А.А.Колесников. Вступая на тропу туризма. Переправы через реки


 

Реки – серьезные препятствия на пути любого человека, туриста, охотника, рыбака, геолога. Сложность тем более возрастает, когда надо пройти по маршруту, а брода нет и мост на карте не обозначен. Хорошо, когда туристская группа экипирована специальным снаряжением для наведения переправ и умеет грамотно и безопасно им пользоваться. Любые реки имеют глубину, которую никто не знает, течение, низкую температуру воды, что представляет собой совокупность серьезных препятствий на любом маршруте.

Место переправы определяется в соответствии с шириной, глубиной, скоростью течения, геометрией дна, рельефом береговой линии, расположением реки на открытом месте, либо в лесной зоне. Большую роль при определении места переправы играет крутизна береговой линии, расположение основного русла реки, радиус поворота основного потока. Нельзя пренебрегать метеорологическими условиями: естественно, во время дождя переправу устраивать ни в коем случае нельзя. Необходимо обратить внимание на наличие мест для организации страховки, для наблюдения за безопасностью переправы.

Вид переправы через реки: вброд, над водой, или по воде – выбирается в соответствии с характером реки и опытом группы. Место для организации переправы выбирается в соответствии с количеством опытных туристов в группе.

Если определен способ переправы, то необходимо обследовать место возможной переправы. Руководитель перед маршрутом должен четко представить себе, где проходит маршрут, по какой местности, и заранее определяет возможные переправы. Все это должно быть четко отмечено на карте маршрута. Придя на место или находясь в ближайшем населенном пункте, необходимо проконсультироваться, есть ли на вашем маршруте брод, переправа или мост. Местные жители знают характер реки (особенно это важно в весенний период или в сильное половодье и паводки), и могут указать точные места бродов, которыми они пользуются. Однако надо каждый раз надо уточнять место расположения брода, так как под влиянием паводков и разливов весной русло рек может сильно измениться.

Наиболее безопасным местом переправы является участок реки, где сила действия потока минимальна: русло самое широкое, а глубина потока наименьшая. Наличие отдельных островов позволяет организовать не эффективную разведку дальнейшего движения через реку. Не следует искать переправу в местах поворота русла реки, потому что быстрое течение размывает внешний от центра поворота берег, делает его крутым и трудно доступным, а главное – поток углубляет дно реки вблизи крутого берега, скорость его при этом резко увеличивается за счет концентрации здесь значительной массы воды.

Любая переправа вброд должна начинаться с разведки, которая складывается из следующих этапов:

-осмотр местности с целью определения типа возможной переправы;

-определение участка русла и берега реки, удовлетворяющих требованиям безопасности при организации выбранного типа переправы;

-определение конкретного способа движения первых участников вброд (с шестом, стенкой, кругом, парами, шеренгой, на усах и другие виды переправ);

-характер подготовительных работ: заброс веревки, укладка промежуточных камней, закрепление бревна, подготовка опор для натяжения перил при переправе над водой;

-выбор типа страховки, соответствующей избранному виду переправы.

После этого предварительного этапа начинается переправа. В простых случаях, когда снос человека течением воды угрожает лишь купанием, может быть осуществлена переправа вброд без страховки. Наиболее распространенными способами переправ являются:

- переход реки поодиночке с опорой на шест, которым упираются в дно против течения;

-шеренгой – лицом вперед по направлению переправы, обнявшись, за плечи или за талии, причем первым идет самый сильный участник, либо руководитель. Слабых участников и девушек ставят либо в конце шеренги, либо между крепкими ребятами для удержания строя и поддержки слабых членов группы;

-по двое - лицом друг к другу, положив руки на плечи и передвигаясь приставным шагом, боком к течению;

-кругом, взявшись за плечи друг друга и вращаясь по кругу, входят в речку и, удерживая напарника, перемещаются к противоположному берегу. Вращение круга желательно делать по ходу течения реки, а не против течения.

Здесь нелишне сказать о воздействии силы потока на переправляющегося. Какую величину должна иметь сила потока, чтобы сбить человека с ног? Она должна превышать силу трения ног переправляющегося о дно реки, которая зависит от силы сцепления подошв его обуви с дном реки и от рельефа дна реки. К уменьшению силы трения, начиная с глубины воды порядка 0,8-1 метра, приводит уменьшение веса тела человека, определяемое действием закона Архимеда. Так, при погружении человека средней плотности до пояса его вес уменьшается примерно на 4 кг.

Когда брод без страховки представляет определенную опасность, переправа осуществляется с помощью двух веревочных перил или растяжек с соблюдением всех необходимых мер предосторожности. При этом первым переходит реку наиболее опытный и физически сильный участник на страховке из основной веревки, закрепленной к карабину и к его грудной обвязке в районе спины в свободном скольжении. Под углом около 90 градусов к основной веревке ниже по течению идет к берегу вспомогательная веревка, которой можно при необходимости быстро подтянуть переправляющего к берегу. Страховку лучше всего организовать через выступ дерева, надежный камень или просто держать руками (2-3 человека). Основная веревка выдается идущему на переправу так, чтобы петля не задевала водную поверхность, не стягивала участника вниз и не затрудняла движения вперед.

Особое внимание необходимо уделить длине веревки, к которой будет, пристегнут участник: длина веревки должна быть больше, чем ширина реки.

На случай, если вода собьет переправляющегося с ног, основная веревка должна быть свободна. В противном случае она жестко удерживает сорвавшегося и не позволяет ему ни встать, ни плыть. Страховать нужно так, чтобы в любой момент веревку можно было ослабить и дать переправляющемуся возможность самому плыть вниз по течению, одновременно подтягивая его к берегу дополнительной или вспомогательной веревкой как маятник.

При переправе вброд с шестом необходима достаточно прочная палка длиной не ниже роста человека, прикрепленная коротким концом веревки к страховочным веревкам или к грудной обвязке. Двигаться нужно несколько против течения, сильно упираясь в дно шестом выше по течению, палку держать широко расставленными руками. При движении необходимо постоянно находиться на двух точках опоры, ноги и шест нельзя поднимать в воде высоко. Ступая ногами на дно, предварительно нужно ощупать дно в поисках прочной опоры. Надо стараться избегать попадания в подводные ямы или крутые спуски на дне реки.

После переправы на другой берег первый участник закрепляет основную веревку за дерево или за крепкий куст. Организуются перила для переправы остальных участников. Высота перил должна быть не ниже уровня груди человека, стоящего в реке. Движение по перилам также желательно осуществлять против течения. Сам переправляющий держится руками с двух сторон от карабина, которым он пристегнут к перильной веревке. Размер петли с карабином для самостраховки должен быть таким, чтобы во время движения можно было идти, откинувшись на прямых руках. Переправляться нужно ниже по течению относительно перил. К карабину на грудной обвязке также закрепляются страховочные концы. По возможности страховочную веревку делят пополам, но с условием, что ее хватит на переправу, и в середине вяжут узел проводника. Середину веревки при помощи карабина соединяют к беседке или к грудной обвязке. Таким образом, получаются два конца, две страховочные веревки, чтобы можно было помочь при падении участника в воду или обеспечить перетаскивание рюкзаков с одного берега на другой.

Когда группа при помощи веревочных перил переправится на противоположный берег, последний участник пристегивает к себе страховочный конец веревки и снимает все перила. На основной веревке, которая пристегнута к грудной обвязке, его страхуют другие участники, стоя на противоположном берегу реки. Последний участник переходит так же, как и первый участник с шестом, соблюдая все правила страховки.

Переходить по натянутым перилам следует только по одному человеку, чтобы не создавать аварийной ситуации на переправе.

Нельзя применять вместо карабина схватывающий узел, так как последний может сильно затянуться и в этом случае освободиться, стоя по пояс в холодной воде, будет проблематично. Кроме того, сильным потоком может сорвать участника и затянуть схватывающий узел и тогда освободить попавшего в воду будет очень сложно.

Переправляться босиком категорически не рекомендуется, чтобы не сбить ноги, особенно, если переправа идет по каменистому дну реки.

В летний период возможен переход вброд через небольшие речки с песчаным дном, но только после предварительной разведки дна.

Чем сложнее переправа, тем больше времени необходимо затратить на ее организацию. В ряде случаев в поисках участка с безопасной переправой группа вынуждена пройти 10-15 км вдоль реки.

В горных районах часто приходится обходить сложные скальные прижимы, уступы и выбрать место переправы очень сложно. Тогда применяют все возможные меры безопасности при преодолении водных преград. При планировании любого маршрута, нужно избегать ненужных переправ, если ниже по течению есть мост или брод. Но когда приходится идти по сложному маршруту и путь пролегает через горную реку, где невозможно найти хорошее и удобное место для переправы, то необходимо использовать все свои навыки, опыт, знания для организации переправы. Переправа над водой – это технически одно из самых сложных препятствий на маршрутах. В сложных категорийных походах встречается большое количество трудно проходимых вброд водных преград.

Преодоление боковых ручьев в скальных ущельях, в верховьях рек обычно не представляют большой сложности. Часто такие преграды можно преодолевать одним прыжком, или прыгая через поток по камням, выступающим высоко из воды. Однако перед тем как начать прыгать по камням, следует внимательно просмотреть путь движения, наметить каждый очередной прыжок, стараясь не пользоваться неустойчивыми, скользкими камнями.

Особенно внимательным нужно быть при переходе таким способом в том случае, если надо резко менять направление движения от одного камня к другому. Это требует хорошей физической подготовки каждого участника, так как прыгать приходится с тяжелым рюкзаком за плечами почти всем членам группы. При переправах по камням требуется хорошая сноровка и четкая ориентация в пространстве.

При переправе по выступающим из воды камням или бревнам часто требуется страховка, так как поток воды очень сильный и при попадании человека с рюкзаком в поток он может сильно травмироваться.

Самой надежной является страховка с помощью натянутой над водой перильной веревкой, к которой пристегиваются карабином или блоком со страховочными концами, которые в свою очередь привязаны к беседке или обвязке. Таким образом, переправа проходит уже по навесной переправе, натянутой от одного берега к другому сдвоенной основной веревкой. Надо внимательно смотреть, чтобы страховочный конец не был слишком малым или чересчур длинным, чтобы можно было свободно перемещаться вдоль натянутой веревки. Надо иметь в виду, что при этом переправа по камням не идет прямо по натянутой веревке, но приходится перемещаться в разные стороны.

В лесной зоне при наличии высоких берегов возможна переправа по поваленному дереву или приготовленному бревну. Не всегда готовые бревна лежат, так как нужно группе при переходе на другую сторону реки. Но воспользоваться этим «мостом» стоит, необходимо только, осмотрев поваленное дерево, убедиться в его хорошем состоянии, целостности ствола, в его полной надежности при прохождении по нему группы. Если мешают сучья, надо срубить их, чтобы ветки не цеплялись за одежду или рюкзаки.

Руководитель должен убедиться в надежности и безопасности при преодолении данной переправы. Если возникают сомнения, необходимо натянуть веревку вдоль поваленного дерева, соблюдая правила страховки.

Укладка любого бревна через поток требует точного расчета и опыта. Чем длиннее и толще бревно, тем сложней его устанавливать. Сам процесс установки или укладки бревна очень трудоемок, и прежде чем браться за это мероприятие, надо хорошо подумать и взвесить все за и против: сможет ли группа правильно уложить большое дерево, не травмируя участников операции подъема. Если это мероприятие представляется затруднительным, то лучше будет отказаться от этого и найти другую возможность для переправы.

Сначала выбирают не слишком длинное дерево (желательно чуть больше ширины реки), обрубают все сучья, чтобы они не мешали во время транспортировки к месту его укладки. Необходимо подготовить место для крепления комля, то есть выкопать ямку или вбить колья для упора, чтобы оно не отошло в сторону во время подъема. Верхнюю часть обвязывают тремя веревками, образуя три конца длиной в 2-2,5 раза больше длины дерева, тем самым получается три растяжки. Когда все готово, самый опытный участник или руководитель берет все командование на укладку переправы на себя, а все участники выполняют все его указания. Команды выполняются четко, без лишней суеты и проволочек.

Самый сложный этап - это подъем бревна в вертикальное положение, удержание его в течение некоторого времени в вертикальном положении, а затем плавная без рывков и срывов укладка его на противоположный берег. Работа всех должна быть четко согласованной как при подъеме, так и при укладке. Во время укладки необходимо следить за натяжением левой или правой веревки, так как основная нагрузка лежит на центральной растяжке, и ее должны удерживать несколько крепких ребят. Особую осторожность надо проявить, когда угол наклона бревна при опускании становится минимальным, так как возможно отклонение бревна в сторону от линии его будущего положения на противоположном берегу. Бросать его не рекомендуется, так как оно может подпрыгнуть и тяжело травмировать участников подъема.

При наличии крутых берегов, скальных глыб на берегу или близко растущих деревьев можно организовать подвесную канатную переправу на карабинах или блоках путем натяжения с помощью системы полиспаст. При выборе места, где будет натянута основная веревка, надо обратить внимание на рельеф береговой линии, ее высоту, так как при натяжении веревки на большом расстоянии возможен провис на 50-60 сантиметров. При переправе это чревато тем, что на середине переправы человек может оказаться в воде.

Переправа с веревкой на другую сторону осуществляется вброд или вплавь, с соблюдением всех мер безопасности. Для закрепления веревки на противоположном берегу можно перебросить ее, предварительно привязав к ней камень или другой крепкий предмет, в крепкие кусты или в ветки деревьев, так чтобы она зацепилась. Проверив надежность крепления и натянув переброшенную веревку, со страховкой переправляют самого маленького и легкого участника на другую сторону реки, для того чтобы он мог правильно перевязать переброшенный конец веревки к основному дереву или другому надежному предмету.

После того как веревка будет перевязана, перед прохождением всей группы ее нужно заново натянуть при помощи полиспаста. Чтобы облегчить вытаскивание веревки после переправы всех участников, ее закрепляют карабинным узлом. Когда все участники перейдут на другую сторону и веревочная система ослабнет, один конец освобождают от узлов, а другой начинают тянуть на себя, тем самым вся веревка протягивается через карабинный узел и освобождается от крепления на дереве, а весь «хвост» вытягивается на берег.

Во время переправы, используют блок-ролик, который не рвет веревку и облегчает передвижение по натянутым «перилам». Сам участник в страховочной системе «обвязка + беседка» закрепляется карабином за блок-ролик. Передвижение по веревке желательно осуществлять в страховочных рукавицах во избежание травмы веревкой или блоком, так как руки могут попасть под блок. К карабину дополнительно пристегивается на «усах» (короткие 70-80-см концы страховочной веревки или репшнура, закрепленные на карабине узлом проводника к обвязке или страховочной системе) страховочная 6-8-миллиметровая веревка, для того, чтобы помогать при прохождении натянутых перил, особенно в случаях большого провиса на середине реки. Участника подтягивают на «усах», тем самым помогают ему преодолеть трудный участок прогиба веревки, за счет большого веса и слабого натяжения. Если веревочные перила натянуты под уклоном, то при помощи веревочных растяжек придерживают участника, находящегося на переправе, во избежание набора большой скорости и удара его об дерево или камень, за который привязана веревка. Переправляться по веревочным перилам следует вперед головой, чтобы видеть конечный пункт.

Если группа большая, то следует установить две переправы для быстрого преодоления водной стихии. На сложной горной реке, где есть опасность жизни переправляющихся, следует выставить спасательный пост ниже по течению реки для визуального наблюдения или возможного перехвата из воды туриста, сбитого потоком в воду. Есть и другие, более сложные способы переправ, но они требуют специальной техники и снаряжения.

При преодолении рек можно также использовать простые или сложные плоты из пустых пластиковых бутылок, автомобильных камер, одиноких деревьев и многого другого. Надо помнить только, что часто несчастные случаи происходят там, где нет дисциплины и достаточного опыта по преодолению водных преград. Руководитель должен контролировать все действия по организации наведения водной переправы. Халатное отношение к организации переправ приводит к беде.

 

Переправы