Ватома или матрасно по «нематрасной» реке

Информация об авторе
Нижний Новгород
Дата регистрации: 04.10.2013 15:26:57
Предыдущий визит: 07.02.2020 11:29:39

Автор:
Регион:Нижегородская область
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: ПВД (поход выходного дня)
Сроки: 11.07.2015 - 12.07.2015

Около года назад я интересовалась у finnа куда можно сходить одним днем так, чтоб «и мышцы почувствовать, и не задолбаться». Ну и заброска/выброска общественным транспортом тоже имели немалое значение. Тогда он мне посоветовал сходить на Ватому-Волгу - 33 км, 5 из которых вверх по Волге до Кстово. Тогда, в силу разных причин, пройти этот маршрут у меня не получилось, зато в этом году обстоятельства сложились иначе.

В понедельник serguz (ник с nn.ru) предложил поматрасничать в выходные, на выбор были Лух, Керженец и Ватома. Мысли о Ватоме все время были у меня в голове, хоть и неосознанно. Поэтому я голосовала пройти этот маршрут, но матрасно, т.е. за 2 дня. Предполагалось пройти по Ватоме километров 20-25 в первый день, а последние километры реки и Волгу оставить на второй.

Заброска туда простая – автобусом с автостанции на Московском, следующим до поселка Памяти Парижской Коммуны, до Рожново. Там есть мост через Ватому. Выброска еще проще – автобус из Кстово, ходит каждые полчаса точно.

Нам же с заброской вообще повезло. В середине недели я вдруг вспомнила, что vap-nn вроде бы должен поехать в деревню за семьей (а путь туда проходит как раз через нужный нам мост), значит, есть вероятность, что он сможет нас забросить. И он, правда, смог) За что ему отдельная благодарность.

В 7-45 субботы Леша забрал нас с Адмиралом.

У парома было скопление велосипедистов, а на Бору так вообще человек 70 наверное. В дороге время пролетело незаметно, поэтому, когда я увидела указатель «Рожново» немного удивилась) Слева за мостом, если ехать со стороны Бора, есть хорошая площадка для стапеля – невысокая трава и камни. Там нас vap-nn и оставил с пожеланиями удачного сплава.

Собрались, позавтракали и около 11 были уже на воде.

Адмирал на стапеле  Я на стапеле

Никуда не торопясь (матрас же) вгрябываемся, постоянно останавливаясь на пофотографировать (я фотографировала в основном цветочки, птичек (пыталась) и Адмирала в завалах (гы)).

Цветы. Фото 1  Цветы. Фото 2  Цветы. Фото 3  Цветы. Фото 4

Фотогеничный пернатый=)  Адмирал в завале  Адмирал в завале. Фото 3

Места здесь изумительные (дикие, что ли) – по берегам папоротник и крапива по пояс, и очень тихо.

Ватома. Фото 1  Себяшечка в ожидании Адмирала=)  Ватома. Фото 2  Ватома. Фото 3  Ватома. Фото 4

Рыбаков нет вообще (только в месте стапеля был один). Периодически встречаются завалы, но только крупные (в моей классификации, это те, возможность прохождения которых не очевидна). Мелких по нашей воде не припоминаю. Тут я в очередной раз убедилась, что очень ленивая. Я умудрилась «проскрестись» не вылезая из байдарки там, где, наверное, проще и быстрей вылезти на дерево и провести байдарку под/над ним.

Адмирал в завале. А я здесь проскреблась. Часть 1  Адмирал в завале. А я здесь проскреблась. Часть 2  Адмирал в завале. А я здесь проскреблась. Часть 3

Примерно километров через 8,5 после старта, на правом повороте реки, на левом берегу есть хороший выход на берег (там д. Марково на карте). И это, по сути, единственное место на первых 23 километрах реки, где можно выйти из байдарки размять ноги) Я этого не знала, поэтому возможностью не воспользовалась, да и рано, кажется, разминаться) Еще через пару километров, река выходит в луга. Слева и справа довольно высокие берега (все с той же травой… точнее трава другая, но такая же высокая – по ощущениям, по пояс), иногда «заболоченные», хотя, порой кажется, что трава растет прямо в воде.

Слаломный участок

Здесь река сужается и начинает петлять. Скорость тоже сильно возрастает – только успевай поворачивать. Забыв, что мы приехали «матрасить», набираем скорость и гребем уже в полную силу.

Так мы и пролетели 23,5 километра реки (матрасники фиговы=) ), где встали на перекус.

Место возможной стоянки. Фото с воды  Фото возможной стоянки. Фото с берега. Часть 1  Фото возможной стоянки. Фото с берега. Часть 2  Фото возможной стоянки. Фото берега  Фото возможной стоянки. Фото с берега. Часть 3  Фото возможной стоянки. Фото с берега. Часть 4

В принципе, можно было бы и совсем встать, но как-то было лень вытаптывать траву под палатку в этом месте (да и рано еще было), поэтому просидев, наверное, час, пошли дальше. Примерно через километр, река разлилась – все-таки Волга уже близко.

Разлив. Волга уже близко

Почти сразу обнаруживаю стоянку на правом берегу. Место неплохое – поле на высоком берегу, цветы, место под палатку, даже кострище с парой бревен. Правда, рядом дорога, а вот деревьев немного. Вставать на ночь все еще рано, решаем попробовать пройти дальше и, если что, вернуться. Возможно, это была наша ошибка – дальше все места заняты либо рыбаками, либо отдыхающими, заплывающими на своих моторках с Волги.

Мы дошли до Волги и даже поднялись немного, но как только увидели людей, даже на маленьких песчаных пятачках, решили, что надо возвращаться. Несмотря на то, что мы держались довольно близко к берегу, нас чуть не снес катер, который на полной скорости влетел в Ватому с Волги. Причем, он даже не попытался затормозить когда нас увидел=( Хорошо хоть у нас инстинкт самосохранения развит: как услышали за спиной шум мотора - рванули к берегу.

Встали в итоге не на той стоянке, куда собирались вернуться. Пока гребли, увидели пляжик с тропинкой на высокий берег. Пустой. Место под палатку было, и мы решили остаться тут.

Солнечные ванны. Матрас же=) Автор serguz  Вид с места нашей ночевки. Фото 2. Автор serguz

Солнце, пляж, тепло… что еще нужно для матраса?) Купаемся, загораем. За день пройдено 29 километров, из них около километра против течения.

А ночью шел дождь… сильный или слабый, но почти не прекращающийся. Проснулись около семи утра. По палатке барабанит дождь. Вылезти, чтобы надеть сплавное (которое у меня всю ночь сохло на дереве=) ), смогли только в 10, когда дождь ненадолго прекратился. Завтрак, сборы. Выход на воду совпал с началом мелкого нудного дождя, а когда вышли в Волгу – ливня.

Траверс Волги решили осуществлять сразу же – сначала пересечь фарватер до острова Теплый, а потом уже на другой берег Волги. Однако здесь нас, почему-то, начало сносить вверх(!) по течению. Если Адмирал еще пытался выправить курс на остров, то я решила не тратить силы на борьбу с направлением (тем более, что в целом, это направление и было мне нужно, хоть и увеличивало время нахождения на фарватере), а вложиться в скорость. Благодаря плохой погоде, здесь не было катеров, что значительно упростило нам траверс. В целом же мы потратили на Волгу около 2х часов – на фарватере скорость была около 2-3км/ч, зато как только с фарватера сошли – меньше 4,5 у меня не опускалась (а у Адмирала и того выше – он шел метрах в двадцати впереди меня и успевал периодически оглядываться – видимо проверял, вишу я у него на хвосте или нет=) ), а иногда даже получалось разогнаться до 6-7км/ч, правда, ненадолго)

Кстово встретило нас водопадом)

Вид от пристани в Кстово. Оттуда мы пришли. Автор serguz

Антистапель, перекус для желающих, пешка до автостанции – все под дождем, иногда ливнем. Потом мерзли в автобусах, но, в целом, поход удался. Настроение замечательное (примерно как на фото).

Я. Автор serguz  Я в цветах. Автор serguz

Эмоций хватит ровно на неделю – до следующего похода)

Спасибы:

1.       Адмиралу за компанию

2.       vap-nnу за доставку наших тушек на место старта

3.       finnу за совет сходить на эту замечательную реку

Зы: а никто не знает, что там выше по течению?) Есть ли смысл туда ехать?)

Дополнительная информация
Комментариев:18
В избранном:1
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
vap-nn 14.07.2015 10:03:55
+0 -0
Ходили в апреле '09 года от деревни Городищи (если я не ошибаюсь). Есть смысл попробовать от истоков Ватому сходить (слияние речек Средняя и Нестериха), но желательно по паводку (снеговому или дождевому - не суть).
KateS 14.07.2015 10:59:51
+0 -0
А вы когда от Городищ шли... там выше вода наблюдалась?

"Есть смысл попробовать от истоков Ватому сходить (слияние речек Средняя и Нестериха), но желательно  по паводку (снеговому или дождевому - не суть)."

Вот я этот участок и присмотрела

finn finn 14.07.2015 23:00:03
+0 -0
>спасибо finnу за совет сходить на эту замечательную реку
завсегда пожалуйста хотя верховья ватомы мне понравились куда больше

>а никто не знает, что там выше по течению?) Есть ли смысл туда ехать?)
несколько лет назад сплавлялись с верховьев (поход вышел весьма запоминающийся, но рассказ написать еще не успел). забрасывались машиной до Ватомского, оттуда пару километров пешки по затопленному обледенелому лесу, на большее нас не хватило. в том походе я узнал, что щуку можно стапелить прямо в воде (тогда еще в качестве насоса пользовался лягушкой, поэтому пришлось искать сухую кочку для нее, сейчас же, с ручным насосом, кочку искать бы не пришлось, достаточно мелководья)
Трек отдельно тоже не выложил еще, но вообще, скромно напоминаю, что пройденные нами маршруты (включая треки) завсегда можно посмотреть тут
ReeVe ReeVe 14.07.2015 11:53:20
+0 -0
Встреченные вами велосипедисты ехали 200-километровый бревет в этот день. 103 стартовавших всего, очередной рекорд нашего клуба
KateS 14.07.2015 13:21:52
Круто! Поздравляю!
Коршак Сергей Николаевич 14.07.2015 11:59:10
+0 -0

В майские праздники 1989 года группа В.А. Лобова http://www.turizmvnn.ru/cont/show/5763945/ проходила Ватому от п. Ватомский через Воронино, Городищи и т.д.  было много завалов и обносов несмотря на большую воду.

KateS 14.07.2015 13:23:28
+0 -0
Спасибо! Правда эти данные нас все равно не остановят, если нам приспичит пройти этот участок)
antikrot antikrot 14.07.2015 14:53:33
+0 -0
"готовых к чему-угодно, даже к полному отсутствию воды в зоне предполагаемого сплава" (с) finn
antikrot antikrot 03.08.2015 00:24:57
+0 -0
судя по треку, результат превзойдён?
KateS 03.08.2015 09:25:42
+0 -0
Прошли, правда не все, что хотели)))
Коршак Сергей Николаевич 14.07.2015 13:39:23
+0 -0
От истока у них  не вышло - было никак не пройти... В этих местах река интереснее - обрыв у Ватомского (раньше скит был), омут у станции Площадка, остатки крепости 13 века у Городищ на стрелке с Мосоловым ручьем,  мельниц - пруды, сваи, кресты утонувшим в Воронино, Городищах, Селищах (всего было 18), стрелка за Большим Пикино (медведь жил - его многие видели), бетонные остатки моста узкоколейки у Пионерского, источник на Майдане. Это только что я сходу без картотеки вспомнил, фактически артефактов на этом маршруте намного больше.
Коршак Сергей Николаевич 14.07.2015 15:01:18
+0 -0
Я бы тоже отметил некоторую самоуверенность, но на сегодня полемики достаточно на сайте и так. Как вариант комбинированный маршрут - пешком к истоку и сплав по ситуации. Размещаю фото Ватомы у Ватомского сделанное с мостика  на дороге в Большие Орлы в 1996 году.
Коршак Сергей Николаевич 14.07.2015 15:13:26
Снимок разместил http://www.turizmvnn.ru/cont/show/5768804/
KateS 14.07.2015 15:39:20
+0 -0
По снимку кажется, что воды достаточно для наших байдарок) Ну в особо крайнем случае можно же пешком погулять, пока воду не найдем)
antikrot antikrot 14.07.2015 15:48:15
+0 -0
на этот случай у меня тоже есть цитата от finn'a - "в реке есть вода!"

Коршак Сергей Николаевич 14.07.2015 15:47:33
+0 -0
Согласен. В Линде работает в школе Володя Фролов - он посетил все (или почти все) истоки рек Борского района. Увижу - поинтересуюсь как обстоит дело с Ватомой. Сам я был выше точки сьемки буквально на 200-300 метров и то почти 20 лет назад...
finn finn 15.07.2015 08:41:19
+0 -0
>Выход на воду совпал с началом мелкого нудного дождя, а когда вышли в Волгу – ливня.
Прям традиция какая-то. Помнишь, после первой Нюжмы траверсировали? Два дня было солнце, а на Волге вдруг дождь с ветрищем. Потом еще где-то такое же повторилось. И когда с Ватомы выходили, тоже под дождем грябали и разбирались - Сергус должен помнить

>Траверс Волги решили осуществлять сразу же – сначала пересечь фарватер до острова Теплый, а потом уже на другой берег Волги. Однако здесь нас, почему-то, начало сносить вверх(!) по течению.

Действительно странно. Может сильный попутный ветер был?

зыж Отлично поматрасили. Еще бы трек пристегнуть к фотоотчету, и все привязки закольцевать (а то ни из трека, ни из фотоальбома на отчет не выйти)
antikrot antikrot 15.07.2015 11:45:29
+0 -0
>Еще бы трек пристегнуть к фотоотчету
сейчас всё пристегну - были технические проблемы...