А.А.Колесников. Вступая на тропу туризма. Организация похода


 

Перед тем как перейти к туристической подготовке с ребятами, необходимо провести инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в лесу и правилам разведения костров. Важно показать ребятам, что дисциплинированность и организованность – это залог успешного похода, это тот общий знаменатель, которого они должны придерживаться. Все делать только с разрешения старшего группы, никуда не уходить без его разрешения, не отлучаться далеко от места стоянки группы. Уделить особое внимание костровой подготовке, показать к чему может привести неосмотрительное обращение с огнем, насколько может быть губительным лесной пожар, разросшийся от непотушенного костра.

Каждый поход имеет свою цель. Он может преследовать экскурсионную цель – посетить памятники природы, исторические стоянки людей, древние святилища, посетить местные краеведческие музеи в городах, через которые проложен маршрут похода; военно-патриотическую цель – пройти по памятным и историческим местам, экологическую и общественную цель – изучить образцы растений и животных, провести простейшие гидрологические измерения, собрать образцы почв и т.д.; оздоровительную цель – отдохнуть от города, подышать свежим воздухом, учебную цель – научить ребят на практике разводить костёр, ставить палатку, ориентироваться на местности, выживать в экстремальных ситуациях; спортивную цель – пройти усложненный маршрут на время.  Каждый поход с детьми предполагает постановку и реализацию целей оздоровления и отдыха. Для педагога любой поход с детьми проводится, прежде всего, с целью формирования личности самого ребенка, укрепления его морально-волевых качеств. Кроме того, перед каждым походом ставятся задачи дать основы туризма начинающим туристам, научить ребят передвигаться по пересеченной местности, уметь разводить костёр, ставить палатку, организовать бивак.

Многие люди находят, что занятия туризмом улучшают самочувствие, снимают напряжение после трудовой недели.. Другие находят в походе элементы риска, спортивный азарт, который связан с преодолением преград или трудностей при прохождении сложного препятствия и, тем самым, расцветить свою жизнь массой новых впечатлений. С ростом мастерства участников растет потребность в более сложных походах, которые предъявляют повышенные требования как к руководителю, так и к участникам. Цели похода находятся в прямой зависимости от уровня физической и моральной подготовленности коллектива, от предыдущего опыта походов. Каждый поход или экскурсия способствуют накоплению опыта и позволяют ставить и решать все новые более сложные цели в будущих походах. Принцип постепенности, переход от простого к сложному является залогом безопасной и интересной походной жизни коллектива.

Цели похода могут быть разнообразными. Менять цели похода или формулировать их в ходе похода не рекомендуется, так как это обостряет ситуацию. Все участники похода должны представлять, зачем они собрались в группу и что должны делать для достижения целей похода.

Руководитель должен так запланировать прохождение маршрута, чтобы основная часть выполнения запланированного задания ложилась на свободное от переходов время, когда нет усталости и участники могут выполнить поручение. Распределение нагрузки должно быть равномерным, поход не должен перегружаться срочной работой и авралами. Очень важно при организации и проведении похода цели похода соотносить с возрастом, опытом и составом участников.

На установочном собрании руководитель похода сообщает о цели похода, маршруте (если он уже разработан) и длительности похода, о сумме денег, которые надо будет внести каждому участнику, о том, что надо взять с собой, распределяет поручения, договаривается о следующей встрече. При подготовке такого занятия нужно заранее составить список вопросов, которые на нем будут обсуждаться. В перечень обсуждаемых вопросов входят: наиболее оптимальные сроки и маршрут похода и состав его участников; определение необходимого набора продуктов и снаряжения; назначение ответственных за подготовку продуктов, снаряжения, аптечки, ремонтного набора.

Когда в поход собираются новички, на занятии следуют зачитать примерный список личного снаряжения и объяснить, что чем можно заменить, если не найдется дома. Как правило, у новичков вещи не готовы к походу. Что-то надо найти, что-то постирать или перешить, что-то купить в магазине. Поэтому занятия лучше всего провести заблаговременно, за несколько дней до похода, чтобы у ребят было время собраться без спешки. Руководитель при подготовке к собранию должен определиться  общественным снаряжением, а на собрании опросить участников похода, кто чем располагает. Все поручения надо обязательно записать и при следующей встрече прямо начинать с проверки по списку, что сделано, а что нет. Кроме того, следует помнить, что давая поручения ребятам, надо тщательно их проинструктировать, объяснить все подробности.

Контроль за выполнением всех поручений берет на себя руководитель или ответственный.

Если в походы постоянно ходит одна и та же группа, где все имеют постоянные обязанности, то иногда можно обойтись и без собрания. Просто назначается время и место встречи, а каждый участник заранее знает, что он должен сделать.

Перед проведением длительного туристического похода необходимо провести родительское собрание, на котором руководитель сообщает родителям о целях, задачах и сроках похода, рассказывает, чем родители могут помочь своим детям в ходе подготовки. Если возможно, то руководитель может показать родителям весь маршрут похода со всеми стоянками и сложными участками, если они есть.

Желательно всем участникам распределить их обязанности в группе. Это такие, как помощник руководителя, медик, завхоз, казначей, реммастер, летописец, фотограф и другие обязанности.  Из числа ребят выделяются завхоз и ответственный за снаряжение. Первый вместе с руководителем составляет рацион для похода и руководит закупками, в походе выдает дежурным продукты и ведёт их учет, после каждого приготовления или расхода на перекусах. Второй руководит сбором специального и бивачного снаряжения, следит за тем, чтобы оно было к походу приведено в полный порядок, следит за сохранностью его в походе. По окончании похода он по списку собирает снаряжение и контролирует, чтобы все вещи вернулись к своим владельцам.

Важные функции выполняет в группе является казначей. Он ведает всеми финансовыми делами. Казначей составляет вместе с руководителем смету, помогает в сборе денег с участников похода, ведёт строгий учет сделанных расходов и т.д. Последнее очень важно. Ведь после окончания похода необходимо отчитаться за полученные подотчетные деньги. А после окончания сколько-нибудь продолжительного похода это почти невозможно сделать, если не велись записи произведенных затрат. Поэтому казначей собирает и хранит у себя документы о произведенных расходах – железнодорожные и другие транспортные билеты, всяческие квитанции, товарные чеки и т.д.

Согласно туристским справочникам и руководствам, в группе выделяется врач, который собирает аптечку и оказывает первую помощь. Лучше, если есть настоящий врач. Однако на практике, если нет квалифицированного врача, в группе должен быть человек, владеющий навыками оказания первой помощи в необходимых случаях. Как правило, это руководитель похода. Желательно перед походом удостовериться в отсутствии медицинских противопоказаний у участников похода. Особенно это касается детей. Сам руководитель должен провести с участниками занятие по медицинской подготовке и оказанию первой помощи пострадавшему в полевых условиях.

Кроме того, в походе, согласно всем нормам комплектации, выделяется еще фотограф и летописец, ответственные за ведение дневника. Умению вести дневник тоже надо учить. Поэтому лучше установить такой порядок, когда каждый из ребят заполняет дневник в течение одного дня, а потом руководитель просматривает сделанную запись и разбирает, что хорошо, а что плохо. В этот день участника, ответственного за дневник, надо по возможности разгрузить от других обязанностей – не назначать дежурным, костровым, направляющим или замыкающим. Пусть он в течение дня обдумывает, что следует отразить в дневнике, пусть у него вечером будет достаточно времени для описания прошедшего дня. Если в группе есть и опытные и неопытные участники, то лучше поручать ведение дневника только опытным. Начинающим и без того есть чему будет поучиться в походе. После похода путевые заметки можно опубликовать в своей школьной газете. По окончании похода на основании дневниковых записей и фотографий, сделанных в ходе его, можно оформить альбомы, которые будет приятно получить каждому участнику на память.

В коротком походе, например, однодневном или двухдневном, часто не возникает необходимости в распределении между ребятами этих должностей. В малочисленных группах их нередко объединяют: например, один и тот же участник выполняет обязанности и завхоза и казначея.

Если руководитель знает ребят недостаточно, то готовясь к большому походу, не следует спешить к выделению ответственных. Лучше сходить с этими ребятами раз-другой в воскресный поход и посмотреть, кто как себя проявит в походных условиях и уже по этим впечатлениям определить способности каждого участника.

Основная цель руководителя — научить участников похода самостоятельно, серьезно и ответственно подходить к решению любой проблемы. Основа всех походов – это закалить туристов физически, научить их жить в походных условиях, быть самостоятельными, научиться обслуживать себя и овладеть основами самоуправления и взаимопомощи в коллективе.

Организованность и дисциплина – важнейшие качества туриста, от которых зависит успех и безопасность всего похода, поэтому и воспитывать их надо с самого начала.