Средне-Русская возвышенность – Московско-Окская равнина – Мещерская низменность. Река Ока. 1980 год

Информация об авторе
Визави
Нижний Новгород
Дата регистрации: 04.03.2013 21:05:52
Предыдущий визит: 25.03.2020 21:52:04

Автор:
Регион:Центр европейской части
Туризм и путешествия:Водный, Путешествия

Средне -Русская возвышенность – Московско-Окская равнина – Мещерская низменность. Река Ока. 1980 год

Поездка в верховья Ветлуги Валере и Юле понравилась: они уже достаточно выросли, и им было интересно попутешествовать. Но кроме приобретения ими туристских навыков, мне хотелось пополнить ещё и их интеллектуальный багаж. И тут учительница русского языка и литературы, Белла Соломоновна Скобло, упомянула о том, что она ездила в Ясную Поляну со своими учениками и хотела бы ещё раз побывать там. Так возникла идея сходить туда в поход на байдарках с Юлей и Валерой.

Но посещения одной Ясной Поляны для похода было маловато, и мы стали прорабатывать несложный, но продолжительный по времени байдарочный поход по реке Оке от её истока, расположенного на Средне-Русской возвышенности, до города Серпухов, расположенного на Московско-Окской равнине. Далее планировался переезд на электричках до Тулы, потом до Рязани, в район Мещерской низменности, а напоследок – возвращение из Рязани домой на пароходе. При этом предполагалась целая культурная программа с посещением музеев и памятных мест в городах Орёл, Калуга, Таруса, Серпухов, Коломна, Рязань, Константиново, Касимов и Муром. Этим маршрутом мы охватывали бóльшую часть бассейна реки Оки.

Пройти 1300 км по всей реке Оке от истока до устья теоретически было возможно, но очень утомительно и неинтересно, для этого потребовалось бы поход растянуть на 2–3 месяца, то есть с мая по июль включительно, и мы стали сокращать маршрут, без потери его привлекательности. К самому истоку Оки мы решили не ходить, поскольку выше, за Орлом, шёл длинный, неинтересный, заболоченный участок с множеством меандр. Началом нашего байдарочного похода мы избрали город Мценск с рекой Зушей, притоком Оки. По нашим расчётам на такой укороченный маршрут нам потребовалось бы дней двадцать. Зимой мы прочитали массу исторической и мемуарной литературы, связанной с Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, С. Есениным, А.П. Чеховым, В. Поленовым и другими известными деятелями науки и культуры России. К весне был разработан проект похода, и составлена подробная карта движения.

Желающих составить нам компанию оказалось 8 человек: Станислав Чудинов с женой Наташей Гусарской и их дочкой Олей, Белла Скобло и мои коллеги из ЦКБ: Вера Тюрина, В.И. Игнатьев, В.А. Фокин и вся моя семья: Женя, Валера, Юля и я. Правда, В.А. Фокин за несколько дней до отъезда выпал из этого состава, но это было не критично.

Итак, 30 июня 1980 года вся наша группа прибыла на Московский вокзал города Горького.

Московский вокзал. В ожидании прибытия поезда

Поезд № 341 Горький – Симферополь прибыл с большим опозданием, поэтому отправились мы только на следующий день в полдень. К счастью, на ночь нас разместил в своей квартире жених Беллы Скобло, Ефим Кац, который жил рядом с Московским вокзалом. Он же проводил нас в путешествие.

Весь следующий день мы провели в поезде, и 2 июля в половине седьмого утра приехали в Орёл. Здесь группа разделилась на две части: мы со Станиславом, Валерой и Верой выехали на электричке с байдарками и частью груза в Мценск, а остальные пошли осматривать город и музеи: Женя и Белла участвовали в плановой экскурсии по городу, а Оля, Юля, Наташа, а потом и догнавшие их Белла с Женей сходили в музей писателей-орловцев (Л. Андреев, И. Бунин, М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет) и в музей И.С. Тургенева.

На берегу реки Зуша в Мценске

Прибыв в Мценск и пройдя около 200 метров от железнодорожного вокзала, мы вышли к реке, собрали байдарки, уложили снаряжение и сплавились на 300 метров ниже, в более удобное место, где и устроили лагерь.

Почва рядом с рекой была пропитана водой, и мы застряли в жирном чернозёме.

В городе Орле

Застряли в буквальном смысле, да так, что мне, например, пришлось вытаскивать руками сапоги поштучно, а слегка испачканная палатка, прошедшая много походов, до настоящего времени хранит на себе несмываемые следы чернозёма. За чистой водой для питья и приготовления пищи пришлось ехать на байдарке к водоразборной колонке, так как в Зушу идёт слив от металлургического завода, и вода в ней рыжего цвета. Во второй половине дня мы с Верой и Валерой тоже смогли съездить в Орёл, посмотреть город и реку Оку, похожую в этом месте на Керженец в узкой его части.

3 июля. Днёвка. Утром Женя, Станислав и Владимир Иванович остались в лагере, а остальные отправились в имение И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново. Чтобы добраться до места, пришлось проехать на электричке две остановки до станции Бетыево, а потом минут 40 идти по асфальтовой дороге до усадьбы.

Осмотрели парк, усадьбу, музей, часть экспозиции которой посвящена писателю Гаршину. Затем отдохнули в кафе и в половине пятого вечера вернулись в Мценск.

По дороге к Спасскому-Лутовинову

Усадьба И.С.Тургенева

Здесь мы были обескуражены отсутствием В.И. Игнатьева, который уехал обратно в Горький. Оставшимся в лагере он пояснил, что уже в дороге пожалел, что не послушался своей мамы и пошёл в поход. Ему надо было идти не в поход, а собирать ягоды на участке, ведь походы нужны только тем, у кого нет огорода или сада. Мы приняли это объяснение и успокоились, так как его отъезд не внёс никаких изменений в организацию похода. Позднее я убедился, что действительно, его интересы ограничивались только работой и огородом в частном доме в Гороховце.

На следующий день в 10 часов мы вышли на трёх байдарках по реке Зуша, похожей чем-то на реку Линду в Горьковской области, но значительно уступающей той по качеству и цвету воды. Не успели мы пройти и 15 минут, как нас остановила охрана небольшого одноколейного моста, который оказался стратегическим объектом и был перекрыт боновыми заграждениями. Пропустили нас только после предъявления маршрутного листа. Шли два часа и встали на обед. В этом месте Зуша лесистая и широкая, на берегу – много земляники. После обеда до ужина шли около пяти часов с тремя проводками байдарок под низкими бревенчатыми мостами.

Идём по Зуше к Оке

5 июля. В половине двенадцатого мы вышли и через 20 минут вошли в более полноводную Оку. Периодически останавливались в живописных березняках, где собирали грибы и землянику. В этот день прошли около пяти часов ходового времени.

Вышли на Оку

На дневке

6 июля. С утра пасмурно, идёт мелкий дождь. Сходили за грибами и земляникой. Встали на воду только во второй половине дня, когда дождь прекратился, и небо прояснилось.

Днёвка. Дождь. Наш бивак

Река Ока после Мценска

Идём вяло, в основном, отдыхаем. Прошли всего около часа ходового времени и встали на ночь.

7 июля в половине десятого вышли и через два часа подошли к городу Белев. Там мы должны были сделать остановку и осмотреть город. На подходе к городу я шёл метров на пятьдесят сзади двух других байдарок.

В небольших перелесках  – много грибов

Река Ока после Орла

За крутым поворотом показался мост, и я крикнул, чтобы перед мостом все остановились, так как требовалось сделать разведку и, возможно, мост обнести.

Город Белев

После переворота

Все стали подходить к берегу, как вдруг байдарки Веры и Станислава неожиданно отошли от берега, развернулись и пошли к мосту. На моё предупреждение остановиться они не среагировали. Пролёты под мостом не просматривались, и я, на ходу высадив Женю и Юлю, стал резко набирать скорость, чтобы подстраховать нарушителей. Однако догнать их было уже невозможно. Ускорившееся на входе к быкам моста, течение подхватило байдарки, и они пошли под мост. Под мостом я их почти догнал и увидел, что сразу же за первым мостом стоял ещё один, деревянный, быки которого располагались посреди пролетов предыдущего моста. Ситуация была сложной из-за того, что на коротком расстоянии между мостами надо было, отгребая назад, сделать лавировку и пройти между быков второго моста. Для моих неопытных туристов-водников эта задача была непосильной. Первая байдарка с Верой, Беллой и Валерой влетела в отбойный вал второго моста и, под шум падающей воды и грохот металлических вёсел, перевернулась. Станислав с Наташей и Олей, как более опытные туристы, удачно это место проскочили. За мостом из-под перевёрнутой байдарки всплыли Вера и Валера. Беллы видно не было. Я крикнул, чтобы ребята не пытались перевернуть байдарку на киль и хватались за её корму и нос. Как только я догнал перевёрнутую байдарку, из-под борта всплыла Белла. После переворота она была в воздушном мешке под байдаркой, и её пребывание там опасности не представляло, но стресс она получила сильный. Одежда её намокла, и плыла она тяжело. Я подогнал байдарку носом к Белле, отбуксировал испуганную женщину к берегу и отправился догонять быстро удаляющихся по реке Веру, Валеру и перевёрнутую байдарку.

Станислав догнал одно весло от их байдарки, кто-то из потерпевших аварию зацепил второе, и мы отбуксировали аварийную байдарку с людьми к берегу. Собрались все вместе на правом берегу, напротив города Белев, на голом, бугристом, безлесном и ветреном месте. Выкупавшиеся быстро переоделись в сухую одежду, и мы со Станиславом устроили сушилку. Когда шок прошёл, и обсуждение ситуации закончилось, мы со Станиславом остались, а все остальные на три часа ушли на экскурсию в город Белев, до которого от моста было порядка 1,5 км. Потери от переворота были незначительными: две накидки от дождя и плащ. В 16.40 встали на воду и через четыре часа ходового времени остановились на ночь.

Спасательные работы

8 июля с 11.00 до 13.00 шли до короткой стоянки, откуда рассмотрели в подзорную трубу терриконы, оставленные после выработки каменного угля. Пройдя ещё около двух часов, встали на обед.

Через полтора часа вышли. У одноколейного железнодорожного моста нас в течение получаса держала охрана. Пришлось идти одним, без сопровождения, между свирепыми, рвущимися с блоков овчарками, в помещение охраны, к лицу, ответственному за охраняемый объект. Отпустили нас только после предъявления маршрутной книжки. Впечатление было такое, как будто мы идём по погранзоне.

Через 50 минут прошли автодорожный мост и город Чекалин, а ещё через час, после короткого грозового дождя, встали на ночь в удобной балке, окружённой сверху живописным березняком. Когда поднялись в гору из балки, увидели красивую поляну, усыпанную, как листьями в листопад, молодыми белыми грибами.

На следующий день устроили днёвку. Собрали котёл белых грибов и сходили за сметаной, молоком и свежим картофелем в ближайшую деревню. Наташа и Оля Чудиновы сделали на костре удивительно вкусную грибовницу из тушёных в сметане белых грибов. Весь день была жара, и мы купались, играли в бадминтон, загорали.

Белые грибы

Валера напрыгался

10 июля в 10.00 вышли, прошли реку Жиздра и в 14.00 встали напротив города Перемышля на обед. Река расширилась до 90–100 метров, появились песчаные отмели и пляжи. В половине пятого вечера вышли и вскоре пересекли высокий деревянный мост, через который проходит автодорога. Здесь мы видели участников пробега, нёсших факел в Москву, на Олимпиаду-80.

Рядом находилась автобусная остановка, в 30 км от которой находится город Калуга. Прошли ещё три часа и встали на ночь.

Старинный город Калуга

Эксурсия по Калуге

11 июля вышли в 11 часов, прошли устье реки Угра с двухъярусным железнодорожным мостом. В середине дня встали лагерем у реликтового соснового бора-заповедника в одной автобусной остановке от города Калуги.

Мне эти места были хорошо знакомы, так как в прошлом я дважды по месяцу жил в Калуге в командировках и один раз работал в составе междуведомственной комиссии на Калужском турбинном заводе.

Старый кирпичный мост в Калуге

Стоянка в Калуге перед реликтовым бором

Поэтому все поехали в город, а я остался за дежурного. Белла тоже не смогла поехать, так как приболела и целый день пролежала в палатке.

На следующее утро опять все вместе поехали в Калугу. От спортивной базы, около которой мы встали лагерем, до города автобусом ехали 12 минут. Осмотрели центр, сходили в Художественный музей, Музей космонавтики и Музей К.Э. Циолковского. К Наташе и Станиславу приехал их друг из Обнинска, поэтому у них была своя программа.

13 июля в 10.00 вышли, и через 15 минут прошли Калугу. В 6 часов вечера, пройдя шесть часов ходового времени, встали на ночь. На следующий день шли четыре часа без особых интересных событий.

15 июля в 12.00 вышли. Погода с грозовыми дождями. Через 30 минут – город Алексин. Пройдя после него 35 км, дошли до города Тарусы.

Перед Тарусой, на высоком берегу, заросшем лесом, стоял старый оригинальный трёхэтажный дом-башня – дача пианиста Станислава Рихтера. Перед Тарусой увидели на приколе старый пароход "Волга", который когда-то ходил по Волге мимо моего родного города Тутаева.

16 июля. Днёвка. Вера, Белла и Валера ушли знакомиться с Тарусой, а мы на теплоходе "Заря" съездили в дом-усадьбу "Борок" русского художника Василия Поленова.

По возвращении мы тоже побродили по Тарусе. Были на могилах Константина Паустовского и Ариадны Цветаевой, посмотрели памятник русскому художнику Виктору Борисову-Мусатову. Сильное впечатление на меня произвел уникальный музей акварелей, подаренных городу художниками, отдыхающими в Тарусе.

Памятник В.Борисову-Мусатову в Тарусе

Могила К.Паустовского

Посещение исторических мест

На могиле Ариадны Цветаевой

17 июля в 5 утра мы с Валерой проводили на автобус Чудиновых, которые закончили поход и уехали в Серпухов к своим друзьям. В это день я встал пораньше, часа в четыре, и наблюдал в лучах восходящего солнца уникальное явление. Проходя по лугу, заросшему высокой травой, покрытой от вечернего дождя крупными каплями воды, я боковым зрением заметил какое-то движение. Остановился, прислушался, но ничего странного не заметил. Только отошёл на несколько шагов, меня опять что-то отвлекло. Тогда я тихо присел за кромку травы. И тут же в лучах всходящего солнца я увидел, как три блестящие чёрные гадюки взлетели над травой вверх, в полёте свернулись в кольца, синхронно опустились на мокрую траву и стали раскачиваться на ней под собственной тяжестью. Как только я чуть-чуть приподнял голову, они мгновенно, как молния, исчезли в траве. Я ещё раз присел – гадюки опять взлетели, и всё повторилось сначала. Я трижды опускался в траву и трижды змеи взлетали на траву и дружно раскачивались. Змеи были красивы и грациозны. Это была незабываемая картина. Потом я вспомнил, что о таком явлении я читал в детстве в книге писателя-натуралиста Виталия Бианки.

Директор усадьбы – внук В. Поленова

Перед картиной В.Поленова

«Христос и грешница (Кто без греха?)» 1888 г.

Попрощавшись с Чудиновыми, мы стали готовиться в дальнейший путь. В 10.50 вышли, прошли мимо затонувшего старого парохода "Собинов", из серии пароходов типа "Прибой", ходивших когда-то от Ярославля до Рыбинска. На "Прибое" я в детстве впервые ездил с бабушкой из Тутаева в Рыбинск за копчёными лещами, на нём же я ездил из Рыбинска домой, в Тутаев, когда учился в училище. Меня охватили ностальгические чувства.

Через 30 минут мы подошли к усадьбе "Борок". Вера, Белла и Валера сразу же отправились на экскурсию в музей Василия Поленова. Пройдя позже на байдарках ниже по течению Оки, мы с реки видели семейное кладбище Поленовых, на котором похоронен художник, и церковь.

Ещё через полтора часа хода мы прошли устье Протвы, а спустя ещё два часа, встали лагерем у железнодорожного моста перед Серпуховом. Высушили и разобрали байдарки. На этом этап нашего путешествия со сплавом на байдарках закончился.

Наш лагерь у моста перед Серпуховом

18 июля Юля, Валера и Белла съездили в Мелихово, в дом-музей А.П. Чехова, а затем приехали в Серпухов. Потом я съездил в Серпухов, а Женя и Вера оставались в лагере.

19 июля мы отправили Валеру и Юлю на автобусе в Пролетарку – посёлок Пролетарский, который располагается между городами Серпуховом и Чеховым (бывшая ПГТ "Лопасня», с остатками имения Гончаровых). В этом посёлке жила тогда моя тётя Верочка с мужем Иваном Георгиевичем и их дочь Оля с семьёй.

У Верочки в посёлке Пролетарском

До начала нашего похода мы с Верочкой списались, и она ждала нашего приезда. Повидаться с нами приехал из Москвы и Жорик с женой Валентиной. Женя, Вера и я поехали в Мелихово, а из Мелихово мы с Женей переехали в посёлок Пролетарский, где и встретились с семьей Верочки и нашими детьми.

20 июля утром свернули лагерь и в 8.30 выехали на электричке в Тулу.

Отъезд из Серпухова в Тулу

Бредём по Туле

В Туле на Ряжском вокзале сдали байдарки в багаж и на щёкинском автобусе через полтора часа приехали в мемориальный комплекс "Ясная Поляна" и вышли на остановке «Школа».

В парке в Ясной Поляне

У могилы Л.Н. Толстого в Ясной Поляне

Усадьба графа Л.Н. Толстого

Могила Л.Н. Толстого

В Ясной Поляне мы сходили на экскурсию в музей и в парк на могилу Льва Толстого. После экскурсии встали на ночь в двухстах метрах от дома-музея на охраняемой территории комплекса.

Место очень живописное, заповедное, но нам, в виде исключения, разрешили переночевать на поляне и сварить ужин на маленьком костре. После ужина пошли гулять. В низине, среди отдельных кустов, сгущался туман. Всем было так спокойно и хорошо, что мы долго ещё гуляли по парку и вернулись к палатке очень поздно. К нам на огонёк подошёл мужчина из охраны парка. Ему тоже передалось наше лирическое настроение, и мы долго сидели с ним и разговаривали.

Утром мы собрались, сели на рейсовый автобус и вернулись в Тулу. На электричке поехали в Ряжск, куда прибыли в начале седьмого вечера. Через 15 минут электричкой уехали из Ряжска в Рязань. В Рязань приехали поздно вечером, в половине одиннадцатого. Транспорт ходил уже плохо, поэтому, дождавшись рейсового троллейбуса, переехали на речной вокзал. Под бдительным присмотром милиции мы заночевали в двухстах метрах от вокзала в парковой зоне, так как на всю ночь вокзал освобождают от людей и запирают на замок.

Памятник С. Есенину в Константинове

Рязань

Красавец-козёл

Пароход до Горького должен был прийти только через четыре дня. Но это нас нисколько не расстроило, так как нас ждала поездка на родину Есенина, в село Константиново, и знакомство с городом.

22 июля весь день отдыхали. Кто-то поехал знакомиться с городом, кто-то просто гулял в безлюдном парке, но к вечеру сходили в парную и отметили мой и прошедший Женин дни рождения.

Утром Вера, Белла, Валера и Женя съездили в Константиново. На следующий день мы с Юлей тоже съездили в Константиново.

Красивая горка у села Константиново

Вид с горы

Пристань «Константиново»

25 июля я остался в лагере, так как неоднократно бывал в Рязани, а остальные опять отправились изучать город с его историческим комплексом.

Вечером мы со всем грузом погрузились на пароход "Серафимович" в шестиместную каюту 3-го класса и поехали в Горький. К сожалению, одно место в нашей каюте было занято, поэтому одному из нас пришлось ночевать в другой многоместной каюте.

26 июля утром мы попросили нашу пожилую, но очень энергичную спутницу переселиться в точно такую же соседнюю каюту, но натолкнулись на её упорное нежелание пойти нам навстречу. На наш аргумент, что мы можем ей помешать, она ответила ещё более энергичным отказом, объясняя, что она молодёжь любит, и молодёжь ей никогда не мешает. Что было делать? Пришлось пойти на уловку: предварительно сговорившись, мы всей толпой забрались в каюту и стали под гитару горланить песни, в которых были такие слова: "Мы бежали с тобою, дождь нам капал на рыла…", "Спецэтапом идёт эшелон из столицы в таёжные дали…", "А где-то бабы живут на свете, друзья сидят за водкою…"

На третьей песне тётя не выдержала и, как бы, между прочим, попросила помочь ей переселиться в соседнюю каюту.

В каюте парохода

Отдых на палубе

Это была победа. Мы мгновенно выполнили просьбу тёти и оказались все вместе в одной каюте. Каково же было удивление бывшей соседки, когда мы после этого тихо, интеллигентно пошли гулять по палубе, разговаривая друг с другом на различные «умные» темы, сходили в ресторан и стали с палубы рассматривать меняющиеся пейзажи. На следующий день мы сходили вместе со всеми на экскурсию по Коврову, вели себя очень скромно и в дальнейшем песен из лагерного репертуара не пели.

Вечером эта женщина не вытерпела и стала расспрашивать нас о том, кто мы такие и чем занимаемся. Узнав, что мы конструкторы и возвращаемся с преподавателем литературы и со своими детьми из похода по интересным местам Оки, она всё поняла, посмеялась и выразила сожаление, что поддалась на нашу провокацию. Но обратного пути для неё уже не было.

Днём была остановка в Касимове, где мы осмотрели город.

Так как наш пароход был экскурсионный, то на следующий день в Муроме мы сходили на трёхчасовую экскурсию и заглянули в местный краеведческий музей.

В Касимове

У стелы в Муроме

Собор в Орле

Путешествие заканчивается, завтра приходим в Горький

28 июля, в начале пятого, мы проснулись от тишины, яркого солнечного света и лёгкого плеска волн о борт парохода – мы стояли на рейде города Горького. В половине седьмого утра нас выпустили на причал. Вот так закончилось наше путешествие.

В походе за 14 дней сплава мы прошли по реке 405 км с ходовым временем 50 часов 40 минут. Стоимость продуктов на день на одного участника похода составила 1 рубль 49 копеек, стоимость проезда на всех видах транспорта на всю группу – 292 рубля 20 копеек, стоимость всех экскурсий и затрат на посещение музеев – около 28 рублей.

Дополнительная информация
Комментариев:0
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании