Мирный десант

Информация об авторе
Veter-v-golove
Москва
Дата регистрации: 09.04.2010 15:35:20
Предыдущий визит: 24.06.2012 15:29:00

Автор: 
Регион:Нижегородская область
Жанр:статья
В Нижнем сейчас созданы все условия для того, чтобы каждый желающий смог почувствовать себя птицей и спланировать к земле с высоты нескольких километров. Прыжки с парашютом – удовольствие не опасное, не очень дорогое, но запоминающееся на всю жизнь.

Николай Гришин

На чем лететь?

Прыгнуть с парашютом в Нижегородской области можно на трех аэродромах - «Правдинск» (под Балахной), Богородский и завода «Сокол». Цены везде примерно одинаковые, но у каждого клуба есть своя специфика. Богородск специализируется на прыжках с парашютами с круглыми куполами Д5 («дубах», как их называют в народе). «Сокол» - на купольной акробатике - спортсмены с раскрытыми парашютами выстраивают в воздухе различные фигуры, совершают ротации. Кстати, команда «Сокола» - чемпион мира по купольной акробатике. Появившаяся всего год назад Ассоциация парашютного спорта (НРОО «АПС»), которая организует прыжки на аэродроме «Правдинск», делает ставку на групповую акробатику – комплекс фигур в свободном падении (еще до открытия парашюта). Эти особенности в специализации различных клубов затрагивают не только бывалых спортсменов, но и тех, кто планирует совершить первый прыжок. Так, в Богородске есть возможность прыгнуть только с парашютом с круглым куполом, на «Соколе» - с круглым куполом или «крылом», под Балахной – только с «крылом».

Прыжок с круглым парашютом иногда называется "по-десантному" (парашюты серии Д предназначались для высадки десанта ВДВ). Пожалуй, это самый старый тип прыжка. Обычно прыжок осуществляется с высоты 800 м с автоматическим раскрытием купола. Такой парашют практически неуправляем, нет возможности затормозить его движение перед посадкой (сделать так называемую «подушку»), поэтому иногда приземление получается жестким – если неправильно поставить ноги, можно получить травму. Конечно, перед тем как начать прыжки, летчики выбрасывают специальные зонды, учитывают направление ветра, но оно может измениться, так что нередко «дубы» сносит в лес, на заборы, огороды и прочие малопригодные для посадки места. Однако искупает эти недостатки дешевизна прыжка – около 500 руб.

Прыжок с парашютом типа "крыло" значительно отличается от полета под круглым куполом – парашют легко управляется и позволяет достаточно мягко приземлиться. Высота отделения парашютиста около 1200 м, средняя цена около 800 руб. Если начинающий парашютист не растеряется, он может приземлиться достаточно точно. Я, например, с первого раза попал в точку старта (корреспондент «Деловой недели» прежде чем писать о парашютном спорте, совершил свой первый прыжок с парашютом).

Управление напоминает езду на лошади: потянул правую стропу – летишь направо, левую – налево, натянул стропы – горизонтальная скорость уменьшается, отпустил – увеличивается. (Парашют может лететь не только вниз, но при этом еще и вперед, и даже против ветра). Но с другой стороны, в легкой управляемости есть и подвох для новичка – растерявшийся может улететь неведомо куда, как это случилось, например, с одной моей знакомой (после приземления ей пришлось идти пару километров пешком и перелезть через забор с колючей проволокой). Поэтому парашютистами на «крыльях» с земли управляет инструктор с помощью рации (она же вставляется в шлем). Правда, связь односторонняя, из-за чего иногда возникает путаница. Инструктор один, а парашютистов много, и не всегда понятно, к кому именно он обращается: «Желтый купол, заходи на посадку!». А рядом с тобой на разной высоте летит еще парочка «желтых куполов», и все разом начинают приземляться. Если честно, я просто перестал обращать внимание на голос в шлеме и стал ориентироваться самостоятельно – так проще. Главная хитрость мягкой посадки в том, что необходимо развернуться против ветра и притормозить, что погасит горизонтальную скорость, каким бы ни был ветер.

Прыжок «в тандеме» совершается вдвоем с инструктором на одном парашюте - это самый безопасный и несложный прыжок, да, пожалуй, и самый зрелищный. Необходимо пояснить, что начинающего парашютиста к свободному падению (с нераскрытым парашютом) не подпустят на пушечный выстрел. (Парашют новичка сразу начинает раскрываться автоматически, даже за кольцо дергать не нужно, но свободно летишь только несколько метров). А длительное свободное падение для неподготовленного человека легко может превратиться в беспорядочное падение, что чревато серьезными последствиями. Поэтому ощутить все прелести свободного полета новичок может лишь в тандеме с профессионалом. Инструктаж при таком прыжке минимален – всем процессом полета руководит инструктор, он же обеспечивает мягкую посадку и, если захочется, фото-видеосъемку. Главный минус прыжка в тандеме – это значительная цена: около 3000 руб.

 

Первый прыжок

Как происходят прыжки новичков? Как правило, сначала аэроклуб предлагает подписать договор, общий смысл которого сводится к тому, что всю ответственность за любые травмы и неприятные последствия парашютист берет на себя. Как признавались многие новички, не так страшен был сам прыжок, как подписание этого документа. На самом деле, устойчивое общественное мнение о чрезмерной опасности парашютного спорта базируется на несколько устаревших данных. Действительно, при посадке с круглым куполом случаются легкие ушибы и вывихи, но сейчас в основном все прыгают с «крылом», так что риск минимален. А уж случаи, когда основной парашют не раскрывается, запутывается, происходят крайне редко. В экстремальные ситуации обычно попадают спортсмены-парашютисты, так как их «профессиональные» прыжки гораздо сложнее любительских. Но всегда остается запасной парашют. Прецедентов, чтобы и он не сработал, парашютисты вспомнить не смогли. В общем, преодолевать пешеходные переходы на площади Горького в час пик гораздо опаснее, чем прыгать с парашютом.

Инструктируют новичков в течение нескольких часов. Сначала теория - инструктор объясняет, что и как делать в разных опасных ситуациях (и при этом постоянно повторяет, что вообще-то все сказанное не пригодится, так как риск минимален). А затем – практика, новичкам в подвесной системе показывают, как устроены парашюты. На самом деле, инструктаж мог бы занять несколько минут, но всем хочется послушать байки опытных парашютистов, поэтому процесс затягивается.

Если честно, мои впечатления от организации прыжков на аэродроме завода «Сокол» остались не самые радужные. Автобус, на котором нас повезли от аэроклуба до аэродрома, был забит до отказа. Бабушки-охранники аэродрома не пустили к взлетным полосам тех, кто приехал на своих авто, и эти люди были вынуждены пересесть в автобус. Однако вдруг выяснилось, что в «ПАЗике» на аэродром едут дети, которые хотели посмотреть, как прыгают родители, а это, видите ли, запрещено… В общем, перепалка одних сотрудников «Сокола» с другими продолжалась долгое время. Прорвавшись, наконец, на аэродром, мы выяснили, что самолет не заводится. Он проехал несколько сотен метров по взлетной полосе, жалобно чихнул, подобно маршрутке на крутом подъеме, и встал. На починку ушел еще, как минимум, час. А когда мы летели на этом самолете, утешало только то, что за спиной парашют.

Организаторы явно не сопоставили свои возможности с количеством клиентов. В итоге мы «прыгали» до позднего вечера. Учитывая, что инструктаж начался в полдень, естественно, все проголодались и порядком устали. В общем, на аэродроме царит советский сервис, от которого многие уже успели отвыкнуть.

 

Курс для «продвинутых»

Если первые прыжки пришлись по душе, но хочется чего-то большего (свободного падения, купольной или групповой акробатики, больших высот), то можно подумать о том, чтобы стать спортсменом-парашютистом. Этот статус позволяет совершать разнообразные прыжки за меньшие деньги.  

Существует две программы обучения – Accelerated Free Fall (AFF) и Static-line.

AFF - программа прогрессивного обучения свободному падению. Это курс-интенсив, позволяющий получить лицензию парашютиста примерно за две недели, совершив всего 8 прыжков. Прямо в воздухе два инструктора показывают начинающему спортсмену, как правильно падать (управлять свободным падением). Полет снимается камерой, чтобы уже на земле обсудить неудавшиеся элементы. На последнем этапе обучения происходит лицензирование – если человек удовлетворяет всем требованиям инструктора, то он получает сертификат международный категории «А», что дает право прыгать на любом аэродроме, участвовать в соревнованиях и так далее. Однако по статистике АПС, после 8 прыжков сертификат получают лишь около 40% курсантов, некоторым выдают документ лишь после 12 прыжков. Стоит курс около 30 тыс. руб.

Static-line - классическая программа обучения свободному падению, которую предлагают многие аэроклубы. Во время курса парашютист выполняет прыжки с различной задержкой по времени раскрытия парашюта, начиная от 5 секунд. Прыжки выполняются самостоятельно под контролем инструкторов с земли и из самолета (в этом главное отличие от AFF). Всего предусмотрено 20 прыжков. Стоит программа около 16 тыс. руб.

Пройдя курс обучения и получив сертификат, человек становится парашютистом-спортсменом, для которого прыжки обходятся уже дешевле – в среднем около 300 руб. Можно приобрести свою систему (от $3 тыс.) – основной, запасной парашюты, ранец и страхующий прибор или брать парашюты в аренду (100 руб. за прыжок). Но главное не в экономии – сертифицированный парашютист имеет право прыгать с больших высот на разных парашютах. Профессиональные модели отличаются меньшей площадью купола и соответственно большей скоростью как горизонтального, так и вертикального полета. Такие парашюты летят по горизонтали со скоростью до 60 км/час, так что ощущения от их пилотирования гораздо более яркие, нежели от прыжков под учебным куполом. В общем, у желающих есть все возможности изучить тонкости «парашютного» дела от и до.

Нижегородский «парашютный» рынок постепенно развивается – появляются новые игроки, которые планируют превратить прыжки в нормальный бизнес, когда клиент получает за свои деньги желаемое удовольствие. Интерес-то к прыжкам быстро растет! Студенты выбирают дешевые варианты, обеспеченные нижегородцы прыгают в тандеме. Многие настолько увлекаются парашютным спортом, что проходят курсы и получают сертификаты. Этот рынок весьма перспективен, так как людей, которые хотели бы прыгнуть с парашютом, но почему-то никогда этого не делали, в городе еще очень много.


Дополнительная информация
Название СМИ:журнал Деловая неделя
Номер СМИ:19, 2004
Дата публикации:2004.10.11
Дата размещения:10.05.2010
Уровень доступа:Всем пользователям
Статистика
Суммарный рейтинг:5
Средний рейтинг:5
Проголосовало:1
Просмотры:1534
Комментариев:0
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии