Нелегки чемпионские лавры

Информация об авторе
Нижний Новгород
Дата регистрации: 21.03.2010 18:38:55
Предыдущий визит: 16.02.2016 23:52:06

Автор: 
Регион:Алтай
Жанр:статья
Статья Виктора Пигарева и Михаила Тулякова о пеше-водном походе пятой категории сложности по Алтаю.

 

Нелегки чемпионские лавры

 

В июле этого года группа туристов-водников спортклуба «Чайка» под руководством кандидата в мастера спорта СССР Сергея Пургина совершила путешествие пятой категории сложности по Алтаю. Основу группы из четырнадцати человек составили работники Горьковского автозавода. Кроме Сергея Пургина, работающего начальником конструкторского бюро, в нее вошли инженер-технолог Александр Соловьев, выполнявший в походе обязанности заместителя руководителя, электромеханик Алексей Шипицин, слесари Юрий Мащиков, Владимир Дюков и Леонид Зыков. Инженер-конструктор Екатерина Красильникова вместе с инженером Андреем Капитановым сняли фильм об этом походе. Фильм, названный «Алтайский блокнот», на областном конкурсе любительских фильмов занял третье место.

Большую научную работу проделала в походе инженер Волго-Вятского управления гидрометеослужбы и контроля среды Татьяна Пургина. По результатам ее работы составлена гидрохимическая характеристика рек горного Алтая. Полученные новые сведения будут использованы при дальнейшем изучении таких рек, как Катунь, Кучерла и Чуя.

Нужно отметить, что большинство снаряжения было самодельным, и, хотя на подготовку к походу потребовалось больше трех месяцев, это полностью окупилось снижением веса рюкзаков, сделанных руками Леонида Зыкова.

Превосходно вели себя на воде и отлично смотрелись катамараны, выкройка оболочки которых была сделана инженером Людмилой Рычковой.

Кроме перечисленных выше в походе принимали участие инженер Нина Петрова, ответственная за медицинское обслуживание группы, сотрудник политехнического института Михаил Туляков и инженеры конструкторского бюро телевизионного завода имени В.И.Ленина Вениамин Назаров и Виктор Пигарев. Виктор вел походный дневник, был ответственным за хронометраж. Благодаря ему была уточнена туристская карта нашего маршрута.

Так как водному сплаву предшествовал восьмидневный пешеходный маршрут по наиболее красивой и интересной части горного Алтая, то сочли необходимым провести перед походом несколько тренировок по элементам альпинизма, а десять участников похода закончили школу высшей туристской подготовки. Такая подготовка не прошла даром. За неделю до похода Виктор Пигарев, на дневник которого мы будем ссылаться и в дальнейшем, записал:

«Я чувствую сейчас большой душевный подъем. С нетерпением рвусь в поход, предвкушаю, как вновь почувствую себя птицей в горах, как нам будут покоряться перевалы горного Алтая и пороги Катуни. Иду в поход с уверенностью в своих силах, в его успешности. Впрочем, с таким же настроением идут в поход и все остальные члены группы».

За двое суток мы с помощью Аэрофлота и рейсовых автобусов добрались до района путешествия. Несколько необычно звучат названия мест, мимо которых в первый день идет наша группа: поселок Тюнгур, река Кучерла, перевал Кузуяк, река Аккем (в переводе на русский Белая река). Она и в самом деле белая от пены, бурунов и волн, разбивающихся об огромные валуны в русле. По ее левому берегу поднимаемся на ледник и фотографируемся на фоне Белухи - самой высокой вершины Алтая (4506 м). Устраиваем тренировку по горной технике, учимся ходить по льду, производить самозадержание при падении с помощью альпенштоков. Надеваем самодельные стальные кошки, демонстрируя хождение по наклонной ледовой поверхности.

На следующий день, 9 июля 1981 года, группа преодолела перевал Кара-Тюрек. Подъём был довольно крут и однообразен. Через пять часов пути достигли, наконец, перевала. Чувство восхищения, смешанное с некоторой долей гордости, охватывает каждого, кто впервые с трехкилометровой высоты любуется панорамой заснеженных гор и хребтов, разделенных тонкими нитками ручейков и рек. Спуск оказался значительно труднее, чем ожидалось (видимо, сказалась усталость от подъема).

Чувство взаимовыручки было характерным и для большинства остальных участников группы. Возможно, что это и помогло нам с честью выйти из трудного положения, в которое мы попали из-за погоды.

«С утра начался дождь, и, видимо, надолго. Ждать нет смысла: решили выходить. С трудом, с предельной осторожностью карабкаемся вверх. Изредка из-под ног катятся вниз камни. Предупреждаем идущих ниже криком. Наконец, мы на пологом плато. Впереди уже виден ледник. Ветер и дождь не прекращаются. В своей нижней части ледник покрыт коркой мелких камней, и идти легко. Через пятьсот метров камни кончаются: гладкий и скользкий лед. Уклон около десяти градусов. Альпенштоки слабо помогают. Ноги скользят.

Вот здесь пригодились нам и тренировки на Аккемском леднике, и стальные кошки. С их помощью я перевел всех через наиболее скользкую часть ледника.

Итак, позади у нас три перевала и несколько радиальных выходов. Пешая часть маршрута протяженностью 108 километров пройдена, и начинается четырехсоткилометровая водная часть».

В эти 400 километров уложилось большое количество порогов, шивер, бесчисленных разведок и страховок.

Из дневника: «Место тут знаменитое: стрелка Аргут - Катунь является точкой встречи двух сложных водных маршрутов: по Катуни - пятой категории сложности и по Аргуту - наивысшей, шестой категории сложности. Естественно, всякая группа считает за честь побывать в кафе «Аргут», как называют туристы хорошо оборудованную стоянку на стрелке. В центре - огромная ель, вся увешанная плодами творчества щедрых на выдумку туристов. Чего тут только нет! Полный комплект посуды и припасов для нуждающихся, флаги и вымпелы разных республик СССР, барельефы из дерева и камня, идолы из пеньков, фантастические фигуры из корней деревьев, модели туристских судов».

Каждая группа туристов поддерживает эту стоянку в идеальном порядке и делает все возможное для ее благоустройства, и уже больше десятка лет кафе «Аргут» гостеприимно встречает немногочисленных посетителей.

Не станем описывать все трудности, которых всегда хватает при прохождении подобных маршрутов. Можно сказать, что сплав по Верхнему Курагану и Катуни получился очень интересным.

В.Пигарев,

инженер телевизионного завода имени В.И.Ленина

М.Туликов,

сотрудник политехнического института имени А.А.Жданова



посмотреть на Google карте

Дополнительная информация
Название СМИ:Горьковский рабочий
Номер СМИ:295-1981
Дата публикации:1981.12.25
Дата размещения:14.03.2012
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Материалы, связанные с статьёй
Статистика
Суммарный рейтинг:14
Средний рейтинг:4.7
Проголосовало:3
Просмотры:1107
Комментариев:0
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии