Весенний водный поход команды Линда по рекам Верхняя Ёрга-Сухона

Регион:Архангельская обл., Коми
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: 2
Весенний поход команды Линда по рекам Верхняя Ёрга - Сухона (Архангельская - Вологодская обл.) 28.04-05.05.2017.
Протяженность маршрута 160 км. Начало маршрута: ж/д мост через Верхнюю Ёргу на ж/д ветке Котлас-Коноша. Остановка 1012 км. Конец маршрута: д. Сычугово перед резиденцией Деда Мороза на Сухоне.

Желание пройти реку Верхняя Ёрга и Сухону появилось у нас еще 2 года назад. Но все как-то не складывалось. Но в этот год мы сделали все возможное, чтобы наше желание осуществилось. Тем более, мы вдохновились было ранней весной, купили билеты и стали готовиться к походу. Правда, теплая погода сменилась быстро на холодную, весна отложила свои намерения вступать в свои права, что немного нас расстроило, но не остановило. Пока длилось наше ожидание дня отправки, мы спланировали культурную программу, в которую входил осмотр некоторых храмов Великого Устюга,  осмотр храмов Дымковской слободы, Троице-Гледенского монастыря с уникальным резным иконостасом, а также посещение вотчины Деда Мороза. Пришлось столкнуться с некоторыми трудностями при посещении Троице-Гледенского монастыря, оказалось, что свободный доступ разрешен только с 1 июня, поэтому мы связались с музеем –заповедником Великого Устюга, в чье владение входит монастырь, попросили организовать нам экскурсию. Узнав, что мы туристы из Нижнего Новгорода, администрация пошла нам на встречу, и в начале мая для нас одних было организовано посещение Гледенского монастыря, за что мы очень благодарны сотрудникам музея-заповедника.

Закончив все организационные моменты, мы стали собирать вещи и готовить наши байдарки к походу.

Состав участников похода

Фролов Владимир Богомазов Андрей Старостин Александр Шахов Леонид

Наконец день отправки. 26 апреля.

Билеты у нас были от Семенова до Котласа. Выбор пал на посадку в Семенове только из-за возможных проблем с проводниками, которые всегда пугются наших рюкзаков и баулов и сетуют на перевес. Поэтому, чтобы исключить этот момент, мы и выбрали место посадки г. Семенов, т.к. поезд стоит там 2 минуты, и доставать нас перевесом проводникам будет некогда. Да и добираться из Линды в Семенов нам было удобнее.

В ожидании электрички с.Линда В ожидании поезда г.Семенов

В 17.00 закинув наши вещи в поезд и разместившись в купе, мы, воодушевленные предстоящим походом, вели неспешные разговоры и предвкушали встречу с рекой, на которую хотели попасть на протяжении 2-х лет.

Утро нас встретило пасмурной погодой, и мы с удивлением обнаружили сугробы по обеим сторонам поезда, причем, чем дальше мы ехали, тем снега становилось больше. Правда реки, которые мы проезжали, были безо льда, поэтому оптимизма мы не теряли.

В Котлас прибыли в 8.00. Тучи рассеялись и город встретил нас солнышком. Перетащив все вещи на вокзал, мы пошли за продуктами, благо магазины в доступной близости от вокзала. Купив продукты и распихав их по рюкзакам, стали томиться в ожидании поезда до реки. Попутно попытались узнать на вокзале, как точно называется остановка, которая нам нужна «1009 км» или «1012 км», но таких подробностей, к нашему удивлению, никто не знал… Время пролетело незаметно, объявили наш поезд. Мы вышли на платформу и с удивлением обнаружили, что поезд - это тепловоз и один вагон! Еще большим было наше удивление, когда на наши расспросы, какая остановка у Верхней Ёрги, проводница сказала, что понятия не имеет, и вообще такую реку не знает, хотя ездит по этому маршруту 12 лет! Отправила нас к машинистам. Первым нам попался помощник машиниста, стали его расспрашивать про остановку на Верхней Ёрге, на что он нам тоже сказал, что не знает и отправил к машинисту. Машинист нас выслушал, сказал, что Верхнюю Ёргу не знает, но остановит около моста через реку, где обычно сходят туристы. Хоть какая-то ясность. Поехали. Через один час сорок минут наша остановка. Тут оживилась проводница: «Так вам на Ергу´ надо, а вы мне Верхняя Ёрга»… Оказывается на мосту стоит указатель «Ерга». Вот мы и не понимали друг друга. Выгрузили вещи, охранники и проводница пожелали нам удачи, машинист дал прощальный гудок и поезд ушел, оставив нас одних посреди тайги.

Вокзал г.Котлас Поезд на Коношу На мосту через Верхнюю Ёргу

Первым делом мы осмотрели речку, она была безо льда и бодренько так несла свои воды. Стали искать место для ночлега. Ничего подходящего не было, поэтому мы решили переночевать в теплушке железнодорожников. Спустились к реке, сварили ужин и ушли в теплушку кушать и ночевать. Натопили печь, стало очень тепло и комфортно, нас разморило и мы легли спать. Так и проспали всю ночь, слушая то слева, то справа стук колес проезжающих поездов.

Последний гудок поезда Топим печь в теплушке Верхняя Ёрга около моста

28.04. День первый. Подъем в 5.00. Позавтракали. Перенесли все вещи к реке и стали собираться. Место старта удобное, как раз под мостом. Метров через 30 от старта реку перегородило упавшее дерево. Перенести старт еще ниже не было возможности, везде лежал метровый снег. Решили убрать бревно. Так как к бревну было не подобраться, мы привязали «пятак» шпалы к веревке, закинули за бревно и оттащили его к берегу. Все, проход свободен! Старт в 12.10. Ура!!!

Наслаждались мы сплавом и чистой водой 2,5 минуты. Далее лед! Сплошной лед на всей ширине реки и длиной, докуда хватало взгляда! Сразу пришла в голову мысль: «Веселый будет поход»… Как в воду глядел!

Река в верховьях не широкая, 5-8 метров. На реке лед, причем довольно крепкий. То с правого, то с левого берега небольшие промоины, длиной от 5 до 20 метров. Выйти на берег и обноситься нет возможности. Снег подходит к самой реке, под снегом вода, глубина около метра. Пришлось нам долбить лед топором, веслами, перестраиваться с берега на берег, чтобы пройти по чистой воде хоть с десяток метров. Несколько раз встречались поваленные деревья, перегораживающие русло, благополучно были распилены. Так и шли отталкиваясь ото льда то ногами, то веслами, поочередно проваливаясь под лед до 18.00. Все сырые и промокшие, долбить лед больше не можем, силы кончились. Стоянок как таковых нет, везде снег, даже непонятно, ровное мы место выбрали или нет. Решили остановиться на левом берегу. Еле выбрались из байдарок на берег, такой глубины снег. Пока вылезали и переносили вещи, Леонид провалился по пояс в воду. На стоянке сначала расчищали места для палаток веслами, потом ходили за лапником по колено в снегу. На подготовку места для лагеря ушло почти 2 часа. Поужинали и уставшие легли спать. Подъем ранний. За день пройдено 6 км.

Убираем первое препятствие Ёрга сразу после старта
Вперед, только вперед! Расчищаем место для палаток

29.04. День второй. Подъем в 5.00. Сборы, завтрак. Отчалили в 8.15. Через 800 метров – высоковольтка. До высоковольтки шли 45 минут через льды. На реке все то же, что и в первый день, везде лед. Так же приходится долбить лед топором, веслами. Через 1 час 40 мин проходим нежилую деревню Абрамовский Починок. От нее остались только разрушенные срубы изб без крыш. Обноситься по- прежнему не получается, снег подходит вплотную к воде, вылезти на берег не искупавшись очень проблематично… На стоянку решили остановиться пораньше, в 17.00. Долго готовить место под лагерь. Прежде, чем выйти, раскапываем снег, чтобы подобраться к берегу. На подготовку места под лагерь, расчистку снега и лапник уходит 1 час 40 мин. Ужин, отбой. За день пройдено 5 км.

30.04. День третий. Подъем в 5.00. Выходим на воду в 8.10. На реке прибыла вода. Теперь лед, местами, ближе к берегам покрыт водой. Темпы продвижения очень медленные. Через 1,5 км левый приток р. Вологжанка. Понимаем, что если ничего не изменится, мы опоздаем к поезду, ведь билеты уже на руках. После обеда, осмелев, уже начинаем как бобслеисты (одна нога в байдарке, другая на льду) толкать лодки вперед. Хоть какое-то продвижение. Все сырые. Каждый то и дело проваливается. За день 4 обноса (объезда). Обносили те участки реки, где было неровное нагромождение льдин, торчат острые края. Здесь приходится перетаскивать лодки, вернее толкать их по снегу, то и дело проваливаясь. Спуститься по-хорошему на воду нет возможности, поэтому садимся  в лодки и скатываемся по снегу в реку. Встали на стоянку в 17.00. Расчистка снега, лапник. На все это те же 1 час 40 мин. За день пройдено 5 км.

Верхняя Ёрга Везде лед, а нам весело! Сквозь льды

01.05. День четвертый. Подъем в 5.00. Тепло. С самого утра светит солнце, дует южный ветер. Вода прибыла еще. Лед местами пожелтел и почти весь покрылся водой. Полыньи по берегам становятся длиннее. Сегодня больше обносов. Они отнимают огромное количество времени. Кое-где местами начинает идти лед, преграждая нам дорогу. Приходится еще чаще обноситься. К обеду стало очень тепло и часам к 15.00 пошел лед, не везде, но очень много льдин, сталкивая друг друга, устремились вперед. Но льда на реке все равно еще очень много. Встречаются участки по 800 м сплошного льда. На стоянку встали на высоком левом берегу перед д. Большой Ергородский Починок в 18.30. Уже есть участки без снега, но очень сырые, без лапника никак. Сегодня у нас прогресс. Прошли за день 8 км.

Греемся на солнышке Снова обносимся Лед пошел!

02.05. День пятый. Подъем в 5.00. Снова тепло, снова солнце. Воды прибыло очень прилично, 30-40 см. С утра сходили до деревни. Она нежилая, лишь 2-3 домика и бани поддерживаются охотниками и рыболовами. Отчалили в 8.20. Льда уже практически нет, течение хорошее. Встречаются ледяные заторы по 30-40 м длиной, но они уже не представляют для нас преграды, проходим их быстро, тем более, что почти везде вдоль берегов есть полыньи. В 12.30 встали на обед перед огромным ледяным затором. Пока обедали, нас догнал лед с пройденных нами завалов и, видимо, стронутый нами. Льдины большие, толстые врезались в ледяной затор, сдвинули его с места и ушли вниз по течению. Пообедав, мы минут через 15 догнали эти льды. Пришлось лавировать между ними, обгоняя их, что очень опасно. В 14.00 дошли до д. Пихтово.  Было 3-4 завала деревьев, но все они проходимы с воды. В деревне живут постоянно 10 чел. Из связи только МТС и то местами. От деревни есть хорошая насыпная дорога до Ломоватки. Единственная связь с цивилизацией. В 15.00 пошли дальше. Течение быстрое, ширина реки 20-30 метров. Препятствий больше нет. Через 1 час - д. Илатовская. Постоянных жителей 1 чел. Есть хорошая дорога до Пихтово. В 17.30 проходим самый большой приток р. Арбеж (левый приток). Через 3 км ниже встаем на стоянку на правом берегу. Первая стоянка без снега. За день пройдено 50 км.

д.Большой Ергородский Починок д.Пихтово д.Илатовская
Левый приток р.Арбеж Первая безснежная стоянка

03.05. День шестой. Подъем в 5.00.  Старт в 9.10. Сегодня расслабились, поняли, что успеваем. Река в среднем  и нижнем течении широкая, местами до 40 м, течение быстрое. Начинаются высокие берега, шиверы. Гребем немного, река и так очень быстро несет. Километров за 10 до устья шивер становится больше, начинаются небольшие порожки. Волны местами высотой 1-1,2 м. Нижний участок самый интересный. Есть возможность вдоволь покататься на волнах без особого риска. Один раз нам пришлось останавливаться и выливать воду из байдарок, т.к. налило почти по верх баллонов. Заодно и погрелись, развели костер, а то все сырые. Дует северный ветер, и мы конкретно продрогли. В 17.00 доходим до Сухоны. Там нас встречает величественный мыс «Бык». Поднявшись на него и полюбовавшись красотами Сухоны решаем идти дальше. Встаем на левом берегу после д. Березово в 18.20. За день пройдено 53 км.

Мыс "Бык" Дошли до Сухоны!
На окраине д.Березово Сухона в районе Березово

04.05. День седьмой. Подъем в 5.00. С утра холодный северный ветер. Сухона в районе д. Березово - река шириной 300-400 м. Вышли в 8.00. Нам идти 41 км до резиденции Деда Мороза. Держимся левого берега, чтобы хоть как-то закрыться от ветра. Правда это очень мало помогает, кажется, что ветер повсюду и пронизывает насквозь. После левого притока р. Мяколица проходим геологическое отложение Мяколица – обрывистый берег высотой 60-70 м. Очень красивый вид! Пока шли, пару раз шел снег с градом, но недолго. В 14.00 час, за 4 км до резиденции Деда Мороза, нас накрыло снегом и градом. Мы были вынуждены остановиться и переждать стихию. Минут через 30 все стихло и в 15.00 дошли до места, д. Сычугово перед вотчиной Деда Мороза. Все, поход окончен! За день пройдено 41 км.

Геологическое отложение Мяколица Поход окончен. Встали на окраине д.Сычугово

Впереди нас ждет культурная программа в Великом Устюге.

Пока ставили лагерь, мы втроем сходили на вотчину деда Мороза узнать цены и вообще разведать обстановку. Со стороны д. Сычугово в заборе есть дыра, поэтому на территорию мы прошли беспрепятственно, дошли до охраны под строгие взгляды сотрудников администрации. Узнали цену за вход (500 р) без дополнительных опций. На обратном пути мы сфотографировали все, что хотели. Ушли тем же путем, что и пришли. Вотчина Деда Мороза оставила двойственное впечатление, вроде красиво, но везде идет строительство дополнительных домиков, повалены деревья. Ощущения сказки нет. Лучше ехать туда зимой. После прогулки в вотчину решили исключить ее из культурной программы за ненадобностью.

Терем Деда Мороза

05.05. Культурная программа. В 9.00 к Сычугово подъехала машина, мы загрузили вещи и поехали в Великий Устюг. Водитель рассказал нам о городе, показал самые интересные места. Мы посетили Михаило-Архангельский монастырь, Соборное дворище на набережной, церковь Симеона Столпника, памятники Семену Дежневу и Ерофею Хабарову.  В 10.30 мы приехали в Великоустюгский музей-заповедник, где нас ждал гид, Елена Владимировна. Вместе мы поехали в Троице-Гледенский монастырь, где осмотрели единственный в России уникальный резной иконостас, послушали историю его создания, историю монастыря. После этого поехали к храмам Дымковской слободы, где тоже послушали интересный рассказ об этом месте. Далее высадили гида в Великом Устюге и отбыли в Котлас. В Котласе на вокзале охрана при входе хотела заставить нас распаковывать наши рюкзаки и баулы, но вдруг прибежал начальник охраны (видимо запомнил нас, когда мы сидели 8 часов на вокзале в ожидании поезда на реку) с криком: «Это сплавщики, запускай!», и нас беспрепятственно пропустили на вокзал. Начальник охраны подошел к нам, пожал руки, спросил, как мы сходили в поход. В двух словах рассказали ему, на что он сказал только одно слово: «Охренеть», и больше никто нас не беспокоил. Мы дождались поезда и отбыли домой. Вот так закончился наш интересный, спортивный поход!

Собор Михаила Архангела в Михаило-Архангельском монастыре Церковь Симеона Столпника

Храмы Дымковской слободы Резной иконостас

Соборное дворище в Великом Устюге

Характеристика рек:

Верхняя Ёрга в верхнем течении шириной 5-10 метров. Течение быстрое. До Большого Ергородского Починка есть завалы, но т.к. мы шли, когда в русле лежал сплошной лед, то о количестве завалов сказать не можем. Скорее всего, их не так много, потому что больших нагромождений деревьев мы не встречали. После Большого Ергородского Починка до д. Пихтово всего 3-4 завала (летом возможно больше), но все они проходимы с воды.

В среднем течении Ёрга шириной 20-30 метров. Течение все такое же быстрое. После Пихтово препятствий на реке нет. Начинаются высокие берега, шиверы. После левого притока р. Арбеж высокие берега встречаются все чаще, шивер больше, скорость реки возрастает. Отсюда начинается самый красивый участок Ёрги, который идет до самого устья. Ширина реки в нижнем течении до 40 м. За 10 км до устья самый интересный участок. Шиверы следуют одна за другой, появляются несложные пороги.

На всем протяжении Верхней Ёрги встречаются охотничьи домики, где есть возможность остановиться переночевать, погреться. Извилистость русла небольшая, по крайней мере прохождение поворотов нас не напрягало. Летом река, вероятно, сильно мелеет, т.к. на всем протяжении встречаются броды и их очень много. Верхняя Ёрга представляет собой интерес весной в половодье, когда много воды.

Сухона от устья Верхней Ёрги до вотчины Деда Мороза шириной 400-600 м. Течение достаточно быстрое. Летом река сильно мелеет.

Достопримечательности на маршруте:

Мыс «Бык» на Сухоне в устье Верхней Ёрги, геологическое отложение Мяколица - красивый берег высотой 60-70 м, вотчина Деда Мороза напротив п. Новатор.

Дополнительная информация
Материал участвует в конкурсе
Рассказ года 2017
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании