Снегомобиль для русской зимы

Информация об авторе
Veter-v-golove
Москва
Дата регистрации: 09.04.2010 15:35:20
Предыдущий визит: 24.06.2012 15:29:00

Автор: 
Регион:Нижегородская область
Жанр:аналитический обзор
Еще несколько лет назад снегоходы покупали в основном охотники и рыболовы, а сейчас это транспортное средство стало популярно и среди тех, кого можно назвать экстремалами. Обеспеченные нижегородцы (а покупка и обслуживание снегохода - удовольствие дорогое) любят погонять по зимнему лесу с семьей и друзьями.

Зимой поездка на природу может закончиться плачевно для любого автомобиля. Даже самый крутой джип запросто застрянет в сугробе, так что приходится любителям путешествий пересаживаться на специально приспособленные для зимних прогулок снегоходы.

Николай Гришин


Мощность, комфорт и надежность

Еще несколько лет назад снегоходы покупали в основном охотники и рыболовы, а сейчас это транспортное средство стало популярно и среди тех, кого можно назвать экстремалами. Обеспеченные нижегородцы (а покупка и обслуживание снегохода - удовольствие дорогое) любят погонять по зимнему лесу с семьей и друзьями. Как показал опрос ведущих продавцов снегоходов, все реже эта техника покупается «для дела» и все чаще «для души», чтобы покататься. Причем год от года продажи «зимних мотоциклов» растут, заказы на некоторые популярные модели поступают еще летом, а производители постоянно выводят на рынок новинки и поднимают цены на свою продукцию.

Современные снегоходы - это комфортабельные, надежные и весьма скоростные машины. Соответственно, любители скорости и острых ощущений, вынужденные зимой обходиться без водных и обычных мотоциклов, с удовольствием пересаживаются на снегоходы.

Главное отличие снегоходов от большинства других транспортных средств в том, что движущей силой является не колесо, а гусеница, которая роднит снегомобиль с танком или трактором. Именно от ширины гусеницы зависит проходимость снегохода и его скорость. Чем шире гусеница, тем меньше максимальная скорость, но больше проходимость. Для прогулок по глубокому снегу продавцы рекомендуют покупать снегоходы с гусеницей шириной от 50 сантиметров.

Вторая важнейшая деталь снегохода, которая оценивается при покупке, - это двигатель. Снегоходы выпускаются с двухтактными или четырехтактными двигателями - первые попроще и подешевле, вторые подороже и посовременнее. В двухтактный двигатель заливается смесь масла и бензина, четырехтактник же ездит на одном бензине (лучше всего на 92-ом, купленном на проверенной заправке). В силу того, что у двухтактника масло расходуется вместе с топливом и к тому же большое количество топлива вообще до конца не сгорает, в выхлопную трубу вылетают вредные вещества. Следовательно, загрязняется окружающая среда и понижается коэффициент полезного действия снегохода. Поэтому у ведущих производителей сейчас наблюдается тенденция вытеснения двухтактных моделей четырехтактными. «Однако двухтактные модели при меньшем объеме двигателя имеют большую мощность, - признает менеджер компании «Хелпер-спорт» Сергей Пянькин. - Например, четырехтактник с литровым двигателем выдает 92 лошадиные силы, а двухтактник с двигателем 600 кубических сантиметров имеет мощность 110 лошадиных сил».

Выбирая снегоход, придется решать, что важнее - комфорт или прочность. Если подвеска жесткая, то сломать ее гораздо сложнее. А если она снабжена передними и задними амортизаторами, то конструкция получается более хрупкой - любой пенек может стать серьезным препятствием и причиной повреждения техники.

Особое внимание при покупке снегохода стоит уделить тому, как обеспечивается обогрев водителя и пассажира. Во время езды снегоход обдувает всеми ветрами, и температура «за бортом» кажется намного ниже, чем на самом деле. Поэтому, например, опция обогрева ручек только кажется мелочью, а на самом деле спасает руки от обморожения.

Но главная характеристика снегохода - это надежность. Оказаться в зимнем лесу наедине с «заглохшим» снегоходом - перспектива весьма неприятная.

 

Выбираем «снежного коня»

Все снегоходы подразделяются на спортивные, туристические и утилитарные. Помимо этого существуют еще специфические подвиды, как, например, горные снегоходы, но они практически не распространены в России.

Спортивные снегоходы предназначены для быстрой езды по накатанным дорогам, максимальная скорость такой машины - 200 км/час. Обычно спортивный снегоход имеет небольшие размеры, мощнейший двигатель, короткую узкую гусеницу и сиденье, рассчитанное, как правило, на одного человека.

Туристические снегоходы созданы специально для длительных путешествий. Они способны покорять снежную целину и при этом обладают максимумом комфорта -имеется независимая подвеска, обогрев ручек и сидений. Внимание уделяется не только удобству водителя, но и пассажира, чего не скажешь о спортивных моделях. «Туристы» сегодня выпускаются самые разные - от небольших до огромных комфортабельных «лимузинов», имеющих массу дополнительного оборудования (вплоть до подстаканников и магнитолы).

Утилитарные снегоходы - простые, неприхотливые машины, предназначенные для охотников, рыболовов, геологов, лесников, то есть для всех, кому необходимо преодолеть снежную целину и перевезти тяжелый груз. Минимум комфорта, максимум надежности. Главный признак утилитарного снегохода - широкая гусеница, обеспечивающая хорошее сцепление. У «рабочих лошадок» не самые мощные двигатели, но пониженный ряд передач (как у джипа) позволяет им буксировать достаточно большие грузы. Все сделано для того чтобы снегоход не тонул в глубоком снегу, преодолевал труднопроходимые участки, был максимально надежным, практичным и крепким.

«Спросом пользуются, в основном, туристические и утилитарные снегоходы, - говорит менеджер компании «Панавто - Нижний Новгород» Олег Мясников. - Спортивные покупают реже, так как полноценных спортивных трасс рядом с городом практически нет. Туристические снегоходы выбирают клиенты, для которых важнее комфорт, а утилитарные покупают те, кто ставит на первое место надежность. По ширине гусеницы и, соответственно, проходимости, новые туристические модели неуклонно приближаются к утилитарным, но первые стоят дороже».

Средняя стоимость импортного снегохода - примерно $8-10 тыс. Детские модели обойдутся примерно в два раза дешевле, а самые мощные и «навороченные» модели стоят до $15 тыс. Российский же снегоход можно приобрести всего за $3-5 тыс.

Объясняется такая разница в цене просто - как и отечественные автомобили, наши снегоходы по качеству и надежности значительно уступают иностранным. «Раньше мы торговали российскими снегоходами, но они часто ломались, а основной производитель - завод «Рыбинские моторы» - плохо организовал гарантийное обслуживание, - рассказывает Сергей Пянькин. - Так что пришлось отказаться от отечественной техники, безусловно, привлекательной по цене, но и только».

Любопытно, что пока снегоход «Тайга» собирался из импортных комплектующих, он отвечал стандартам качества. Как только предприятие привлекло отечественных поставщиков, машины стали часто выходить из строя. «Отечественную технику приходится доводить до ума, - подтверждает Олег Мясников. - А возможности для этого есть не у всех». Тем не менее «Тайга» и «Буран» - самые продаваемые снегоходы в России. Общий объем продаж снегоходов в нашей стране составляет около 11-12 тыс. единиц в год, из них примерно 9 тыс. - российская техника.

Самые популярные импортные брэнды - Bombardier (под маркой Ski-Doo), Arctic cat, Yamaha. Все эти компании работают примерно в одной ценовой нише и каждый год предлагают широкую линейку разнообразных снегоходов для взрослых и детей. Сравнивать целесообразнее не производителей, а конкретные модели. Из новинок стоит обратить внимание на модель Elite от Bombardier - это снегоход, имеющий крышу и сиденья, расположенные в ряд, как в автомобиле. Ездить на таком снегомобиле безопасно и комфортно.

Кроме самого снегохода, любителю путешествий по сугробам обязательно потребуются шлем, специальное обмундирование и прицеп к автомобилю. Все это встанет, как минимум, еще в $1500-2000.

А чтобы рассекать заснеженные просторы на законных основаниях, придется поставить снегоход на учет в Гостехнадзор, получить номерные знаки и права тракториста-машиниста категории "А". Конечно, вероятность встретить в лесу гаишника низка, но иногда на «бесправных» любителей снегоходов устраиваются показательные облавы и можно нарваться на серьезный штраф. А получить права и встать на учет можно быстро, если уже имеется водительское удостоверение - никто экзамен по вождению снегохода и тест на знание правил вождения устраивать не будет.

 

Как снизить риски

На первый взгляд, управлять снегоходом достаточно просто, на нем установлена бесступенчатая коробка передач, требуется лишь жать на газ или тормоз. Однако на практике оказывается, что вождение снегомобиля требует определенных навыков и особой осторожности. «Этот транспорт считается одним из самых опасных, - говорит Олег Мясников. - Однако если действовать разумно, то можно свести риск к минимуму». «Под снегом скрывается масса опасных для снегохода и его водителя сюрпризов, -подтверждает Сергей Пянькин. - Это может быть небольшой пенек, забытая на полях сельхозтехника, скрытые полыньи. Поэтому бывалые водители снегоходов рекомендуют ездить по незнакомым трассам со скоростью не более 20 км/час. Лишь в том случае, если есть накатанная колея и участок знакомый, можно разгоняться». Наши же «снеговодители» зачастую забывают про скрытые угрозы и гоняют на своих снегоходах как и где придется, к тому же приняв перед поездкой на грудь. Поэтому травмы у нижегородских водителей снегоходов случаются постоянно, но, к счастью, пока без смертельных исходов.

Проблема заключается еще и в том, что у нас не развита инфраструктура для зимних «покатушек». Места, где постоянно собираются любители снегоходов, можно пересчитать по пальцам - Гребной канал, Щелоковский хутор, СК "Хабарское", побережье Горьковского моря. Только там можно встретить обкатанные трассы, но большинство владельцев снегоходов на свой страх и риск катаются возле деревень и собственных дач.

В «Хабарском» компания «Хелпер-спорт» проводит традиционные гонки на снегоходах на кубок Валерия Аникина. Правда, постоянными победителями на этих соревнованиях становятся кировские, а не нижегородские спортсмены, так что в этом сезоне для гостей, скорее всего, сделают отдельный заезд. По словам Сергея Пянькина, несмотря на то, что интерес нижегородцев к снегоходному спорту растет, людей, которые могли бы состязаться на соревнованиях, еще очень мало. В отличие от мотоциклистов, владельцы снегоходов редко собираются в большие «тусовки» и обычно катаются с друзьями или семьей. Снегоходного клуба или движения в Нижнем Новгороде нет. Впрочем, это не мешает появлению в городе все новых и новых любителей снегоходов.

 

Я из лесу вышел, сломал снегоход

Сергей Рубан, ресторатор:

- Покататься на снегоходе я люблю, но чем больше опыт, тем становлюсь осторожнее. Был, например, у меня такой случай - перед 8 марта решили с товарищем покататься напоследок, пока снег не растаял. Забрались в самую глушь, а там снегоход сломался. Надо как-то выбираться, а снег тяжелый, проваливается, идти сложно. К тому же солнце садится, темнеет. Кое-как выбрались мы в какую-то деревню. Представляете удивление местных жителей - выходят из леса два мужика, в возрасте уже, все закутанные, чтобы не продуло...

Бывали случаи и похуже. В лесу мороз 30 градусов. И так получилось, что я на снегоходе неправильно переехал колею. Снегоход ткнулся носом, а я кувырком вперед. Сам остался цел, но оторвал ручку газа. Надо было идти назад пешком, а я решил все-таки ехать. Расковырял зажигание плоскогубцами и потихоньку стартовал. Когда добрался к костру, то не мог ни шевелится, ни говорить - все отморозил. Ребята растерли водкой, снегом. Только потом я понял, что опасность замерзнуть была серьезная. Кстати, и среди моих знакомых многие травмировались на снегоходах.


Дополнительная информация
Название СМИ:журнал Деловая неделя
Номер СМИ:23, 2004
Дата публикации:2004.12.06
Дата размещения:10.05.2010
Уровень доступа:Всем пользователям
Статистика
Суммарный рейтинг:8
Средний рейтинг:4
Проголосовало:2
Просмотры:3463
Комментариев:0
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии