Бизнес на приключениях

Информация об авторе
Veter-v-golove
Москва
Дата регистрации: 09.04.2010 15:35:20
Предыдущий визит: 24.06.2012 15:29:00

Автор: 
Регион:Нижегородская область
Жанр:интервью
Интервью с Михаилом Прямковым ("Команда Горький").

Отель, пляж, Турция – таков традиционный набор ассоциаций российского путешественника. Однако нижегородская турфирма «Команда Горький» смогла убедить соотечественников, что путешествие может быть и совершенно другим.

Николай Гришин

 

Михаил Прямков, директор турфирмы «Команда Горький»

 

- Как вы трактуете понятие приключенческий туризм?

- Adventure Travel - новый для нашей страны вид активного отдыха, который пока еще не столь популярен, как, скажем, в США. Туристы путешествуют по рекам, поднимаются в горы, крутят педали велосипедов. Однако не носят рюкзаки, не варят пищу и не ставят палатки. Это - забота профессиональных гидов. На пешем маршруте вещи несут носильщики-портеры. Если на сплаве вы устали и не хотите грести - не гребите. Когда вы едете на велосипеде, рядом следует автобус сопровождения. Клиенты делают только то, что им под силу. А гиды всегда поблизости. Они управляют судами, едут на велосипеде бок о бок с вами.

В мире существует целая индустрия приключенческого туризма. Это касается снаряжения, обслуживания, питания. Кстати, хорошее питание - обязательное условие всех наших туров. Например, на обед мы предлагаем туристам не менее трех видов салатов. Наши путешествия отличает сочетание комфорта, отдыха на природе и преодоление трудностей: прохождение речных порогов, подъем в горы. Такой вид отдыха доступен любому здоровому человеку без специального опыта. Именно приключенческий туризм, как никакой другой, позволяет расслабиться и отвлечься от тех проблем, которые окружают в городской жизни. Принципы приключенческого туризма едины во всем мире, и главное здесь – безопасность. Она гарантируется опытом гида, снаряжением и организацией маршрута.

- А вам не кажется, что получается отдых, словно для пенсионеров? Неужели человек, который отправился в поход, сам не может нести рюкзак, разжечь костер?

- Никто не запрещает помогать гидам - можно делать все, только готовить не допустят. Но, как правило, людям достаточно нагрузки. Для многих ведь и проживание в палатке - это уже испытание. Смысл отдыха, который мы предлагаем, состоит в небольших «дозах» приключений. Но поверьте мне, адреналина хватает.

- В Советском Союзе отдых с байдарками и палаткой был очень популярен, многие увлекались туризмом. Почему именно вам удалось из увлечения построить свой бизнес?

- Дело в том, что в конце 80-х годов именно в нашей компании туризм вышел за рамки хобби. И шесть человек (позже ставших учредителями турфирмы) образовали команду для сплавов по горным рекам, которая выиграла кубки мира, проводившиеся в России, а потом и в США. Это было в 1989 и 1990 годах. За рубежом в соревнованиях по сплаву принимают участие в основном профессиональные гиды, а не любители, каковыми мы тогда являлись. Естественно, завязались знакомства. Мы узнали, что существует такой вид бизнеса, и заинтересовались.

Большинство из нас были сотрудниками различных НИИ, которые в переломные 90-е годы начали понемногу «хиреть». И мы поняли, что можно зарабатывать деньги, делая то, что любим.

Назвали фирму Team Gorky, так как нашу команду в то время лучше знали за рубежом, чем в России. А стартовый капитал заработали в 1991 году, когда провели экспедицию для американского ТВ на Памир. Первые клиенты были из-за рубежа. Наших же соотечественников в преимуществах приключенческого туризма убеждали медленно, но верно. Сейчас почти все клиенты фирмы - россияне.

Если честно, мы не профессионально подошли к организации бизнеса. Сначала ведь нужно исследовать рынок, рассчитывать, как получить прибыль. А мы с молодости полюбили ходить в походы, вот и занялись этим.

- Как же удалось переманить россиян с пляжей и курортов?

- Поначалу, конечно, все ездили в Турцию, Испанию, Египет. Организовать фирму было проще, чем искать клиентов. Я думаю, что и до сих пор мы лучше организуем туры, чем их продаем, хотя сейчас прежних проблем нет. Постепенно клиентов становится все больше - у кого-то желание отправиться в путешествие осталось со студенческих времен, а другие поездили по миру и захотели попробовать что-то новое. И те, и другие обычно возвращаются из приключенческих туров довольные. Честное слово, за всю историю существования компании никто из клиентов не пожаловался. Хотя иногда говорят: “Спасибо! Но в следующий раз мы все-таки лучше в Турцию. Это не для нас”.

- Каковы особенности маркетинга приключенческого туризма?

- У нас достаточно узкая специализированная ниша. В массовые туры ездят десятки тысяч людей, и в таком направлении туризма нужна массированная реклама. А у нас оборот несоизмеримо меньше. Поэтому реклама зачастую недоступна, и наш основной способ продвижения – информация, передаваемая из уст в уста. Это самый эффективный путь. Сейчас вокруг «Команды Горький» образовался некий клуб любителей туризма - мы встречаемся, обсуждаем возможности новых туров и прелести старых.

- Велика ли конкуренция на рынке?

- С одной стороны, любая другая турфирма - наш конкурент. Нам необходимо убеждать клиентов, что приключенческий туризм хорош (ведь они могут предпочесть традиционный набор услуг - пляж, отель, ресторан). С другой стороны, аналогов «Команды Горький» в России нет.

В Москве работают агентства, которые продают туры байкальских, алтайских операторов, занимающихся приключенческим туризмом. Но мы с ними не конкурируем - у нас цена и себестоимость выше. Мы сознательно предлагаем туры дороже, так как наш сервис - для определенной группы людей. Нас учили работать по мировым правилам - по-другому просто не имеем права, иначе это уже не Adventure Travel.

- У вас больше туров за рубеж, чем по России. Почему так?

- Понимаете, путешествия по Непалу и Америке мы организуем с местными партнерами, а в России - своими силами. Необходимо везти рафты, велосипеды, палатки, людей. А в том же Непале все необходимое оборудование и основной персонал предоставляет партнер.

Новые маршруты в наших каталогах появляются с трудом в полном смысле этого слова. Прежде чем предложить клиентам маршрут, его проходят гиды, после чего дается заключение о соответствии всем параметрам - сложности, наличию интересных объектов, простоте подъезда и отъезда и многим другим. В России у нас немного туров, но те, что есть, отработаны до автоматизма.

- Начинали вы вшестером, а сейчас в штате «Команды Горький» работает всего десять человек, хотя прошло более 10 лет. Как же развивается фирма?

- Безусловно, организационно мы недостаточно изменились, но объем работ и поток клиентов постоянно растут. Уже несколько лет мы работаем на пределе наших возможностей. Почему так? Наш сервис держится на людях. Хорошо подготовленные гиды - это основа успеха. Дефицит людских ресурсов сильно сдерживает наше развитие…

- Вроде бы работа гида не связана с особыми профессиональными навыками. Неужели мало людей, которые могут развести костер, поставить палатку?

- Это только со стороны кажется, что любой смог бы. Работа сложная, и при этом сезонная. Иногда приходят замечательные молодые люди, которые готовы расти профессионально. Но это, как правило, студенты - они заканчивают учебу и находят другую постоянную работу.

Кроме того, работа гида физически тяжелая. У нас есть поговорка: «Стоящий гид - мертвый гид». То есть ненужный. В любую погоду необходимо быстро разгружать рафты, колоть дрова, ставить палатки. Но самое сложное - найти руководителей, которые могут повести людей, убедить их работать. Поэтому до сих пор во всех турах обязательно участвует основной состав фирмы, который не позволяет снизить качество услуг.

В нашем бизнесе, как и в любом другом, есть учредители и наемный персонал, работающий за зарплату. Найти людей, которые относятся к клиенту с такой же ответственностью, как и владелец бизнеса, наверное, невозможно. Но самое трудное в работе гида - это общение.

- Длительное пребывание в небольшом коллективе, казалось бы, способствует сближению…

- Приехали вы, например, по путевке на курорт. Турфирма все выполнила - вот отель, ваш номер, завтрак. Дальше человек сам решает - хочет он общаться с соседями или нет.

Возьмем, к примеру, наш тур на Алтай - 9 дней, в группе 20 человек, и все постоянно вместе. Один выпил, другому что-то не понравилось, третий устал. Гиду надо сглаживать все потенциальные конфликты.

Средний возраст туристов - около 30, а молодых гидов - чуть за 20, и эта возрастная разница немного напрягает. Клиенты привыкли, что с «Командой Горький» нескучно вечером у костра. А наша молодежь пока не накопила много интересных историй и баек. Это я могу рассказать, как здорово в Непале, Эквадоре…

- Какие туры, на ваш взгляд, наиболее интересные?

- Все туры самые-самые. Если бы они не были лучшими, мы бы от них просто отказались. Конечно, есть более доходные и менее. К примеру, трехдневные туры на выходные приносят меньше прибыли, но они нужны, так как люди могут сделать следующий шаг - к более серьезному путешествию.

К сожалению, сейчас есть ограничения по количеству людей в некоторых турах. Иногда мы вынуждены даже отказывать клиентам.

- Будете ли вы предлагать иные направления приключенческого туризма, кроме сплава, восхождений и велопутешествий? Или считаете правильным развивать то, что является вашей визитной карточкой?

- Конечно, можно было бы набрать какой угодно персонал, заработать кучу денег, но тогда завтра люди к нам уже не придут. Мы стараемся делать все качественно. Поэтому занимаемся только тем, что хорошо знаем - у нас нет туров на лошадях, горных лыж, подводного плавания. С одной стороны, это мешает развитию. Но с другой стороны, возможно, именно поэтому мы до сих пор работаем успешно.


Дополнительная информация
Название СМИ:журнал Деловая неделя
Номер СМИ:8, 2004
Дата размещения:10.05.2010
Уровень доступа:Всем пользователям
Статистика
Суммарный рейтинг:10
Средний рейтинг:5
Проголосовало:2
Просмотры:1183
Комментариев:0
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии