Побеждать стихию умом...

Информация об авторе
Нижний Новгород
Дата регистрации: 21.03.2010 18:38:55
Предыдущий визит: 16.02.2016 23:52:06

Автор: 
Регион:Восточный Саян
Жанр:статья
Этот поход группы Бобина по Китою в 1977 году стал первой официально зарегистрированной \"шестёркой\" горьковских туристов.

Побеждать стихию умом...

Первая "шестёрка" горьковских туристов

 

- Чем вас привлёк Китой?

Вопрос я задаю один, а отвечают не него трое.

Частов Александр Александрович, мастер спорта:

- Китой? Он красив. Там камни будто из сказки. Влажный песок чёрного и тут же ярко-зелёный. И такая же зелёная вода.

Станислав Александрович Горшков:

- На Китое полностью отключаешься от всего, что осталось дома. Только ты, твои товарищи и река.

Вячеслав Николаевич Бобин, кандидат в мастера:

- Китой - это работа. Он требует отдачи всех сил. А красота его - она была для нас как открытие…

К этому своему открытию они шли несколько лет. Первый раз услышали о Китое ещё в 70-м. Почему-то решили: едва ли увидят там что-то новое. В прошлом году имели его ввиду как запасной вариант. Запасной не стал основным - пошли всё-таки на Бий-Хем. Это тоже Восточный Саян, многие реки которого уже покорены ими.

И вот теперь они узнали его, этот бурный, коварный, опасный и до ошеломления красивый Китой.

Они - это группа туристов-"водников". 14 человек во главе с Вячеславом Николаевичем Бобиным. За их плечами - множество походов, самых разных. Почему же разговор сегодня не о Бий-Хеме, не о Приполярном Урале, а именно об этой реке - Китой?

До последнего времени в спортивном туризме самой высшей категорией сложности была пятая. С нынешнего года введена ещё одна - шестая. Поход группы Бобина по Китою стал первой официально зарегистрированной "шестёркой" горьковских туристов.

Вопрос Вячеславу Николаевичу Бобину - не только как командиру похода, но и как председателю областной маршрутно-квалификационной комиссии:

- Почему возникла необходимость вводить шестую категорию сложности, пятая ведь тоже достаточно сложна.

- Дело тут вот в чём. Чтобы пойти в поход высокой сложности, надо многое знать и уметь. А знания и умения туристов совершенствуются с годами. Совершеннее становится и туристская техника. И вот сейчас она достигла такого уровня, что "пятёрка" стала для наиболее опытных групп уже сравнительно легка, а те маршруты, которые при прежнем уровне техники и мастерства были недоступны, теперь возможно пройти. Если же возможно - настоящего туриста не остановишь. Так и возникла новая, шестая категория сложности.

Мы разговариваем, а Горшков тем временем налаживает проектор, слайды плотно ложатся в кассеты. И вот на белой стене возникает Китой. Тесно обступают стремительную реку отвесы скал. Ели, стройные, как натянутые струны, поднимаются по отрогам гор. Кипит вода в шиверах, низвергаются водопады с каменных стен. Сумрачен воздух ущелий, и только пёстрые жилеты туристов, в едином усилии борющихся со стихией, - как яркие взрывы огня над пенным неистовством порогов…

Туристы говорят о Китое с восторгом, а он между тем заставлял их работать по 12-14 часов в сутки. За три недели пути он отобрал у каждого по 5-7 килограммов "живого веса". Он гремел неумолимым громом - гремел так, что когда был закончен поход и они ждали поезда на вокзале, кто-то из них вдруг сказал неправдоподобно тихим голосом: "Ребята, да чего ж это мы орём-то так"…

…Свои два плота они строили на притоке Китоя, имеющем почему-то два имени: Аарошей и Архыт. Остановились здесь, пройдя пешком более 50 километров по горной местности с рюкзаками весом за 50 килограммов каждый. Самый лёгкий рюкзак несла, разумеется, единственная в группе женщина Татьяна Прахова. Этот лёгкий рюкзак весил около 40 килограммов.

Что такое туристский плот для сплава по горной реке? Это гибрид двух идей. Одна из них - прочность (она воплощена в конструкции плотов, которые сплавляют по бурным рекам карпатские плотогоны). Вторая - лёгкость, и имя её материального воплощения - камера автомобильного колеса.

Восемь камер, каркас и настил из еловых жердей и брёвен да два 7-метровых весла-греби, укреплённые на подгребицах на носу и корме, - вот что такое туристский плот. Его называют горьковским, но используют туристы самых разный городов страны. Группы Бобина и другие путешестенники-горьковчане год за годом улучшали его конструкцию, доводили до совершенства Гордость Бобина - оригинальной конструкции подгребицы.

И вот стоят два плота, готовых ринуться в быструю струю. Подняты греби, вытесанные Бобиным и его напарником по плотницкому мастерству Гуриным. Всё готово. Поехали!

Архыт подхватывает плоты, наваливаются на греби туристы, в грохоте тонут команды лоцманов.

- Чалься! - и Гурин с концом верёвки в руках выскакивает на берег, молниеносно захлёстывает конец вокруг мощного камня.

Встали.

Это уже Китой. Теперь надо пробираться по берегу то у самой воды, то карабкаясь вверх по скалам. Это разведка дальнейшего пути, может быть, самое главное для успеха похода. Как войти в порог? Где следовать течению, где идти наперекор ему, чтоб не разбило плот о камни, не швырнуло на отвесную стену.

Так дальше и пойдёт: бросок через порог - разведка, ещё бросок - и снова разведка. Нередко за день всего 15-20 минут по воде, остальное - подготовка к очередному броску.

Они говорят: "45-й порог" - и на листе бумаги набрасывают схему: река узкой струёй сильно бьёт в камни левого берега, стремительно уходит к правому, а на этом пути разбросаны большие камни - "булки"; потом узкая щель всего в 5 метров шириной, а впереди, прямо по курсу, ещё одна "булка"…

У 45-го стояли полный день. Исходили десяток раз эти 200 метров. Спорили. "Пятёрка" этот порог обносит - тот, кто идёт по шестой категории, обязан пройти.

Они прошли. Но вот дальше обнос неизбежен, даже самых умелых и отчаянных не пропустит здесь река.

Полтора километра по камням и заболоченной, едва намеченной тропе, тащили она на себе плоты. Потом спускали их к воде с 30-метрового отвесного обрыва. Среди слайдов Частова есть один: крутой сброс камней и зависший над ними на верёвках огромный плот.

У 54-го порога плоты пришлось вовсе бросить: каньон Моткины щёки так сжал реку, так много нагромоздил камней и обрывов, что не только по реке, но и по берегу не пройти с плотом на плечах. Всё бросили, кроме камер. Два плота строили снова.

И опять: порог - разведка, шивера - разведка. И три последних дня пути, когда уж и вовсе вздохнуть было некогда - спешили в срок прийти в конечный пункт маршрута, посёлок Октябрьский. Выдержать срок надо было обязательно: если бы вовремя не пришла из контрольного пункта телеграмма, Горький, Москва и Иркутск, следившие за группой, организовали бы спасательную экспедицию.

Группа пришла в срок. Пришла победительницей, покорив суровый Китой.

Командиру похода я задаю вопрос до неприличия банальный:

- И зачем вас нужны все эти мучения?

И Бобин, инженер и руководитель инженерного коллектива, отвечает:

- Побеждать стихию умом - вот в чём радость.

Чисто инженерский ответ. Но потом Бобин добавляет:

- Впрочем, бывает, что лезешь куда-нибудь в гору из последних сил и сам себя спрашиваешь: "И зачем мне это надо?" А потом выберешься на перевал - и такая красота перед тобой, что плакать хочется.

Нет, всё-таки в каждом физике непременно живёт ещё и лирик. Иначе скучна была бы жизнь. Скучна и черства.

Итак, есть первая "шестёрка" горьковчан. Дело теперь за отчётом - это непременное условие категорийного похода. Группа, которая сегодня прошла трудный путь, должна обстоятельно и грамотно рассказать о нём, чтоб завтра этим путём легче было пройти другим.

- С отчётом нельзя торопиться, - говорил Бобин. - Надо, чтоб отстоялись эмоции.

- Нельзя медлить, - возражает Частов, - иначе не отчёт напишешь, а мемуары.

Старый спор. Горшков смотрит на них и улыбается.

Е. Лобачева



посмотреть на Google карте

Дополнительная информация
Дата размещения:21.12.2012
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Материалы, связанные с статьёй
Статистика
Суммарный рейтинг:25
Средний рейтинг:5
Проголосовало:5
Просмотры:740
Комментариев:2
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Комментарии
redaktor 21.12.2012 23:37:47
0
+0 -0
Нитка этого похода, состав группы и ссылка на отчет в МГЦТК:
http://www.turizmvnn.ru/cont/show/23797/
Lotsman 23.12.2012 01:45:58
0
+0 -0
Три постройки плота за один поход, детальные разведки, плюс обнос плота со спуском его в каньон по вертикальной веревке... Очень трудоемкий поход.
А вот 40 кг у женщины не приветствую.
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии