Не на бревне и без робота

Информация об авторе
Нижний Новгород
Дата регистрации: 21.03.2010 18:38:55
Предыдущий визит: 16.02.2016 23:52:06

Автор: 
Регион:Алтай
Жанр:статья
Впечатления участницы похода на плотах по рекам Карагем - Аргут - Катунь. 1973 год, группа Вячеслава Бобина.

Не на бревне и без робота

 

Алтай. Пожалуй, не найдёшь никого из любителей путешествий, кто бы не мечтал побывать в этом крае. Карагем - Аргут - Катунь. Названия этих рек знакомы ещё не столь большому числу лиц. Именно по этим рекам горьковская группа туристов-водников в составе 14 человек (12 мужчин, 2 женщины) совершила поход высшей категории сложности. Этот маршрут ещё в 1971 г. считался недосягаемым для спортсменов-водников. В этом году мы были третьей группой, успешно сплавившейся по Аргуту, который в течение 15 лет безуспешно штурмовался водниками. К походу по Аргуту группа готовилась три года.

"Вид на мрачную картину долины с красноватыми тонами на гигантских скалистых берегах и на самый Аргут, рокочущий в глубокой пропасти, может потрясти нервного человека", - это из заметок исследователя Алтая В. В. Сапожникова. А вот какую характеристику Аргуту давали туристы-водники: "По Аргуту не пройдёт и бревно, даже если им будет управлять робот". Забегая вперёд, когда уже сделан анализ похода, можно сказать, что Аргут представлялся нам сложнее на основании информации о первых походах по этой реке. Такая переоценка вполне естественна. Повышается опыт прохождения сложных рек, улучшаются технические средства сплава. И те сложные участки Карагема и Аргута, которые мы не проходили в этом году (обносили плоты), возможно, будут пройдены через несколько лет.

До места строительства плотов шли через перевал Джело*, расположенный на высоте около 3000 м. Перед нами изумительная по красоте и краскам панорама. Прозрачный воздух, впереди синеют снежные шапки гор, над нами голубое небо с белоснежными облаками, а под ногами - оранжевый ковёр из самых красивых цветов Сибири - жарков. Сразу вспоминаются картины Рокуэлла Кента, Рериха, и безмолвно доказываешь не верящим в их цвета существование такого колорита в природе. Причём, эти краски существуют везде, нужно только их уметь увидеть.

Но вот построены плоты, представляющие собой деревянные каркасы на надувных камерах. Гребь, предназначенную для управления плотом, вырубили из цельного ствола ели.

Мы плывём по Карагему, вернее, мчимся, т.к. слово "плывём" несёт в себе что-то спокойное и ленивое. Карагем - правый приток Аргута, скорость воды местами достигает 30 км в час, на протяжении 48 километров река теряет в высоте 600 м. Горная река всё время показывает нам свой дикий нрав, пытаясь посадить на камни или прижать к скале. Всё внимание - вперёд; здесь не зевай. Хотя и кажется, что ничего не видишь, кроме этой бушующей стихии, но в памяти остаются картины виденного: вот справа показались отвесные скалы высотой около 1000 м, а с них белой лентой срывается река, которая отчётливо видна на красно-оранжевом фоне камней, слева - изумительные по своей красоте альпийские луга, обрамлённые стеной гор со снежными вершинами.

Последние четыре километра Карагема. Река представляется нам диким мустангом, которого необходимо укоротить. Плот то кидает в бездну, то вновь швыряет в пустоту. Рёв реки иногда перекрывается голосом лоцмана. Но вот не успели увернуть от очередного камня. Плот разворачивает. Через несколько напряжённых минут с ужасающим звуком ломается гребь. Мгновенно отвязывается запасная, и мы благополучно преодолеваем этот сложнейший участок.

Карагем показал нам свои "зубки": сломались гребь, подгребица и на втором плоту - две лопнувшие камеры. А впереди - дикий Аргут. Пришлось устроить днёвку для ремонта плотов.

"Оргия водной стихии," - так охарактеризовал Сапожников этот участок реки в горном прорыве, названном теперь именем исследователя. Река белого цвета, вода с грохотом разбивается о камни, огромные сливы высотой до 2,5 м. Мы проводим тщательную разведку порога: оценивается степень сложности, намечаются путь и тактика прохождения. Вообще надо заметить, что в таком сложном походе на разведку уходит львиная доля времени. Так, на прохождение 12 км одного из участков Аргута ушло 4 дня, а на плоту весь этот путь пройден максимум за 20 минут, а на 13 дней водной части похода у нас пришлось не более 12 часов чистого сплава на плотах.

Порог решён (это не игра слов, его действительно надо решить). Тактика прохождения намечена. Экипаж второго плота выбирает удобное место для съёмок около эффектных сливов. Мы надеваем спасжилеты, каски, отчаливаем от берега… и начинается поединок с чёртом, дьяволом, принявшим облик камней и кипящей воды. Гребь ведёт себя как хамелеон: то союзница, когда волна накрывает тебя с головой и пытается утащить в свою стихию, как единственная верёвочка, связывающая тебя с плотом, то враг, который таит в себе коварную опасность, норовя вытолкнуть за борт.

Алтай всё больше покоряет нас. Очередная разведка порога. Мы идём по тропе, которая медленно выводит наверх, на плато. Тишина. Река где-то внизу, и её грозный рёв не доходит до нас. Все молчат, поражённые грандиозной картиной: мы на арене громадного цирка, только вместо трибун высоченные горы, круто, очень круто обрывающиеся к реке и рассечённые осыпями. Горы тёмные, чуть красноватые, а осыпи серые, и небо… такое голубое! Незаметно для себя вспоминаешь стихи Лорки:

"Слушай, мой друг, тишину,

Полна она шумом волн,

Полна она эхом гор.

Тишина склонила своё лицо к земле".

И вдруг начинаешь понимать, какими ничтожными и мелкими являются многие штрихи нашей повседневной жизни, на которые мы тратим свои силы, энергию, нервы, какими нелепыми кажутся многие обиды, из-за которых мы частенько проходим мимо прекрасного и настоящего. Да, чтобы понять это, стоит тащиться за тысячи километров, принимать лишения, преодолевать трудности.

Природа дарит нам всё новые сюрпризы: после очередного сложного порога с таким мощным валом и сливом, что с берега какое-то время не видно плота - так он затерялся в этой бурлящей массе воды - мы входим в удивительный, сказочный каньон, похожий на скандинавские фьорды. Течение быстрое, но характер реки относительно спокойный. Вокруг отвесные скалы причудливой формы, а за ними второй ярус из самих гор, возносящихся в небо.

Но вот поход закончен. Мы вернулись к обычной городской жизни, а в памяти остался Алтай. Надолго.

Хочу оговориться, что здесь описаны только впечатления одного из участников похода, вернее, участницы. Я допускаю, что кое-кому из участников нашего похода и другим, совершавшим подобное путешествие, эти заметки покажутся рассказом, не отражающим всю сложность похода. Конечно, нельзя ставить на один уровень неравное напряжение и впечатления командира группы и лоцманов, отвечающих за безопасность экипажей, и просто участника похода, хотя нужно заметить, что благополучное прохождение сложных участков зависит от слаженности всего экипажа.

Неправильно было бы понимать этот рассказ, как рекламу подобных путешествий. Сплав по горным рекам, будь то сплав на байдарках, надувных лодках или плотах, требует от каждого участника большой физической, моральной и профессиональной подготовки. Природа не любит дилетантства, впрочем, как и всё настоящее.

И ещё одно немаловажное обстоятельство, без которого успех похода невозможен - это группа, её опыт и её так называемая психологическая совместимость. Это крайне важный фактор - ведь собираются вместе разные люди со своими привычками, эмоциями, недостатками. За плечами большинства участников нашей группы сложные походы по таким рекам как Ока (Восточные Саяны), Каа-Хем (Западные Саяны), Башкаус (Алтай). Это далеко не полный перечень. Но этот опыт не значил бы много, если бы он не был сцементирован взаимопониманием, человечностью, терпимостью наших товарищей. Большая заслуга в том, что в группе царило хорошее настроение, принадлежит руководителю похода - "адмиралу" В. Н. Бобину и "капитану" С. А. Горшкову.

Очень часто слышишь вопрос - он звучит как перефразировка строчек французского поэта Бодлера: "Что вас толкает в путь?" Трудно ответить однозначно. Видеть красоту Земли? Почувствовать силы природы и испытать счастливые, захватывающие минуты борьбы со стихией? Всё вместе взятое. "Ад или Рай - едино! В неведомого глубь - чтоб новое обресть". Новое в ощущениях, в людях, в красоте, сводящееся к одному - к познанию жизни.

З. Кротова, младший научный сотрудник НИРФИ

* в настоящее время перевал называется Карагем или Карагемский - Ред.



посмотреть на Google карте

Дополнительная информация
Дата размещения:26.03.2013
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Статистика
Суммарный рейтинг:15
Средний рейтинг:5
Проголосовало:3
Просмотры:600
Комментариев:1
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Комментарии
redaktor 27.03.2013 00:44:22
0
+0 -0
Вячеслав Бобин дважды проходил Карагем - Аргут. В 1973 году шли на двух плотах. Обнесли порог-водопад Сапожникова. В 1982 году был плот и 3 катамарана.
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии