Кереть-2013. А мы пойдем на Север!

Информация об авторе
Борис Котельников
Нижний Новгород
Дата регистрации: 24.05.2011 08:12:09
Предыдущий визит: 21.10.2016 08:30:59

Автор: 
Регион:Карелия
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: 3
Рассказ с элементами отчета о байдарочном походе 3 к.с. по реке Кереть, 27.07-13.08.2013 г.

Кереть-2013. А мы уйдем на Север!..

Рассказ с элементами отчета

о водном походе 3 к.с.

по реке Кереть с выходом в Белое море (Северная Карелия)

 

1.    Основные тактико-технические характеристики похода:

Нитка маршрута: : г. Нижний Новгород - г. Санкт-Петербург – ст. Лоухи (поезд) – дер. Парфеево (автомобиль) – оз. Плотичное – р. Кереть - оз. Нюкки – оз. Петриярви – оз. Ниж. Ламба – пор. Кривой-1 - оз.Долгое – пор. Керчуг - оз. Керчуг – оз. Травяное – пор. Мураш- оз. Новое – оз. Осиновое – оз. Кривое – пор. Варацкий - оз. Варацкое – оз. Масляное - оз. Заборное - пор. Морской (Керетский) – Керетская губа – Белое море – о.Олений– Чупская губа – пос. Чупа (сплав)– ст. Чупа (автомобиль) - г. Санкт-Петербург - г. Нижний Новгород (поезд)

Заброска: Нижний Новгород – Санкт-Петербург (поезд №059 Нижний Новгород – Санкт-Петербург), Санкт-Петербург – ст. Лоухи (поезд № 022 Санкт – Петербург – Мурманск), с. Лоухи – дер. Парфеево (автомобиль).
Выброска: п.г.т. Чупа - ст. Чупа (автомобиль) – Санкт-Петербург (поезд №021 Мурманск – Санкт-Петербург), Санкт-Петербург – Нижний Новгород (поезд № 059 Санкт-Петербург - Нижний Новгород)

Схема сплава

Сроки маршрута: 27 июля -13 августа 2013 г.

Всего дней: 18

Из них активная часть: 14 (в том числе 2 дневки)

Средства сплава:

КБ «Таймень-2», КНБ «Свирь», «Варзуга-2», КНК «Илекса», «Каньон-Соло»

Уровень воды: низкий

 

2. Участники сплава и плавсредства:

«Каньон-Соло»

КНК «Илекса»

 

Борис Котельников.

Научрук экспедиции, автор этих строк. По должности ворчу и призываю к порядку и разуму.

 Купание на озере Керчуг

Сергей Шурыгин

Рыбак-фанатик. Источник безобразий и пакостей, а следовательно - массовик-затейник.

КНБ «Свирь»

 Сергеич

Иван Ворошин (Сергеич).

Главный по ориентированию. Совесть команды. Обладатель бесценного чайника.

 На Долгом пороге

Иван Казаков

На все руки мастер. И, главное, мастер по разбрасыванию вещей в пространстве.

КНБ «Варзуга-2»

 Менестрель вспомнил слова

Никита Толбузов

Костровой и гитарист. Словом, бесценный человек.

 Боевая раскраска

Маргарита Курочкина

Любитель интеллектуального чтения и не менее интеллектуальных бесед.

КБ «Таймень-2» (ПВХ)

 Саша изловил зубатку

Александр Гарусов

Транспортный агент. Главный рыбак, исправно снабжающий команду рыбой.

 Самый ответственный дежурный

Анастасия Верхоглядова

Самый ответственный дежурный, умудряющийся навести порядок даже там, где его не может быть в принципе.

 

3. Общий график движения*:

29.07.

Дер. Парфеево (стапель) – оз. Плотичное – оз. Нюкки

30.07.

Оз. Нюкки – оз. Петриярви – оз. Ниж. Ламба – пор. Щелевой – пор. Кривой (стоянка над порогом)

31.07.

Порог Кривой-1 («Дрова») – оз. Долгое – пор. Керчуг – оз. Керчуг 

1.08.

Оз. Керчуг – оз. Травяное – пор. Мураш – оз. Новое

2.08.

Оз. Новое – пор. Сухой – оз. Осиновое – оз. Кривое

3.08.

Дневка

4.08.

Оз. Кривое – пор. Долгий – пор. Варацкий (стоянка в начале порога)

5.08.

Пор. Варацкий – оз. Варацкое – пор. Краснобыстрый – оз. Масляное

6.08.

Оз. Масляное - пор. Масляный – пор. Павловский - пор. Колупаевский –– пор. Медвежий – пор. Кривой

7.08.

Пор. Морской (Керетский) – село Кереть – о. Средний – о. Кереть – губа Чупа – о. Олений (стоянка напротив острова).

8.08.

Губа Чупа – пос. Чкаловский

9.08.

Губа Чупа – пос. Нижняя Полунга – губа Чупа (стоянка не доходя о. Долгий)

10.08.

дневка

11.08.

Губа Чупа – п.г.т. Чупа (деревянная пристань, антистапель)

* Характеристика определяющих препятствий маршрута дается в приложении.

 

4. Сухая статистика.

Пройдены все водные препятствия

Пройдено: 140 км

Количество встреч с рыбнадзором: 0

Количество оверкилей: 4 (из них один - в ходе «покатушек» на Варацком)
Количество травм: 0
Количество встреч с черным каякером: 0

 

5. Рекомендации по заброске – выброске в пределах маршрута:

Очень профессионально работает организация ООО «МПП КХ» (искренне рекомендую!). Обязательные, вежливые и гостеприимные водители.

Из предлагаемых услуг: пассажирские перевозки, размещение в лесной избе на озере Кереть, стоянка автомобилей во дворе частного дома, организация бани.

Автотранспорт: ПАЗ (23 посад. места), ГАЗель (13 посад. мест), LD Maxus (14 посад. мест), УАЗ буханка (7 посад. мест), Renault Logan (4 посад. места).

Телефоны: 8-921-469-5702, 8-953-542-7813, e-mail: cuikina.elena@yandex.ru

Агент, через которого мы осуществляли предзаказ: Елена Куйкина, http://vk.com/id106453329

 

Дневник сплава

За некоторое время «ДО»

Приближения этого похода ждали все. Мы с Сергеичем еще в мае, вернувшись с Сакмары, начали активно готовиться к сплаву по Керети: изучали лоции, прикидывали сроки, ну а чаще всего, просто трепались на предмет «как пойдем», «на чем пойдем», «с кем пойдем». Пацаны, сдававшие в этом году единый государственный экзамен (три страшные буквы «ЕГЭ») тоже ждали похода. Ждали, затаив дыхание – их участие в сплаве напрямую зависело от результатов экзаменов. Девчонки, наверное, тоже чего-то ждали, но я не вполне уверен, что они знали, чего ждать – в категорийном походе они принимали участие впервые. За несколько недель до похода лихорадило буквально всех. Уйдя в отпуск раньше других, я, маясь от безделья, сочинял походно-ресторанную раскладку, намереваясь сразить участников похода невиданными доселе яствами (вот некоторые пункты меню – борщ «Тимирязевский», рассольник с потрошками, лагман «по-карельски», суп харчо…). Сергеич мастерил самодельные карты, составлял планы штурма железнодорожных касс (билеты на этом направлении, как всегда, уходили влет, как горячие пирожки). Словом, взрослые вели обратный отсчет, а молодежь активно имитировала сборы, балдея и трепеща одновременно в ожидании результатов поступления в вузы. Время от времени списывались с группами, возвращавшимися с Керети. Информация поступала противоречивая. Непосредственно перед отъездом Олег Тихонов из RiverPRO написал, как отрезал: «Вода низкая, комаров и мошек как всегда, т.е. немало, грибов совсем мало было...». Но испортить нам настроение и сбить задор не смог бы никто!

27 июля 2013 г., суббота

Толпа провожающий

Толпа провожающих на вокзале. Спасибо пришедшим. Кстати, здесь не все.

            Наконец, день отъезда настал. В связи с выходным днем, нас провожало беспрецедентное количество народа, что, конечно, не могло не радовать: все, как один, провожающие были мобилизованы для перетаскивания нашего барахла. Мобилизация дала свои результаты:  перетащиться к поезду за полторы «ходки» - случай не виданный нами ранее, можно сказать, уникальный! Спасибо всем пришедшим! Перетащившись, мы большой толпой галдели возле вагона. Проводница, кидая затравленные взгляды на разношерстную компанию возле горы рюкзаков, напряженно придумывала предлоги, под которыми нас можно не сажать в поезд. Но «зло» было неизбежным… Багажные квитанции наличествовали, личный состав трезв, а некоторые, особо старательные (читаем – Саша Гарусов), были даже выбриты. И вот мы в вагоне. Стартуем!

             Проводница, сочтя, что лучшая защита – это нападение, первым делом огласила нам правила поведения в её владениях, состоявшие минимум из пятидесяти «Не» (не шуметь, без нужды по вагону не ходить, воду зазря не тратить, не мусорить…). Но, вопреки всем её ожиданиям, мы были паиньками. Более того, включив природное обаяние, нам удалось даже подружиться с вагоноправительницей. Настолько, что она доверила нашей команде святое святых – КНИГУ ЖАЛОБ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ – наказав накропать там хвалебные отзывы в адрес всей поездной бригады. Что, разумеется, мы и сделали, использовав нереализованный дар литераторов.

            Немного омрачал поездку волосатый сектант, возвращавшийся в родной город на Неве с какого-то фестиваля, который, почему-то тоже проникнувшись к нам симпатией, пытался навесить слушателям на уши всю ту лапшу, которая, судя по речам сектанта, заваривалась в его черепной коробке. Слушателями мы оказались неблагодарными, и от подсевшего сектанта избавились быстро, боюсь, даже несколько не толерантно… Дорога продолжалась! Спать не ложились долго. Разговоры, разговоры…

 

 28 июля 2013 г., воскресенье

            Прибыли в Питер. Проводница провожала нас как родных, уважительно именуя «спортсменами». Выгрузившись, быстро нашли таксистов, согласившихся заняться трансфером до Ладожского вокзала. Две легковушки встали нам в 2600 р. Микроавтобус вышел бы дешевле, но, как на зло, в зоне ближайшего действия не оказалось ни одной подходящей самобеглой коляски.

            Перебросившись на Ладожский, как обычно разбились на группы. Молодежь отправилась на парад (наше пребывание в Санкт-Петербурге совпало с Днем ВМФ), а мы с Сергеичем остались сторожить рюкзаки. Сидя на вокзале, как обычно, развлекали себя как могли. Сергеич, например, сбегал в какой-то ларек и приобрел фартук весьма порнографического содержания. Весьма довольный собой, он рассекал в этом фартуке по вокзалу, пугая окрестных бродяг. Мой же вид, напротив, как ни странно, внушал доверие окружающим. Туристские группы, прибывающие на вокзал, пристраивали под мою опеку свое барахло, а сами отправлялись по каким-то неотложным делам. Была и прямая выгода: один из туристов, Сергей из Екатеринбурга, подарил мне пачку забавных наклеек, которые, впоследствии, украсили наши байдарки. А Сергеичу, который продолжал свои перемещения в порнографическом фартуке, никто ничего не подарил! Беее!

       Сергеич в фартуке Сергеич изучает лоцию         

Сергеич развлекается на Ладожском вокзале. Фартук купил, лоцию изучил...

             Молодежь вернулась не скоро. Загуляли. Из объяснительной: «Сели на речной трамвай, а он нас увез черт знает куда, а сойти не было никакой возможности!». Нет им прощения! В итоге, времени нам с Сергеичем хватило лишь на то, чтобы дойти до филиала полюбившегося еще по московским командировкам заведения «СПб». Там и провели оставшиеся до подачи поезда минуты.

              За что я люблю поезд «Санкт-Петербург – Мурманск» - это, во-первых, за огромное число туристов (ну практически чисто «туристский» поезд, едет масса интересных разношерстных команд), а во-вторых за то, что проводники не задают лишних вопросов. Погрузка не заняла много времени, а багажные квитанции вызвали нескрываемое удивление у молодой проводницы. Специфика этого этапа маршрута заключалась в том, что все мало-мальски хорошие места были раскуплены в первое же утро после открытия продажи билетов, и мы, пришедшие покупать проездные документы вечером, вынуждены были довольствоваться боковыми местами. Поэтому всю дорогу мы постоянно шарахались по всему вагону, меняя явки и штаб-квартиры.

            О проводнице. Особенно хорошо получилось наладить с ней контакты у молодежи. Если мы с Сергеичем, традиционно настороженно-уважительно относящиеся к людям в форме, стеснялись давать себе волю, то пацаны явно не страдали избытком скромности. Так, вернувшись из прогулки в вагон-ресторан, мы обнаружили всю троицу сидящую в купе проводницы. Она увлеченно рассказывала им о назначении лампочек и тумблеров, а когда ей пришла пора выйти на очередной станции, железнодорожная фея вручила парням кроссворд – чтобы те не скучали в её отсутствие…

            Традиционно, на станции Свирь купили копченой рыбы (объедение!). Наши соседки, следовавшие в Мурманск, выполняли свою миссионерскую миссию и пытались отговорить нас от употребления этого кушанья (мол, отравиться можно!), и сдались лишь после аргумента Сергеича о том, что в детстве он переварил подшипник.

 

29 июля 2013 г., понедельник

            Вот и Карелия! С удовольствием наблюдаем, как пролетают за окном знакомые места. Радостно приветствуем появление в окно станции Кузема – здесь мы в прошлом году «куковали» в ожидании поезда, возвращаясь с Воньги. Гораздо менее радостно наблюдаем в окно порог Ассу – действительно, воды очень мало… Довольно полноводный в прошлом году порог стал совсем сухим…

            За полчаса до прибытия начали таскать рюкзаки. Перетащить-то перетащили, но забыли оставить проход для проводницы. Пришлось перекладывать весь груз. Считая минуты до станции, развлекаем себя покупкой лотерейных билетов РЖД и заполнением каких-то анкет про качество обслуживания (предлагалось дать оценку по трехбальной шкале; я все перечеркал, немного испачкав анкету, и поставил твердое «пять с плюсом» за то, что в мурманском поезде не цепляются к туристам, уважая их странные, с позиции обывателя, представления об отдыхе).

            Прибыли! Выгрузились довольно оперативно, ребята даже успели сфотографироваться с проводницей. На станции Лоухи нас уже встречала транспортный агент Елена Куйкина, через которую, собственно, и заказывали транспорт. Пока таскали рюкзаки в машину, выяснилось, что Елена была не одна. Вместе с Еленой нас приветствовал старший прапорщик-пограничник. Интересовался целью визита в Северную Карелию, узнал сроки похода, записал координаты руководителя (со слов, паспорта не требовал), и отправился обрабатывать следующую группу.

            По дороге до Плотичного озера (откуда большинство групп начинает маршрут) заехали в местный магазин. Ассортимент вполне приличный, хлеб в наличии. Едва мы с Сергеичем вылезли из микроавтобуса и направились в сельпо, нас немедля принялись обрабатывать местные адепты культа Бахуса. Я, как наиболее доверчивый, сдался довольно быстро, уступил бахусопоклонникам, и инвестировал в экономику Лоухов просимые двадцать рублей. Зато у меня теперь целых три друга в Лоухах! По крайней мере, они уверяли меня в вечной дружбе.

Лоухи

Станция Лоухи была основана в 1914 году. В переводе с финского "лоухи" означает "добывать", "разрабатывать", "взрывать скалу"; лоухи – глыба, скала; "лоухус" - "каменоломня", "карьер".  Среди старожилов бытует и другая версия. Они считают, что станция получила свое название из карело-финского эпоса "Калевала", где действует злая старуха Лоухи, хозяйка Похьелы – страны холода и мрака. По мнению калевальцев, именно здесь где-то должна была жить старуха Лоухи. Районным центром поселок Лоухи стал в 1927 году в результате административной реформы, когда в Карелии вместо 7 уездов и 55 волостей было организовано 26 районов, в том числе Лоухский.

 Дорога до Парфеево (проехали чуть дальше, прямо к озеру) заняла минут двадцать. Еще два часа стапелились байдарки и паковали гермомешки. Карелия встретила нас ярким солнцем и почти безветренной погодой. Красота! Рядом с нами расположилось несколько компаний отдыхающих из местных, но мы друг другу нисколько не мешали. Регулярно мимо нас пробегала тетушка, пытавшаяся изловить собаку месяцев 4-5, дабы отправиться с ней домой, но четвероногий друг человека противился, как мог, и хозяйка псины терпела фиаско.

 Плотичное озеро 

Стапель. Мы возимся с байдарками, девчонки стригут салаты.

Справа - Плотичное озеро. Такой встретила нас Карелия 

           Перкусываем салатами-бутербродами, которые заботливо настригли девчонки, и выходим на воду. Ну наконец-то! Полтора часа гребли, и останавливаемся размять ноги на симпатичном каменистом островке. Девчонки бегут фотографироваться, а рыбаки расчехляют удочки. На улице жара! Очень кстати свершил свою великовозрастную шалость Сергеич, оттолкнув мой «Каньон» от берега и запустив его в свободное плавание. С большим удовольствием прямо в одежде пускаюсь вдогонку!

            Пока мы разминаем ноги, с нами равняется сводная группа из украинского турклуба «Живые». В составе группы – россияне, украинцы и белорусы. Надувные байдарки, как положено, украшены национальными флагами. Через некоторое время ребята забирают к правому берегу и, похоже, присматривают место для ночлега. Мы же следуем дальше.

 Здравствуй, Карелия! На берегу Плотичного озера

Здравствуй, Карелия!

Острова Плотичного озера Рыбалка началась!

 Острова Плотичного озера и первая рыбалка

         Гребем еще пару часов, и встаем на ночь на правом берегу в самом начале озера Нюкки. Девчонки устраивают помывку, рыбаки продолжают отрываться по щукам, расчехляется гитара… Отрывались в эту ночь на славу! В ход шли песни, шутки и даже танцы народов мира.

 О рыбалке на Керети

Официально рыбалка на Керети запрещена. Снасти брали на свой страх и риск. Накануне похода Саша Гарусов связывался с какими-то должностными лицами на предмет покупки лицензии. Ему отказали, предложив попросту заранее оплатить штраф – около 2000 р. Штраф Саша платить не стал, но от рыбалки тоже не отказался.

Закат на озере Нюкки Вечер на озере Нюкки

Вечер на озере Нюкки

       Укладываясь спать, провожу давно задуманный эксперимент - приспосабливаю под лежбище «Каньон». Оказалось, очень удобно! Комаров практически нет, с погодой тоже повезло, а потому, забегая вперед, скажу, что в палатке за весь поход я ночевал считанные разы. Остальное время сливался с природой, развалившись в своем любимом «надувастике».

 

 30 июля 2013 г., вторник

            Подъем растянут во времени. В ожидании завтрака, Сергеич усаживается в черничнике питаться подножным кормом. Вытащить его оттуда было затруднительно.

            Ближе часам к 12 нас обгоняет уже знакомая российско-украинско-белорусская группа. Мы же еще пакуемся. Ну, для нас это нормальный карельский ритм передвижения!

            На озере волны и ветер. Не могу сказать, что сильно затрудняет передвижение, но, конечно, каркасные байдарки вырываются вперед. Вполне нормальное явление, тем более, никто никуда не торопится. До железнодорожного моста у впадения в озеро Петриярви догребаем за 2-2,5 часа. Под мостом стапелится группа на нескольких катамаранах. Приветливо машем руками. Проходим едва заметный перекатик, и продолжаем лопатить по воде согласно плану. Еще полтора часа – и впереди слышится легкий шум. Наконец-то, первый порог! Это Щелевой. Порог, совсем не сложный, в то же время представляет определенный «покатушный интерес» - несколько бочек на выходе даже заставляют умыться. На левом берегу неплохая стоянка, откуда, украсив прибрежные кусты затейливыми нитями разноцветного барахла, за нами наблюдают старые знакомые – участники турклуба «Живые». Пацаны, скучавшие по бурной воде с прошлого лета, рвутся в порог, а вот на лицах девчонок смешанные чувства. Идем кильватерным строем, без осмотра (собственно, осматривать особо нечего), поэтому фотографий с прохождения немного. Успел сделать только несколько кадров экипажа «Тайменя». Зато каких! Восторг на лице у Насти получился вполне искренний.

Порог Щелевой Первый порог Насти

Порог Щелевой. На заднем плане -

"болельщики" из интернациональной группы.

            Гребем еще 15 минут, и встаем на ночь на отличной стоянке на правом высоком берегу в самом начале следующего порога – Кривого-1.

            Стоянка, украшенная небольшим якорем (видимо, остался с лесосплава), определенно хороша. Особенно довольны рыбаки – в пороге активно берет форель. Кстати, во многих отчетах это место описывается как богатое форелью. Следовательно – не случайность, но закономерность.

            Ночую, разумеется, в «Каньоне»

 31 июля 2013 г., вторник

            Утром отправляемся смотреть Кривой порог. Еще вечером Саша, гулявший по порогу со спиннингом в руках, по возвращении долго размахивал руками, пучил глаза, и всячески наводил жуть на девчоночью часть коллектива рассказами о многометровых водопадах и живущих в струе Лох-Несских чудовищах. Поэтому осмотр порога носит, в первую очередь, психотерапевтический характер. Особо присматриваться, действительно, нечего. Главная сложность – малая глубина и большой количество обливных камней, которые, впрочем, читаются с воды.

            Не упускаем возможность устроить фотосессию с якорем. Домашняя заготовка – ленты «Выпускник», оставшиеся у молодежи с Последнего звонка. Неплохо смотрится в сочетании со сплавной снарягой! Перед выходом пропускаем вперед «Живых». Первый экипаж порог осматривал, остальные решили не заморачиваться. Порадовал «утенок», установленный на носу одной из байдарок. Креативненько!

Суровая карельская выпускница Креативная украинская байдарка из соседней группы

Суровая карельская выпускница и креативная байдарка

            Проходим порог без приключений, хотя пошкрябались днищем по камням буквально все. После Кривого – сплав по ровной воде с красивейшими скалами по берегам.

Порог Кривой-1 

Порог Кривой ("Дрова"). Рита чему-то неудержимо радуется.

            Через пару часов, встретив несколько больших групп на катамаранах, снаряженных моторами, доходим до порога Керчуг. По сути, сам порог – короткий мощный слив, который легко, но эмоционально, проходится без осмотра.  

            Сцепившись и побездельничав минут так двадцать, беремся за весла и догребаем до стоянки на острове посреди озера Керчуг. Право, это не стоянка, а рай! Красивые скалы, очаг, стол, черничник… Особенно радует молодежь обрыв с неплохой глубиной под ним. Пока готовится «обедужин» (термин, родившийся еще в прошлом году на Воньге), молодежь с залихватско-радостными воплями сигает с обрыва. Настроение – 150 баллов из 100. Сережа, обрядившись еще по утру в желтые шаровары, и ставший похожим на буддистского монаха, теперь рассекал в них по стоянке, время от времени совершая прыжки и кульбиты по деревьям и камням. В коптильне готовятся пойманные днем окуни, на сковородке жарятся грибы… Красота!

Трофей Утренний гость 

Вкуснотища Разминка

Стоянка на озере Керчуг. Рай для туристов.

На дереве - Сережа, перевоплощающийся в тибетского монаха.

            У сытых рыбаков все же просыпается охотничий инстинкт, и они, загрузив «Таймень» снастями, и отправляются на промысел. Отсутствовав несколько часов, возвращаются с несколькими мешками представителей местной ихтиофауны. После фотосессии с добычей, Настя и Рита, грозя под покровом ночи сломать спиннинги, отправляются её обрабатывать. Щуку на 3 с лишним кило Никита разделывает топором.

            И снова песни всю ночь напролет.

            Перед тем, как погрузиться в объятия Морфея (и «Каньона»), успеваю сообщить, что подъем в 10.00 (у кого электронные часы – в тысячу). 

 

1 августа 2013 г., среда

            Разумеется, подъем в 10 утра оказался утопической идеей. Встав (точнее, выбравшись из «надувастика») в назначенное время, я не обнаружил никого, окромя чаек, с дикими криками носившихся над берегом, и выхватывавших из воды «ништяки», оставленные вчерашней рыбозаготовительной конторой. Заметно похолодало, а на небе заметны тучи. В итоге сам засыпаю снова.

     Дежурившие в то утро Саша и Настя, привычно наводят марафет на столе и пытаются баловать коллектив различными яствами. Но основное блюдо – это огромные куски вчерашней щуки.

     Выходим около 13.00, пропустив вперед несколько групп.

     Ветер все время норовит дуть в лицо, а берега не радуют живописными видами (да и название озера, которое растянулось на несколько километров вперед, соответствующее – Травяное). Зато впереди – порог Мураш. На него масса планов: и сделать красивые фотографии, и попрактиковаться в прохождении водных препятствий. Второй пункт плана реализовать удалось, а вот с первым получилась накладочка... Забегая вперед скажу, что порезвиться в Мураше удалось всем!

     Вот какие события развернулись в тот день в нашей команде… В лоциях на подходе к Мурашу обозначено несколько малозначимых шивер, и, судя по описанию, довольно заметная шивера Белый Клык. После нее нужно ждать Мураш, чтобы вовремя вылезти на берег для осмотра и выставления постов страховки. Видимо, по причине низкой воды, шиверы оказались практически незаметными, и мы, сами того не зная, влетели в Мураш без осмотра. «Ну да, точно, все по лоции, вот  и «узкий участок, и скальный выход, да и каменная стена тоже нарисовалась!» – думал я, выгребая в бочках и взлетая на валах. Первые две байдарки – мой «Каньон» и «Свирь» под командованием Сергеича, шедшие впереди, пролетают порог динамично и интересно. Я даже пару раз успеваю «сделать ручкой» фотографам, в большом количестве стоявшим на берегах. На выходе из порога – обливняк у левого берега. Проходя между берегом и обливняком, чуть не цепляемся за катамаран-четверку, прочно засевший на рамой на камне. В напряженном молчании ждем остальных. Из-за поворота, лихо управляясь с «Илексой», подобно ковбою на объезженном мустанге, появляется Сережа. Но ему не удается повторить наш маневр. Войдя между берегом и обливняком, он таки цепляется за застрявший «кат». Киль. Вылавливаем Серегины пожитки. Я подхватываю весло, Сергеич с Ваней выталкивают «Илексу» к берегу. А что сам Серега? А он выкарабкивается на тот самый пресловутый обливняк, и теперь сидит на нем вместе с экипажем катамарана… Как в том анекдоте про опытного туриста-водника, который говорил, что вода вынесет, забывая уточнять «куда» и «когда».

      Что дальше? Вместе с Сергеичем добегаем по правому берегу до обливняка – примеряемся для спасработ. Шум порога не мешает общаться с терпящими бедствие. На вопрос, как дела и есть ли травмы, Серега отвечает уклончиво. Переправляюсь на правый берег и включаюсь в спасработы, организованные к этому времени. Тянем-потянем… Вытянули! Хитроумного Шурыгина даже любезно довезли до правого берега.

      Отправляюсь вдоль берега, определенно заинтересовавшись местоположением остальных экипажей. Вскоре появляются Никита и Рита на «Варзуге». Посидев немного на камушке, остальную часть порога они проходят ровно, присоединившись к команде. А Саша? Он, обладая повышенным чувством опасности, мудро зачалился в самом начале порога и теперь бегал по берегу, вымеряя траекторию прохождения. Определившись, он запрыгнул в свой «Таймень», и доставил себя и Настю к концу порога без приключений.

      В целом, сверхсложного и "криминального" в пороге ничего нет, но, конечно, осмотреть его перед прохождением не помешало бы...

Мураш пройден

Единственная фотография с порога Мураш. Все довольны.

Особенно Шурыгин. И искупался, и на катамаране покатался.

     Команда отправляется вперед, а я немного задерживаюсь, продолжая развлекаться спасработами. За нами идет команда москвичей, которым, видимо, перед порогом перебежало дорогу 13 черных кошек с пустыми ведрами (причем из ведер определенно сыпалась соль!). Последовательно, один за одним, на уже ставший «родным» обливняк, садится два катамарана и байдарка. Спасконца у ребят нет, а потому мои услуги оказались весьма востребованными.

     Все эти телодвижения происходят под крики «болельщиков» - большой группы на катамаранах, расположившихся на красивейшей стоянке на выходе с порога на правом берегу. Ребята искренне подбадривают всех снимающихся с камней. Остается сделать вид, что все идет по плану: мало ли какой нестандартный у нас план?

    Догоняю группу уже в озере Новом. Возникает проблема с выбором места для ночлега. То есть, места есть, и их довольно много, но все они заняты. Параллельно с нами бестолково мечется от берега к берегу молодежная команда москвичей на тритоновских байдарках. Впрочем, причина их метаний, становится ясна, когда один из экипажей подгребает к нам для знакомства. Ребята явно не пожалели для себя «Бодрости» после прохождения Мураша. Беседа не пошла, и соседи, продолжая употреблять «Бодрость», погребли дальше, своим загадочным синусоидообразным курсом.

Прибарахлился Гитариста едят комары

Стоянка на Новом озере. Кое-кто прибарахлился, а кого-то едят комары.

    В итоге встаем на правом, поросшем травой берегу. На первый взгляд, стоянка не по-карельски не обжита, но нам уже все равно. Впрочем, необжитой стоянка показалась только на первый взгляд. На деле, она оказалась снабженной ровно таким количеством артефактов, которого хватит на небольшой карнавал. Сергеич нашел где-то в кустах тулупчик и чайник. В тулупчике он рассекал весь вечер (промерз на Мураше), а вот чайник так и провез через весь поход. Можно считать, что это ему подарок в честь наступавшего Дня ВДВ. По этому же поводу зажигаем свечу Лебедева и раскрываем припасенный по этому случаю армейский сухпаек. Кажется, Сергеич доволен! 

  

2 августа 2013 г., четверг

    Встаем, как обычно, не торопясь.

Сережа глушит рыбу

Сережа излавливает рыбу первобытными методами

Погрузка в байдарки разнообразится попытками Сережи глушить рыбу камнями. Когда он понял, что идея не приносит материальной выгоды, он переключился на навешивание на себя цепей, найденных в кустах, и примерку тулупчика Сергеича. Суровый карельский карнавал продолжался.

Выйдя из Нового озера, очень ждем Сухой порог. Не дождались. Видимо, из-за низкой воды порог стал совсем незаметным. Осталась простенькая шивера со слабым течением под автомобильным мостом трассы Санкт-Петербург - Мурманск.

 

Мост с "цыганским табором" на правом берегу. Народ недоумевает: где Сухой порог?

На самом мосту активно идут ремонтные работы, заглушая все остальные звуки грохотом техники. Неподалеку расположился натуральный «цыганский табор» - команда на катамаранах (человек 30!) собирает плавсредства. Поскорей гребем дальше. Берега болотистые, но богатые морошкой и черникой.

Изначально планировали встать на дневку в районе Осинового озера, но, как выяснилось, подходящих стоянок там нет. Потому проходим железнодорожный мост (рядом – вполне обжитые домики; скорее всего, дачники) и гребем до Кривого озера. На входе в озеро – порог Кривой-2. Теоретически, здесь у реки два русла, но левое попросту пересохло. По берегам изумительно красивого Кривого озера расположено множество замечательных стоянок, оборудованных столами, очагами и прочими прелестями туристского быта. Мы встаем на втором мысу. 

 Поглощение плова
В меню есть оладьи из биомассы, но плов идет гораздо лучше!

Сережа ест из кружки. Из его миски теперь ест форель в пороге Мураш. 

      Пока я вожусь с приготовлением плова, Ваня и Настя при помощи горелки занимаются приготовлением чего-то вкусного, отдаленно напоминающего оладьи, из биомассы, образовавшейся из подмокших в Мураше сухарей. Рыбаки уходят на порожек за рыбой и разумеется, возвращаются с добычей.

      Вечером приходят гости – смоленская группа, расположившаяся на первом мысу. Отличные ребята! Уже не первый раз на Керети, узнаем от них много полезной информации. Ночью происходит братание групп, со всеми вытекающими последствиями. Крики «Йо-хо-хо!» раскатываются далеко по просторам озера. Саша готовится занять круговую оборону в своей палатке…

      Ночью по озеру с песнями катаются коммерческие группы на катамаранах. Время от времени я вылезаю из «Каньона», чтобы пофотографировать озеро… 

  

3 августа 2013 г., пятница

     Дневка. Моральное разложение коллектива, которое началось еще вчера, продолжается.

     Смоленцы отчаливают, вслед за ними обжитые стоянки покидают и другие группы. Мы остаемся на озере практически одни…

 Кривое озеро Вечер на Кривом озере 

Озеро Кривое

Озеро Кривое. Красота!

     Неспешно мастерится баня, кто-то валяется с книгой в палатке, кто-то рыбачит… В общем, испытываем на себе все прелести матрасного отдыха.

     На дневке запускаем игру под сакраментальном названием «Сажусь». Суть игры: каждый раз, вознамерившись прислонить свою пятую точку к какой-либо поверхности, играющий оповещает об этом остальных словом «Сажусь!». Если предупреждения не было (запамятовал, стало быть), бдительные товарищи злорадно начинают отсчет: «Раз! Два! Три!..». И так – до тех пор, пока несчастный не обежит всю команду и не хлопнет ладонью по руке товарища – «даст пять». Сколько успели насчитать – столько штрафных очков и записывается на личный счет незадачливого игрока. В конце похода подводятся итоги. Забавная игра, особенно весело бывает, когда кто-то, взгромоздившись в байдарку, и уже было пристегнув юбку, забывает сказать «Сажусь!». Остальные игроки всегда оказываются в нужное время в нужном месте и «заботливо» начинают считать! Жесть!

     Нельзя не сказать о маневре, предпринятом молодежью. Уж очень им хотелось отведать «ништяки» из местных магазинов. По одному из описаний, ближайшее сельпо было на станции Кереть, недалеко от железнодорожного моста, который мы прошли вчера. Однако эта информация устарела. Со слов смоленцев, ближайший магазин находился в Лоухах. Подружившись с местными рыбаками, стоявшими лагерем рядом со смоленской группой, и узнав, что те собираются в экспедицию до магазина за чем-то жизненно важным, пацаны умудрились сделать заказ. И рыбаки согласились! Уже к вечеру продуктовый заказ был доставлен. Причем за услуги местные не взяли ни копейки!

     Вечером – баня и песни-пляски. 

   4 августа 2013 г., суббота

     Ох, нелегко сниматься с обжитого места и поднимать ленивый зад после дневки! Выходим, разумеется, после 12.

Порог Долгий, фото 1 Порог Долгий, фото 2 

Сережа в Долгом На грани киля 

 Долгий порог

     За час догребаем до Долгого порога. Порог действительно довольно продолжительный – около 3 км. Осмотр, по большому, счету бесполезен. Логика порога ясна, препятствия легко читаемы с воды. Тем не менее, проходим по всем правилам – со страховкой и фото- видеосъемкой. После первой ступени порога (в некоторых описаниях она классифицируется как отдельное препятствие) делаем вынужденную остановку – клеим «Таймень». Наиболее низко сидящий ветеран водного туризма, несущий на своем борту Сашу и Настю, несмотря на новую ПВХ-шкуру регулярно получал пробоины на низкой воде…

Порог проходится с закрытыми глазами Ремработы

Порог проходится с закрытыми глазами, но потом долго клеится шкура

     Еще через 5-6 км слышим шум порога. Это Варацкий. Сходив полюбоваться на препятствие, встречаем группу москвичей (тех, которые после Мураша активно припадали к  флягам с «Бодростью»). Посмотрев немного на их прохождение, решаем встать на ночь на стоянке, расположенной на входе в порог (самих стоянок, расположенных вдоль всего порога, три или четыре).

     Вечером, на пару с Сергеичем, устраиваем на пустых судах покатушки на пороге. Вывод: без груза в Варацкий лучше не соваться. Косые валы делают нескучным прохождение порога на пустом «надувастике». Выгреб с трудом. Ну а Сергеич шел на «Илексе», благополучно кильнувшись на второй ступени. Замечательные кадры того вечера вошли в видеоотчет: грустный Сергеич сидит посреди порога на камушке, придерживая рукой перевернутую байдарку… Знатно развлеклись! Что про нас думали «болельщики» на берегу - неизвестно. Видеозапись донесла только отдельные фразы. 

 

  5 августа 2013 г., воскресенье

    Встаем на удивление рано – часов в 9. И уж совсем удивительно, что уже часов в 11 выходим. Первая точка сегодняшнего дня – обкатанный отдельными членами команды Варацкий.

Порог Варацкий  

Порог Варацкий...

Киль на Варацком Киль на Варацком, фото 2

...и киль на Варацком

     Основной слив порога представляет собой левый центральный рукав вдоль острова, где струя, разгоняясь, падает в косой слив шириной не более 3-х м, высотой около 1,5 м, образуя добротную пенную бочку. На левом берегу есть удобные площадки для осмотра и фото- видео-съемки. Отличная площадка находится непосредственно напротив основного слива. Страховку выставляем на левом же берегу, метров 150 ниже основного слива, выше автомобильного моста.

 Серега на страховке

"Смотровая площадка" с видом на основной слив.

А Серега готовится вылавливать байдарочников

      Пройдя порог, зачаливаюсь практически сразу после основного слива (маневр, невозможный на каркасно-надувных байдарках легко выполняется на «надувастике»; идти на груженом «Каньоне» - одно удовольствие), после чего перехожу на площадку, наблюдая все прелести прохождения. «Свирь» проходит чисто. Посидев немного на камне в сливе (слишком сильно прижались к правому берегу), проходит, в целом, чисто «Варзуга». А вот «Таймень»… Сложно понять, где была совершена ошибка. Скорее всего, экипаж недооценил косую бочку после основного слива. Соответственно, киль произошел на левый борт. Страховка не понадобилась. Экипаж спас себя сам. Сразу же после киля у Насти появилась невиданная сила, посредством которой она вытащила на берег два ценных груза. Левой рукой извлекла наполненный водой «Таймень», правой - собственно, Сашу. Следовавший с интервалом Серега на «Илексе» умудрился на ходу подхватить утерянное экипажем «Тайменя» весло, после чего догреб до остальной части команды. Следует отметить, что после основного слива река продолжается мелкой шиверой с обилием камней, под мостом – приятная бочка; шивера продолжается и после моста.

     Вот еще о чем нельзя не сказать. Молодежь продолжала удивлять карельскими сервисами сферы обслуживания. Оказалось, на Керети в норме вещей следующая услуга: позвонить в лохускую службу такси, заказать необходимые «ништяки», а потом ожидать «службу доставки» на ближайшем автомобильном мосту. Собственно, такая операция и была проделана этим утром. Ну никакой романтики! (На всякий случай, телефон этого «сервиса», оставленный нам смоленцами на пачке активированного угля - 8-921-624-0064).

     Отдышавшись после приключений на Варацком, гребем дальше. Выходим в Варацкое озеро. Ну очень красивые берега с обилием стоянок! Если вы не задневали на Кривом – смело устраивайте дневку на Варацком озере!

     По озеру гребем примерно час, после чего, у поворота реки налево слышим шум порога. Выйдя на стоянку на левом берегу, убеждаемся, что мы не ошиблись. Это Краснобыстрый. Выставляем страховку на левом берегу (после выхода со второй ступени). Интересный порог! Сначала вода разгоняется по горке длиной 150 м с небольшим количеством камней. В ее конце река делится камнями на две протоки. Основной слив (0.8 м) - под левым берегом. В сливе мощный косой вал, ощутимое смещение справа налево и камни.

Порог Краснобыстрый, фото 2

Порог Краснобыстрый

Порог Краснобыстрый Порог Краснобыстрый, фото 3

     Во время осмотра порога Саша показательно, на камеру, купается под сливом, после чего, забыв сказать «Сажусь!» взгромождается на камушек. Реакция окружающих не заставила себя ждать. «Раз, два, три…»

     Пройдя без приключений Краснобыстрый (получились неплохие кадры!), встречаем московскую группу поклонников «Бодрости». Как обычно, в порог у них идут самые опытные, проводя по очереди байдарки. Часть команды идет по берегу. Флаг им в руки по самое древко!

     Через пару километров после порога начинается озеро Масляное. Там мы и встаем на ночь.

Пройден! Менестрель вспомнил слова

Краснобыстрый пройден. Теперь можно петь песни!

Вечером, воодушевленные прохождением порога, продолжаем матрасничать, прикасаясь к истокам эволюции.

Ночью проходит небольшой дождь (первый за поход!), и мне приходится покинуть обжитую опочивальню в «Каньоне». 

 

6 августа 2013 г., понедельник

       Утром снова ясно и безоблачно, хотя «забортная» температура значительно ниже. Чувствуется, что Белое море все ближе.

       Выходим в районе 11.30-12.00 и идем в пороги. Их на сегодня предостаточно. Первый порог – Масляный. Несложный, на первый взгляд, порог, преподносит нам сюрприз. Замешкавшийся в бочке экипаж «Тайменя» разворачивается бортом к течению и киляется. Практически на ровном месте. Впрочем, как обычно, Саша с Настей вытаскивают себя сами, буквально за несколько минут слив воду и перепаковав байдарку. Мы поспеваем «к шапочному разбору».

         Далее – пороги Павловский (идется по левой протоке), Колупаевский (запомнился слаломом и неплохими валами), Медвежий и Кривой-3 (расположены настолько близко, что сразу не разберешь, где какой).

            В Павловском пороге экипаж «Тайменя» неожиданно зачалился. Как позже выяснилось – передохнуть. Сергеич, не зная об истинных причинах зачаливания, поспешил по берегу на помощь, чудом не попав в алкогольные хищные лапы туристов, расположившихся на дневку над порогом, и активно поклонявшихся Бахусу. Точнее, в лапы он попал, но только самую капельку.

            Между Павловским и Медвежьим порогами – автомобильный мост дороги Чкаловский – Плотина. Вдоль порогов много неплохих оборудованных стоянок – вставать можно в любом месте.

            Пройдя Кривой-3 и встретив «крестничков» (москвичей, которых вытаскивали на Мураше), встаем на ночлег на симпатичном островке. Теоретически могли бы идти и дальше, но необходимо подготовить емкости для пресной воды.

Тихий вечер

Крайняя стоянка на Керети перед выходом в Белое море. Красота!

            Варганю ужин, приговаривая , что «если в тарелке нечто плавает – это витамины, тонет – минералы, шевелится – протеины». Купаемся, поем песни, любуемся закатом…

            Всю ночь из леса на правом берегу доносятся страшные лязгающие звуки. Понимаем, что это ведутся какие-то работы на карьере, но все равно как-то не по себе! Еще раз убеждаюсь, в истине, что жуткие звуки из тайги делают сон в палатке теплее. 

   7 августа 2013 г., вторник

Мыльно-рыльные процедуры

Мыльно-рыльные процедуры для ленивых

          Утром – «мыльно-рыльные» процедуры. Используем шанс поплескаться в пресной воде перед 5-дневным переходом по морю. Готовим емкости для пресной воды.

            Час сплава – и мы у рыбоводческого хозяйства «Кереть». Русло реки перегорожено сетями, ниже – порог Морской (он же Керетский). В описаниях написано, что работники рыбхоза могут поднять сеть за определенную мзду и пропустить байдарки, но мы решаем не заморачиваться и перетаскиваем байдарки по тропе обноса по правому берегу.

Рыбоводный пункт  Начало Морского порога

Рыбоводческое (в некоторых отчетах - туристоразводческое) хозяйство Кереть

и начало Морского порога

            Перед сетью активно плещется семга. Ежедневно работники рыбхоза перед сетью отбирают на продажу энное количество рыбы, а остальных считают и пускают наверх. Рыба идет не постоянно, а косяками, собираясь внизу, затем за достаточно короткое время забираясь наверх. На пороге рыба отдыхает за камнями.

Совершаем небольшую прогулку вдоль порога. Дойдя до середины, понимаем, что осматривать, в общем-то, нечего: основная сложность – мощные валы и необходимость слалома. В то же время, препятствия читаются с воды. Порог довольно продолжительный (около километра), течение бешеное (порядка 15 км/ч).

Сережа в Морском На выходе из Морского порога

Морской порог. Нескучное прохождение.

Часовня над Морским порогом

Часовня над Морским порогом.

Порог нескучный. Прохождение – сплошное удовольствие. Зачалившись на правом берегу после первой части порога напротив часовни, расположенной на левом (подчеркну, опять-таки, что это маневр, практически невозможный на каркаснике), встаю на страховку. Заодно удается сделать несколько удачных кадров с Морского. Все проходят чисто. Прыгнув в байдарку, догоняю группу. Дошли! Восторг и сверхприподнятое настроение! Зачаливаясь, пою песни и пытаюсь танцевать, не сходя с байдарки.

Выход в Белое море Пополнение запасов пресной воды Дошли до моря!

На выходе в Белое море

Самосплавом - в море Подвохи на выходе с Морского порога

Никита порывается идти самосплавом, но рядом плещутся подвохи - диверсанты

Устье Керети довольно широкое. Непосредственно на выходе - последние (и самые крутые!) валы и небольшой относительно спокойный участок, где мы и набирали пресную воду. Рита и Никита предпринимают успешные попытки купания в пороге, уходя самосплавом в направлении Белого моря. Рядом ныряют любители подводной охоты, похожие на натовских диверсантов. При нас никого не подстрелили, зато выловили кружку.

Пополнять запасы пресной воды здесь останавливаются многие: встречаем детскую группу на катамаранах, супружескую пару на «Варзуге» с лозунгом «Трезвость - фундамент счастья» по борту. Саша обнаруживает дохлую полуразложившуюся семгу и в полном восторге демонстрирует её девчонкам. 

Село Кереть

Село Кереть с богатой историей

Село Кереть

На левом берегу – село Кереть. Официально село считается нежилым, но в настоящее время оно активно возрождается фермерами. Происхождение названия села имеет несколько объяснений. Оно может происходить от саамского слова «гиера» — верхушка, макушка, верховье реки или же от саамского «керет» — кережка (саамские сани в виде лодки). Возникновение Керети относят к концу XV — началу XVI вв. Кереть всегда была богатым селом. Здесь проходил торговый путь из Поморья в Швецию. Историком Соловецкого монастыря Досифеем Кереть упоминается в связи с примечательным событием — произошедшим в 1542 году землетрясением. В XVI веке Кереть становится вотчиной Соловецкого монастыря, в ней возводится укреплённый острожец.

Интересно, что село не раз попадало в мясорубку военных действий. В сентябре 1589 года финский отряд Пекки Весайнена разорил Кереть. В 1590 году отряд регулярной армии шведов численностью 700 человек сжег Кереть повторно. В июне 1854 года, во время Крымской войны, английский десант ограбил Кереть, сжег соляные амбары.

В начале XVIII в Керети было открыто волостное отделение Кольской таможни. В 1837 году Кереть посетил финский фольклорист Элиас Лённрот. В своем дневнике он писал: «Основной промысел жителей Керети - рыболовство. Начиная с середины марта до конца мая через Кереть тянутся обозы. Едут люди в Кандалакшу и оттуда к Ледовитому океану на рыбную ловлю и зверобойный промысел. Рыбак за сезон может заработать 100 - 200 рублей. Они либо работают для себя, либо нанимаются. В более состоятельных домах имеется от 300 до 1000 сельдянок (бочонков), которые продают в Архангельске по рублю за сельдянку

В 1933 г. в Керети организован рыболовецкий колхоз «Красный рыбак». В селе были клуб, 8-летняя школа, больница, пекарня, магазин, библиотека. По данным переписи 1959 года Кереть имела статус посёлка городского типа и население 1085 человек.

В конце 1960-х гг. рыбный промысел стал приходить в упадок. Колхоз «Красный рыбак» стал разваливаться. В связи с увеличивающимися трудностями по доставке леса был закрыт лесозавод. По распоряжению властей в селе закрыли школу, больницу, магазин, пекарню, библиотеку. Был ликвидирован Керетский сельский совет. Население расселили по другим населенным пунктам (Лоухи, Чупа, Кемь).

Сегодня Ке́реть — это десяток полуразрушенных изб, в зависимости от времени года заросших густой травой по пояс или занесенных снегом. Летом в Кереть наведываются немногочисленные дачники. Зимой живёт несколько человек. 

Выход в море 

Выход в Белое море. Кто-то гребет, а кто-то балдеет.

       Далее – выход в море. Проходим между материком и островом Средний, пропускаем по правую руку остров Кереть (там, кстати, как говорят, много замечательных стоянок!), и выходим в губу Чупа.

 Остров Средний

На острове Средний располагается с 1975 года биологическая станция Санкт-Петербургского государственного университета. Разведение костров на острове запрещено. Между биостанцией и Чупой регулярно курсируют баркасы. При желании можно договориться о доставке до Чупы. 

Продвигаемся уверенным курсом к острову Олений. Туда-сюда снуют баркасы и моторные лодки. Планируем встать на ночь там, но все стоянки оказываются занятыми. Поэтому зачаливаемся на рыбачьей стоянке на левом берегу губы. Пока разводится костер, в рядах личного состава просыпается дух собирательства. Парни отправляются на сбор мидий, насобирав на несколько сковородок. Жарим их в соевом соусе. Вкуснотища!

Отлив, фото 1 Отлив, фото 2 Отлив, фото 3

Первая стоянка на Белом море

Саша и Серега отправляются за треской, вернувшись уже в ночи, и, разумеется, с добычей.

Ночное сафари на треску

Возвращайтесь либо с треской, либо на щите!           

 

   8 августа 2013 г., среда

            На завтрак – тушеная треска с овощами и гречкой. Памятуя о том, что в это время года внутренности (и печень) трески и наваги могут быть поражены паразитами (червями), тщательно прожариваю куски рыбы.

        Грузимся в отлив, поэтому таскаем барахло довольно долго. На море сильный встречный ветер, и я заметно отстаю от каркасников. В итоге, равняюсь с московской группой на катамаранах; рядом с ними и гребу, общаясь и перебрасываясь шутками.

          Наш курс на Чкаловский. Там можно пополнить запасы пресной воды. Ну и магазин там, разумеется, тоже есть.

Выход в отлив Чкаловский

Выход в отлив и Чкаловский

            На подходах к Чкаловскому встречаем смоленскую группу, вставших лагерем на небольшом островке.

            На берегу у Чкаловского – небольшое кладбище старых кораблей, сараи, и заметная издалека гостиница дайвинг-центра «Нереис» (http://www.nereis.ru/).

            Пока мы с Сергеичем производим разведку местности, дух собирательства вновь просыпается в нашей команде. Снова свободные емкости заполняются мидиями, которые, не в пример мидиям на предыдущей стоянке, крупнее и мясистее. Пополнив запасы, переплываем на правый берег губы и встаем на ночлег – торопиться нам некуда. Оказывается, мидиями можно наесться до отвала – даже ужин не хочется готовить. Вечером небольшой дождь.

            При рубке дров Ваня подбивает себе глаз. Синяк лечим мазью «Спасатель» и наложением черной повязки «А-ля Нельсон». 

  

  9 августа 2013 г., четверг

            Собираемся довольно быстро, и за полтора часа доходим до Нижней Полунги. Там встречаем смоленцев. Устав грести против ветра, они решают вызывать такси до Лоухов (такса – 300 р.), отправив водителей за оставленными там машинами. Таким образом, маршрут для них закончился здесь. Прощаемся.

Ну а мы же по-прежнему никуда не торопимся. Догребаем до моста на выходе из Нижнего Пулонгского озера, и, зайдя в устье, пополняем запасы пресной воды.

Впередсмотрящий Нижняя Полунга, фото 2 

Нижняя Полунга

Нижняя Полунга Кто здесь?

     Для справки – магазина в Нижней Полунге нет (сгорел), но при необходимости можно доехать (или дойти) до Малиновой Варакки.

     Далее снова гребем против ветра, дойдя практически до острова Долгий. Уже видна Чупа. В воздухе витает ощущение окончания маршрута… Немного грустно, поэтому стараемся поднять друг другу настроение. Чувствуя приближение ночного веселья и безобразий, Саша суетливо сооружает линию Маннергейма возле своей палатки.

     Идет дождь, а потому коротаем вечер за столом под тентом. На улице светло, вместо костра – свеча Лебедева. Песни под гитару и обсуждение уже практически пройденного похода…

       Ну а когда дождь заканчивается, над губой появляется красивейшая радуга! 

Радуга над губой Чупа

Радуга над губой Чупа

 

10 августа 2013 г., четверг

Поезд у нас только завтра, а потому принимаем решение дневать. К огромной радости рыбаков – здесь для них раздолье. Саша вываживает какую-то неведомую тварь, оказавшуюся зубаткой. Редкостной злобы рыбина! После того, как она - зубатка - на суше (кстати, вполне комфортно себя там чувствовала!) перегрызла пару палок, мы выпустили её в море. Так она несколько раз возвращалась к берегу и чуть ли не выбрасывалась на сушу, словно надеясь покусать-таки своих обидчиков. Лишь спустя минут двадцать она вальяжно махнула хвостом и отправилась по своим делам в море. Даже купаться после такого страха не хочется.

Саша изловил зубатку Зубатка 

Саша изловил зубатку. Теперь не знаем, как от нее избавиться.

Саша и Настя пекут блины с черникой. Объединение!

Блинная артель После бани

Блины и банный день. Что еще нужно для матрасного отдыха?

Парни сооружают баню и протапливают её от души. Банный день явно удался!

С вечера созваниваемся с водителем, назначив место и время выброски. 

 

11 августа 2013 г., пятница

Встаем рано. Моросящий дождь и окончание маршрута не придают положительных эмоций. Завтракаем на скорую руку, после чего выходим на воду. До Чупы гребем около часа. Антистапелимся около деревянной пристани. Просушить как следует снарягу не получается – дождь прекращается только с прибытием туристовозки. На «буханке» переезжаем на станцию в два захода, по дороге заехав в магазин за продуктами на обратную дорогу.

Чупа, вид с моря Чупа, деревянная пристань

Чупа. Вид с моря и деревянная пристань

На станции ждем поезд в компании украинской коммерческой группы и местных детишек из коррекционной школы, которые постоянно норовили тиснуть у нас что-нибудь из барахла «на рывок». Порадовал туалет на станции – местный филиал ада и храм Нургла – с витиеватой надписью на стене «Кафе Бистро».

 На станции Чупа

На станции Чупа. Вещи лучше не разбрасывать.

Вот, собственно, и все… Дальше была дорога, походы по вагону за кипяточком с чайником (Сергеич таки увез его с собой в Нижний), моя неудачная попытка побриться в Питере (бритва сломалась, и я так и ходил побритый наполовину) и разговоры, разговоры… Где-то в Нижнем по нам дико тосковало наше начальство… 

13 августа мы прибыли в Нижний Новгород. 

В Нижнем!

В Нижнем. Сергеич сжимает в руке карельский чайник.

 

Немного выводов

  • Поход явно удался. Компания была разношерстная, с очень разным сплавным опытом, но от этого было только интереснее. Девчоночья часть с опытом только нижегородских речек показала себя только с лучшей стороны!
  • Маршрут довольно людный. На некоторых стоянках много мусора, который, впрочем, можно убрать. Стоянок хватает на всех. Есть много мест для аварийного схода (в случае необходимости такового).
  • Наличие множества частников и фирм, осуществляющих заброску-выброску, позволяет договориться обо всем заранее.
  • Препятствия интересные. Каждый порог завершается спокойным плесом – в случае киля, можно выловить байдарку и вещи.
  • В перспективе, на подобные маршруты задумал обзавестись небольшой бензопилой. Уж если совмещать «двойки»-«тройки» с матрасничеством – так до конца!
  • Спасконцы обязательны на каждое плавсредство. Не понадобится самим - используете, чтобы вытащить соседние группы. Спасжилеты и каски - не обсуждается.
  • Говоря о культурной части похода, отдельное спасибо менестрелю похода Никите Толбузову. Гитара в походе важна!
  • Брали коптильню (для рыбы), сковородку (для грибов). Не пожалели. Всего предостаточно. Горелка тоже пригодилась.
  • Ремкомплекты необходимы (причем, с запасом!), особенно по низкой воде!
  • Рыбаки, как всегда, были на высоте, но, по-моему субъективному мнению, на той же Воньге рыбы было больше.

 Спасибо всем за поход! Искренне желаю, чтобы и на новых маршрутах «глаза горели, и шерсть стояла дыбом»!

 

Приложение 1

Таблица «Определяющие препятствия маршрута»

(за основу взята лоция с http://tbp.karelia.ru/locy/keret.html,

описание адаптировано к нашим условиям прохождения) 

Препятствие

Протяженность

Категория сложности

Характеристика

Пор. Щелевой

500 м

2 к.с.

Ярко выраженных ориентиров нет. Осмотр ЛБ. 2 ступени, разделенные участком спокойной воды. Первая ступень - крутопадающая шивера с мощной, неочевидной струей и беспорядочно разбросанными камнями. Вторая ступень - узкий слив с ЛП и двумя бочками (на входе и на выходе), далее – гребенка валов, уходящая в плес.

Пор. Кривой-1 («Дрова»)

400 м

2 к.с.

Ориентир - навал бревен на ЛБ. Осмотр с ПБ. Шивера с четырьмя поворотами. Много камней, валы до 0,6м. На третьем повороте завал на ЛБ и прижим к нему. После шиверы около 50 м спокойной воды и короткая вторая ступень - подводная каменная гряда с надводными выходами и свалом струи от ПБ к ЛБ.

Пор. Керчуг

100 м

1-2 к.с.

Ориентир - резкое сужение протоки с 40 до 15 м. Порог представляет собой короткую (около 50м) мощную с множеством камней шиверу (валы до 0,5м). Падение не менее 1,5м.

Пор. Мураш

700 м

3 к.с.

Ярко выраженных характерных ориентиров нет. Первая ступень - входная слабая шивера. Вторая ступень - короткий слив с плиты высотой 0,6 м под ПБ, по центру бочка 0,7м - прямой крутой вал высотой 0,7-0,8 м, далее быстроток, подводные камни. ЛБ - ряжевая стенка. Сужение русла до 15 м. В конце ступени, перед ЛП на 90° - большое улово у ПБ. Третья ступень: 350-метровая трековая шивера, с ПП на 90° в середине. Сужение русла в скальном коридоре до 18 м. Движение по центру, затем правее центра (валы и бочки до 0,5м). Прижим к ЛБ в районе поворота - несильный. Перед поворотом - слив с плиты 0,6м и невысокий косой вал 0,6 м. После поворота - сложный судовой ход, камни в русле, необходимость ухода от гряды у ЛБ, на которую сильно наваливает струей. Два камня на выходе замаскированы стояками, сразу за ними обливняк у ЛБ. За порогом хорошая стоянка на ПБ.

Пор. Сухой

1,5 км

1 к.с.

Порог представляет собой очень простую из-за слабого течения шиверу. В низкую воду порог и вовсе не чувствуется…

Пор. Долгий

3,5 км

2 к.с. (в большую воду – 3 к.с.)

Осмотры: вход в порог (чалки непосредственно перед порогом), плита в районе второго острова (чалка перед 2-м островом). Препятствие представляет собой длинную шиверу с небольшим уклоном, на протяжении которой река преодолевает несколько ярко выраженных плит.

Пор. Варацкий

1,2 км

3 к.с.

Осмотр с ЛБ, с ПБ и с острова. Порог состоит из трех ступеней. Первая - простая, глубокая входная шивера. Валы по центру до 0,4м. Вторая - надводная плита через всю реку; трещины разбивают ее на четыре острова, три из них выстроены в ряд от ЛБ к ПБ, а четвертый образует с третьим колонну, вытянутую вдоль ПБ. Между ПБ и островами рукав, мелководен и требует проводки судов - в зависимости от уровня воды. Протоки между 2-м и 1-м островами и ЛБ непроходимы в малую воду. Основная протока между 2-м и 3-м островами. В ней косой, водопадный слив под 2-м островом, 2 косых вала 0,6 м и бочка 0,8 м, короткий слив под 3-м. Высота в пределах 0,7-0,9 м. Через несколько метров большой подводный камень в небольшой бочке (с воды не виден) обходить слева.

Наиболее интересный участок порога – слив у острова.

Третья ступень - сильная выходная шивера, которая начинается сразу же после нескольких островов. Валы и бочки до 0,7 м по всей ширине русла, много камней. Протяженность шиверы более 0,6 км. Ближе к концу шиверы а/м высокий мост, за ним мелководная шивера 150 м.

Пор. Краснобыстрый

0,4 км

3 к.с.

Осмотр по ЛБ. Порог образован шестью последовательно расположенными плитами. К первой плите ведет простая 200-метровая шивера. После последней плиты выходная средней сложности 100-метровая шивера. Сливы с плит расположены в шахматном порядке. Три последних слива идут каскадом, переходя друг в друга; падение на этом участке около 1,3 м. После входной шиверы слив под ЛБ с валом 0,4м и пенной бочкой 0,5м. Ближе к ПБ - второстепенный мелководный слив с бочкой 0,6 м., потом 80 м быстротока, затем небольшая бочка ближе к ЛБ 0,7 м. За ней навал на валун под ЛБ и второй слив через каменную гряду от ЛБ к центру 0,7 м. На выходе валы по центру до 0,5 м, справа и слева мелко.

Пор. Масляный

0,4 км

1-2 к.с.

Порог представляет собой крутопадающую шиверу. Наиболее сложная ее часть - средняя: сужение русла с 35 до 15-20 м приводит к резкому ускорению потока. Валы до 0,5 м.

Пор. Павловский

0,35 км

1 к.с.

Возможен проход без осмотра. Порог представляет собой несложную шиверу с ярко выраженными основными сливами. Валы до 0,5 м. Остров находится уже внутри порога. Проход возможен обоими рукавами.

Пор. Колупаевский

1,2 км

2 к.с.

Порог представляет собой длинную S-образную шиверу. В начале валы до 0,6 м, сужение русла и много камней, затем уклон увеличивается, русло расширяется и идет слаломный участок.

Пор. Кривой-3

0,65 км

2 к.с.

На входе в порог две параллельно расположенные подводные плиты через всю реку на расстоянии около 30 м друг за другом. Вторая плита имеет надводный выход в виде каменного острова. Основные сливы смещены к ПБ. Основной слив со второй плиты высотой 0,7 м, за ним пенная бочка 0,7 м. Далее идет шивера с заметным уклоном, валы 0,5 м, с обилием подводных и надводных камней. На выходе перекат и слив через плиту 0,7м, прижим к ЛБ. На выходе мелко - валы до 0,4 м. на протяжении порога сложные условия для страховки.

Пор. Морской (Керетский)

0,85 км

3 к.с.

Падение не менее 10 м. Ориентир: сети и строения по ПБ. Представляет собой крутопадающую шиверу с валами и бочками до 0,6 м. Много обливных подводных камней. Сложные условия для страховки. Наиболее сложная (наибольший уклон) средняя треть порога. Сложность порога от прилива (отлива) не зависит.

 

 



посмотреть на Google карте

Дополнительная информация
Дата размещения:27.10.2013
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Река:Кереть
Море:Белое
Населённый пункт:Кереть
Материалы, связанные с рассказом
Статистика
Суммарный рейтинг:35
Средний рейтинг:5
Проголосовало:7
Просмотры:11934
Комментариев:0
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии