумя точками.
А время не ждет, надо придерживаться жесткого графика движения. Преодолев параллельную переправу через глубокий овраг, туристы направляются к “бурелому”. На протяжении всего маршрута им приходилось продираться сквозь густой кустарник и перелезать через упавшие деревья (лес сильно захламлен). На этом этапе естественный завал дополнен хитрым переплетением веревок (попробуй пролезть, не касаясь их!!). “Гать” моделирует движение по заболоченному участку. Перекладывая жерди с "кочки” на “кочку", туристы должны пройти, не задев “трясины” ногами.
Ребята торопятся и... совершают ошибки, облегчая общую командную “копилку”. Но вот и последний этап: ответив на вопросы медиков, участники укладывают “пострадавшего" на носилки и, собрав последние силы, несут его в гору, прямо к финишу, отчаянно завидуя тому, кто преодолевает последнее препятствие лежа. На этом полуторачасовые испытания закончены. Впереди обед, волейбол, купание в озерах, а вечером - конкурс художественной самодеятельности, ночной костер, чай, крепкий сон в палатках. Утром туристов ждет еще одно серьезное соревнование - спортивное ориентирование.
Вместе с корреспондентом заводского радио Еленой Симоновой мы тоже прошли по этому маршруту и ощутили всю его прелесть, спускаясь по веревкам и переправляясь через ручей с помощью “маятника”. Большинство преград имели природный характер, и обойти их стороной было невозможно. Хорошо, хоть нам не надо было торопиться. А команды мимо нас так и мелькали, моментально исчезая из поля зрения и оставляя нас блуждать в лесных зарослях в поисках этапов без карты и компаса. Зато потом нам было легче понимать уставших и переполненных эмоциями участников слета. За первым интервью мы отправились к нашим гостям - команде ГЖД.
- Если честно, маршрут дался нам нелегко, - сказал специалист отдела по социально-экономическим вопросам, а по совместительству - капитан команды Николай Сафронов. - У нас тоже проводятся подобные соревнования, но у вас все гораздо сложнее и маршрут протяженнее.
- Собираетесь ли вы перенимать опыт автозаводцев?
- Обязательно. Как раз в августе планируем провести слет команд всех пяти отделений ГЖД, будем принимать их на турбазе “Керженец”. Непременно усложним программу.
- Как оцениваете свое выступление?
- Трудно сказать, поскольку мы не видели, как прошли КТМ другие участники. Но на победу настраивались изначально.
Забегая вперед, скажу, что железнодорожники выступили очень неплохо, они заняли второе общекомандное место. Думаю, вряд ли стоит этому удивляться. Наверное, это была сборная команда, в которую вошли сильнейшие туристы ГЖД. А некоторые наши подразделения участвовали в таких соревнованиях впервые. Например, представители топливно-энергетического комплекса.
- У нас работники в основном среднего возраста, - рассказывает инструктор-организатор культмассовой работы ТЭКНадежда Александровна Шиндерман, - молодежи мало. Только в последнее время ситуация стала понемногу меняться. Так что на слет мы выставили не одну, а сразу 2 команды. Ребята сами пришли и заявили: “Мы хотим принять участие в туристическом слете!” И, на мой взгляд, показали себя отлично. Вернулись с КТМ возбужденные, разгоряченные азартом. Всем очень понравилось. Хотя вначале одна девочка даже заплакала - от страха перед канатной переправой. Но потом, видимо, вошли во вкус, говорят: “Эх, еще бы раз пройти!” Сейчас все убежали купаться на озеро.
- Конкурсный обед у вас уже готов?
- Да. В одной команде приготовили суп с тушенкой, плов, салат из свеклы, моркови и яблок. А в другой будут гречка с грибами и пирожные из печенья с только что собранной земляникой.
...Фантазии командных поваров, право, можно только позавидовать. Технологи приготовили уху и какой-то диковинный салат прямо в кочане капусты. Инструментальщики украсили стол цветами и пирамидками из апельсинов. Литейщики удивили фаршированными огурцами. И все это сопровождалось немыслимыми названиями, девизами, прибаутками и частушками. У судей текли слюнки и разбегались глаза. Но конкурс на лучший обед не был самостоятельным, он представлял собой составную часть, так сказать, бытового конкурса, в который входили также демонстрация умения грамотно организовать бивуак, выступление художественной самодеятельности и краеведческая викторина. Со всем этим лучше других справилась команда УКЭР. Второе место поделили инструментальное и прессово-рамное производства. Третье заняло технологическое управление.
Команда управления конструкторских и экспериментальных работ, кстати, стабильно занимала первое место во всех конкурсах - КТМ, бытовом, в спортивном ориентировании и вполне закономерно победила в общекомандном зачете. Этот результат задолго до финала предсказала начальник бюро молодежной политики Наталья Валерьевна Ширяева. Когда я спросила у нее, какие команды подают надежды, она ответила:
- Судя по отношению к делу, общему настрою, стартовому забегу, думаю, команда УКЭР обязательно будет в лидерах. И ПГА.
И, надо сказать, она опять не ошиблась. Ребята из ПГА заняли 3-е место. “Не хочется опозорить свое самое передовое производство, - сказали они, - и обмануть ожидания людей, которые нас сюда отправили. Поэтому стараемся, как можем”.
А Наталью Валерьевну я попросила рассказать о том, как выступила сборная команда ОАО “ГАЗ” на областном туристическом слете.
Это был уже 4-й слет. Наша команда принимала в нем участие в 3-й раз. Проходил он с 4 по 6 июля в Городецком районе, близ села Валовое, в очень удачно расположенном месте на реке Узоле. Организаторами выступили министерство науки и образования Нижегородской области и комитет по спорту и туризму. Участвовали 17 команд крупных промышленных предприятий города и области. Наша вышла на старт в том же составе, что и в прошлом году. Но если тогда мы заняли 6-е место, то теперь по общему числу баллов поделили с командой из Балахны 3-е. Однако, поскольку в КТМе балахнинцы обошли нас на 2 очка, им присудили призовое место, а нам досталось 4-е. Основной состав команды представляли спортсмены из УКЭР, ПГА, Завода автомобильных агрегатов и инструментального производства, которые регулярно занимаются разными видами туризма - пешим, водным, горным. Мы очень переживали за результат, но, считаю, выступили неплохо.
- Не эта ли команда теперь выступает в качестве судей?
- Не только. Мы пригласили ребят из “Турклуба-НН” и из военно-патриотического клуба Беркут, которым руководит специалист нашего управления Алексей Сазонов.
- Какую помощь командам оказало управление корпоративной культуры?
- Начнем с того, что завод оплатил минимально необходимый набор продуктов: это тушенка, сгущенка, макароны, крупы, мы же предоставили самое необходимое снаряжение - палатки, спальники. Дрова и питьевая вода тоже были обеспечены нами, плюс транспорт.
- Какие призы предусмотрены для победителей?
- Стараемся никого не обидеть. Потому что независимо от занятого места каждая команда вложила в соревнования много душевных и физических сил. Призы предусмотрены за каждый конкурс в отдельности и за общекомандные места. Это, как правило, полезные для туристов вещи - палатка, рюкзаки и тому подобное.
Наташа Лошкарева (ТЭК) - одна из начинающих туристок. На вопрос “Что тебе показалось самым сложным?” ответила: “Пожалуй, “маятник". Я так и не смогла перейти ручей с его помощью. Смотрю на тех, кто в таком походе не в первый раз принимает участие, - они чувствуют себя гораздо увереннее. Видимо, уже успели извлечь уроки из своих ошибок. Наверное, и мы на следующий год будем такими же".
Кстати, автозаводский турклуб планирует осенью организовать для молодых работников ГАЗа “школу начальной туристической подготовки", где желающих обучат всем премудростям завзятого путешественника. По окончании курса выпускники совершат зачетные походы.
И последний штрих. Прогуливаясь вечером по лесу, мы с группой девушек вышли к ручью в том месте, где через него была переброшена тоненькая жердочка, которая, казалось, не выдержит и 10-летнего ребенка. Над ней нависла ветка соседнего дерева (ни дать, ни взять - “маятник”!). Я в нерешительности притормозила. А мои спутницы даже глазом не моргнули. “Ха! - сказала одна из них. - Тоже мне, препятствие! Да после того, что мы сегодня уже преодолели..." И в мгновение ока вся группа оказалась на другом берегу...

Алла Новикова

пос.Окский


посмотреть на Google карте

Дополнительная информация
Название СМИ:газета Автозаводец
Номер СМИ:110 (18581), 2003
Дата размещения:05.02.2012
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Река:Узола
Населенные пункты:ОкскийВаловое
Статистика
Суммарный рейтинг:15
Средний рейтинг:5
Проголосовало:3
Просмотры:1445
Комментариев:1
В избранном:1
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Комментарии
Lotsman 05.02.2012 14:12:17
0
+0 -0
В последние годы ничего подобного ГАЗом уже не проводится (не поддерживается)?
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии