Эрзянские святыни Лукояновского района Нижегородской области

Информация об авторе
maxovik
Н.Новгород
Дата регистрации: 30.01.2013 13:28:02
Предыдущий визит: 03.12.2016 14:23:59

Автор: 
Регион:Нижегородская область
Жанр:статья
Рассказ о поездке выходного дня по Мордовским (Эрзянским) святилищам Лукояновского района Нижегородской области: Священной рощи Явлей, Лукаш, кургана Кшекуравай, а также посещении могилы Тани Савичевой, Кипячего источника, Серафимо-Понетаевского монастыря и усадьбы Карамзина.

 

Кто были коренные жители нижегородской земли до прихода славянских племен? Думаю, большинство нижегородцев ответит, что это мордва. А люди, которые разбираются в истории немного глубже, добавят, что тут с незапамятных времен жил народ "Эрзя" или "Эрзяне". В принципе, как сообщает энциклопедия, Эрзяне это и есть этническая группа мордвы, составляющая большую часть. Но есть исследователи, выделяющие эрзян в отдельный мордовский народ наряду с мокшанами. У эрзян есть свой язык - эрзя?нский, относящийся к финно-волжской подгруппе уральской семьи.

Как и мордва эрзяне были и частично остаются язычниками.

Эрзя не строили и не строят церквей или каких то других культовых сооружений. Для них весь мир - величественный божественный храм. Однако, для того что бы осуществлять общинные моления (т.н. Озксы) жрецами, по каким-то, только им видимым признакам, выбирается особое место - Место Силы. Места Силы в зависимости от функций различались на Озкскужо (т.е. открытый участок или поляна для молений), Репештя (роща или огороженный лесом участок), Ознумалей, (источник воды) и Март-Эрямопанд (т.е. центральное святилище, куда собираются несколько общин на ежегодные моления, маар, (курган), святые деревья, камни и т.д. В своих местах силы эрзяне приносят жертвы, поют песни и просто общаются. В Нижегородской области, наиболее компактно эрзяне проживают на территории Арзамасского и Лукояновского и других районов.

Мы уже были на некоторых из Мордовских (Эрзянских) священных мест: Эрзянская священная роща Касанихинское мольбище; Эрзянская священное урочище мольбище у деревни Инютино(Богородский район):

 

Тропинка через ручей. Слева - святой колодец Эрзянская священная роща Касанихинское мольбище

 

Эрзянское священное урочище «Моляны» с древним мордовским святилищем – Грановым (Молянским) камнем.(Ардатовский район):

 

Первый взгляд на древнее мордовское святилище -огромный валун,с названием Грановой, или Молянский камень



На этот раз мы решили посетить Эрзянские святые места места в Лукояновском районе: Священная роща Явлей, Священная роща Лукаш (Лугакужо) на территории которой еще есть священный источник Лукаш и Алтатный камень предков, а также посетить священный Маар (курган) Кшекуравай.

 В одни из выходных в середине августа 2013 г. мы рано утром, выехали из Нижнего Новгорода в сторону Лукояновского района.
Посетив по дороге мемориальный комплекс с могилой Ленинградской пионерки Тани Савичевой

 

 Вечный огонь. Фото 2 Могила ленинградской пионерки Тани Савичевой в Шатках. Фото 1 Шатки. Мемориал к 40-летию Победы. Фото 5

 

и источник Кипячий ключ в Шатках,

 Святой источник Кипячий ключ

 

проехав  Лукоянов, мы направились на разведку дороги к священной рощи Явлей.


Попытка побывать в священной роще Явлей удалась лишь отчасти. Согласно карте Яндекс между деревнями Чиргуши и Нехорошево через эту рощу проходит дорога, которой на самом деле ее нет!! Попасть в рощу Явлей со стороны Чиргуши даже пешком невозможно, придется преодолевать заболоченную речку Ежать. Со стороны деревень Пичингуши и Нехорошево есть полевые дороги, но после прошедших дождей искать их мы не решились, а если  идти пешком, то по расстоянию это будет почти одинаково, как от этих деревень, так и от имеющейся асфальтовой дороги Лукоянов - Болдино, на участке Большая Аря - Большое Маресьево, недоезжая д. Елфимово. Была сделана попытка дойти до рощи Явлей с Болдинской трассы.

Заброшенные черноземные поля, о которых можно судить по чернейшим муравьиным земляным кучам, сильно заросли березами и густой высокой травой. С большим трудом удалось приблизиться лишь на расстояние 2.5 км (пройдя от дороги всего около 700 м.) и удовольствоваться несколькими сделанными обзорными фотографиями, правда с такого расстояния роща Явлей просматривается довольно хорошо и полностью:

 

Мордовская священная роща Явлей. Вид с дороги Лукоянов-Болдино 3 км. Фото 1

 

Мордовская священная роща Явлей. Вид с дороги Лукоянов-Болдино. 2.5 км. Фото 2

 

Для того, чтобы дойти до самой рощи, потребовалось бы еще много времени, которого у нас не было, ведь впереди еще предстояло побывать в священной роще Лукаш и на кургане Кшекуравай.

 

Поиски священной рощи (Репештя) Лукаш (Лугакужо) не предоставил никаких трудностей. Стоило свернуть с дороги Лукоянов - Гагино у Пенькозавода на Новоселки, как почти сразу слева по дороге появился Этнопарк Эрзянь Мастор: очень красивые деревянные скульптуры,

 

Мордовская священная роща Лукаш (Лугакужо). Этнопарк Эрзянь Мастор. Фото 3

Мордовская священная роща Лукаш (Лугакужо). Этнопарк Эрзянь Мастор. Фото 5

Мордовская священная роща Лукаш (Лугакужо). Этнопарк Эрзянь Мастор. Фото 6

 

столы для отдыха,

 Мордовская священная роща Лукаш (Лугакужо). Этнопарк Эрзянь Мастор. Фото 10

 

памятник предкам

 Памятник предкам нижегородской земли Эрзя. Фото 2

 

Там же находится и священный источник (ознумалей) Лукаш:



Святой родник Лукаш

 

По имеющимся объявлениям на эрзянском языке понятно, что здесь часто проходят различные праздники, слеты с конкурсами песен и плясок.

Стоит еще немного проехать в сторону Новоселок, как справа на обочине появится табличка Лукаш (Лугакужо):



У поворота к алтарному камню предков

Мы свернули от нее направо и добрались до середины леса с установленной там табличкой:



Табличка у начала тропы к алтарному камню предков

(после дождей половину пути пришлось пройти пешком). 
От таблички начинается тропа вглубь рощи к Алтарному камню предков:



Алтарный камень предков
 

Это небольшой валун, на котором, как считается, раньше приносили жертвы, рядом с ним имеется табличка и столик для подношений:



Табличка у алтарного камня предков Столик у камня Алтарный камень предков. Фото 3

Действительно приносились ли на этом камне жертвы? Координаты камня составили: 55°05'08"N 44°44'74"E

Красивые деревянные скульптуры в этнопарке Эрзянь Мастор, святой источник Лукаш, довольно легко найденный алтарный камень предков- все очень понравилось. Чувствуется, что это были действительно древние святые места для живших здесь еще задолго до русских народов эрзя.

Осталось посетить последнее святое место Маар (курган) Кшекуравай.

Вернувшись к Лукоянову, мы направились в сторону деревни Березовка - бывшей огромной деревни, в которой совсем недавно отмечалось ее 300-летие. Но сейчас в ней живет не более 5-7 дворов. По имеющимся у нас координатам до кургана было всего около двух км, и мы, оставив машину на автобусной остановке, где кончается асфальт, пройдя по насыпи Березовского пруда, направились по раскисшей полевой дороге в сторону кургана. Свернув с дороги к лесу, мы пошли вдоль него.

К нашему удивлению по имеющимся у нас координатам 55°10'17"N 44°26'56"E мы нашли Озкскужо (т.е. открытый участок или поляна для молений):


Мордовское святилище в 760 метрах к югу от кургана Кшекуравай. Фото 7

древние идолы, практически разрушенные ворота, столики для подношений, древние дубы.


Мордовское святилище в 760 метрах к югу от кургана Кшекуравай. Фото 1 Мордовское святилище в 760 метрах к югу от кургана Кшекуравай. Фото 2 Мордовское святилище в 760 метрах к югу от кургана Кшекуравай. Фото 4

Все говорило о том, что здесь было когда-то тоже Эрзянское мольбище. Но где же сам Курган Кшекуравай?

Пришлось еще раз вернуться в деревню с надеждой узнать дорогу у местных жителей. Как я уже говорил жителей в Березовке осталось очень мало и после неудачных разговоров с двумя очень старенькими бабушками нам крупно повезло - нам попался местный житель Саша, только что вернувшийся из леса с полной корзиной лисичек.
Саша объяснил, что то, что мы нашли - действительно какое-то эрзянское мольбище, там еще есть заброшенный святой колодец (который мы не видели). Местные жители называют это место "Спорное" (возможно эта земля была когда-то спорной между соседним поселениями).

Чтобы найти курган, продолжил Саша, надо было сразу, как мы подошли к лесу с востока через поле, не двигаться вдоль него, а зайти на север в лес по первой дороге, метров через 700 там должна быть старая просека, повернуть на нее налево, метров через 200 будет стоять идол: если встать к нему лицом, то курган будет слева метрах в 150.

Если бы не Саша, мы бы ни за что не нашли этого кургана, но даже имея довольно подробное описание дороги, с учетом того, что все дороги заросли и завалены, а просека практически не заметна, найти Кшекуравай было довольно сложно. Потратив около двух часов, налазившись по завалам и густому лесу, мы наконец натолкнулись на идола (вырезанного из дерева дедушку) с прибитой доской с названием кургана:

 


Указательный идол. Курган (маар по-эрзянски) Кшекуравай налево от него около 150 метров

Найти сам курган было уже проще. От этого идола до кургана попались еще два указывающих дорогу идолов:



Еще один указательный идол. До кургана Кшекуравай около 80 метров

 

И вот наконец сам Маар (курган) Кшекуравай:



Курган Кшекуравай. Фото 2

 

Вот, что пишется про этот курган на сайте мистических мест Нижегородской области:

Курган (т.е. маар) "Кшекуравай" - небольшой природный комплекс рядом с деревней Березовка. В переводе с эрзянского Кшекуравай - "горбушка хлеба". Он представляет из себя небольшой холм (приблизительно около 30 метров в диаметре) сложенный из привозной родовой земли, сложенный в виде хлебного каравая. Многие века он является центром эрзянской земли, Родиной, местом, где живут духи предков всех поколений эрзя. Все общины привозили землю со своих угодий и складывали её в единый курган, символизирующий единство. Здесь проводилось и проводится главнейшее событие для всего этноса - Всенонородый Озкса. Это съезд (т.н. Промкс) всех верховных жрецов и старейшин общин. На кургане устанавливается и зажигается огромная восковая свеча Штатол ("ось мира"), которая символизирует единение миров, живущих сейчас, душ умерших предков и Бога. Все прибывающие на Озкс люди приносят горсть земли и кладут в курган. В оврагах неподалеку бьет множество родников и берет начало река Астра.

Да, по-видиму велико было значение этого кургана для народов Эрзя.

 Но, чтобы вышеупомянутые праздники, как говорится "Всенародные Озксы" проводились здесь сейчас, совсем не похоже. Курган зарос густым лесом дороги и подходы к нему тоже. Возможно, раньше вокруг него была большая поляна с удобными подходами. Сейчас все говорит о том , что в последние годы он очень мало посещаем.

Действительно курган имеет явно искусственное происхождение, размеры его, как и написано, действительно около 30 метров в диаметре, высота около 3-4 метров, и это на ровном месте!! (из-за того, что курган сильно зарос лесом, получить представление о нем по фотографии довольно сложно).На плоской вершине установлена мраморная табличка с его названием:



На вершине кургана Кшекуравай

Рядом видны следы каких-то раскопок, возможно, какие-то "следопыты" пытались здесь чего-то найти. 



На вершине кургана Кшекуравай. Видны попытки раскопок Курган Кшекуравай. Фото 3 Курган Кшекуравай. Фото 4

 

Координаты Кургана составили: 55°10'59"N 44°26'58"E. По навигатору  он оказался приблизительно в 760 метрах к северу от обнаруженного Эрзянского мольбища «Спорное». В общем, нам очень повезло, что мы вообще смогли его отыскать. Думали, что на поиски Кургана уйдет 1,5-2 часа , а потребовалось 4-5 часов, и это при начавшейся после продолжительных дождей душной жаре и полчищах комаров и слепней (особенно в темном, сыром лесу).
Все, что было запланировано на этот день, мы посетили, более того, мы побывали в  этнопарке Эрзянь Мастор и нашли Эрзянское мольбище "Спорное" южнее Кургана Кшекуравай, о существовании которых мы даже не предполагали.

Уже около 8 часов вечера усталые, но довольные мы остановились на ночевку рядом с небольшим прудом, отъехав немного  от Березовки.

На следующее утро по возвращении домой мы немного свернули у Шатков с трассы и заехали посмотреть на Серафимо-Понетаевский монастырь в Понетаевке и усадьбу Карамзина в Рогожках.

Понетаевский монастырь поразил своим архитектурным ансамблем, особенно своей  величественной колокольней:



Серафимо-Понетаевский монастырь

(Понетаевский монастырь сейчас называется Скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. На территории его открыт приход с действующими храмами:Всех Скорбящих Радость, Сергия Радонежского.



Храм Всех Скорбящих Радость Храм Сергия Радонежского (верхний), Серафимо-Саровского (нижний)

Но большую часть территории бывшего монастыря уже много лет занимает психоневрологический интернат:



Бывшие кельи, сейчас корпуса Понетаевского психоневрологического интерната На территории Понетаевского Монастыря. Фото 2 Общий вид на территорию Серафимо-Понетаевского Монастыря
 

 

Доехав до трассы Первомайск-Арзамас, мы прогулялись по аллее и парку усадьбы Карамзина в селе Рогожка:



Аллея в приусадебном парке Приусадебный парк

посетили его могилу, где он похоронен вместе с супругой,



Могила супругов Карамзина А.Н. и Оболенской Н.В., фото 4 Могила супругов Карамзина А.Н. и Оболенской Н.В., фото 5

посмотрели  на сохранившиеся строения, пруд с плавающей беседкой



Главный пруд с плавающей беседкой, фото 2 Усадьба А.Н. Карамзина Усадьба А.Н. Карамзина, фото 3

Довольные насыщенно проведенными выходными и полученными впечатлениями, мы уже без остановок вернулись в Нижний Новгород, проехав через Арзамас с его красивейшими храмами.

 

Воскресенский (Кафедральный) собор. Церковь иконы Божией Матери

Благовещенская церковь. На переднем плане Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Арзамас

 



посмотреть на Google карте

Статистика
Суммарный рейтинг:35
Средний рейтинг:5
Проголосовало:7
Просмотры:5097
Комментариев:8
В избранном:1
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Комментарии
finn finn 09.09.2013 07:53:50
0
+0 -0

Отличный фотоотчет! (хоть и преподнесено как статья)

Последние три фото тоже, думаю, стоит сделать увеличиваемыми и привязать к базе.

maxovik maxovik 09.09.2013 11:31:46
0
+0 -0
Я тоже думал о том, как назвать: статья ,или фотоотчет. Поскольку я вставил в текст выдержки из других статей, то остановился на названии статья. Конечно можно понять, что есть описание объекта, что статья, или фотоотчет и тем более рассказ, но иногда границы точно не обозначены (приближены), тогда бывает непонятно, что это. Может стоит, где то на сайте стоит поподробнее дать определение представляемым материалам. Примеры есть, но я говорю о тех случаях когда, например дано описание, а оно читается как статья, или отчет, или предлагаю модераторам решать, что это за материал.
Что касается последних фото, то они на сегодняшний день просто не прошли еще модерацию.
finn finn 09.09.2013 12:35:29
0
+0 -0
Согласен, границы расплывчаты и каждый понимает их как хочет, определение действительно нужно.
На мой скромный взгляд, статья - это публикация в СМИ, продублированная на сайте (желательно, со ссылкой на первоисточник). Если же первоисточником является данный сайт, то лучше обозвать рассказом (если фотографий нет совсем, или же они есть, но текст при этом самодостаточен) или же фотоотчетом (если фотоматериал преобладает над текстовым, а текст преимущественно его комментирует, и без фотографий воспринимается плохо)
4enix 4enix 09.09.2013 12:47:55
0
+0 -0

На самом деле, при добавлении материала (статьи или фотоотчета) в самом начале страницы есть небольшое описание, что предполагается в данном разделе.

Статья не обязательно должна быть опубликована в СМИ, можно специально написать для нашего сайта

Мне кажется это стоит оставлять на усмотрение автора и не ограничивать творчество

finn finn 09.09.2013 15:53:01
0
+0 -0
Описания-то есть, но из них не вполне понятно, чем отличается, к примеру, статья (в жанре путевого очерка) от рассказа (в жанре путевых заметок). Фактически, и там, и там рассказ о путешествии. А если он хоть немного сдобрен фотографиями, то уже может быть выложен и как фотоотчет. Насколько оправдано существование на сайте дублирующих типов материалов? Мне кажется, это вносит некий сумбур, а хочется наоборот чего-то простого, понятного и логичного. Но это лишь мое мнение. Полагаю, что большинство пользователей ответит на это "да какая разница!"
antikrot antikrot 09.09.2013 16:02:17
0
+0 -0

на самом деле подобная неясность в теории снижает функциональность расширенного поиска (где можно выбрать рассказ или фотоотчёт), вынуждая "искать всё", что вообще говоря увеличивает нагрузку на базу. так что не "какая разница"...

antikrot antikrot 09.09.2013 15:59:02
0
+0 -0
а если этот сайт зарегистрировать как СМИ (полагаю, это не сделано), то рассказ внезапно станет статьёй? ))
maxovik maxovik 09.09.2013 16:45:57
0
+0 -0
Я думаю так:
Описание-это  рассказ об конкретном  объекте с описанием его характеристик, истории, местоположения и т.д.
Статья это уже какие то сведения (возможно спорные), научные рассуждения,исследования,работы, гипотезы и т.д. и текста и фото может быть как много, так и мало.
Фотоотчет- это много фото, но мало текста.
Рассказ- много текста, но мало фото.
Конкретно по этой статье я уже писал, что в тексте я привел выдержки из других сайтов: они носят исторический и научный характер, на мой взгляд возможно не точные и спорные, но все равно я наверно теперь согласен с Богданом- это скорее всего фотоотчет. Но как это исправить. Сайтом смена названия материала  не предусмотрена? Но не удалять же его и переписывать. Да и в СМИ любой материал, как правило называют статьей.
В общем вопросов возникло не мало. Есть повод создать по этой теме форум, а там постараться поподробнее определиться с границами, где и как , что называть!!

Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии