История туризма Нижегородской области. Первые туристы на Ветлуге: Потехин Алексей Антипович, декабрь 1861 года

Информация об авторе
Коршак Сергей Николаевич
Нижний Новгород
Дата регистрации: 18.03.2014 14:50:56
Предыдущий визит: 06.10.2021 11:25:29

Автор: 
Регион:Нижегородская область
Жанр:статья
Один из первых исследователей лесного заволжья и Керженца с окрестностями, русский писатель Потехин Алексей Антипович, зимой 1861 года совершил путешествие на Ветлугу с целью изучения и описания этого лесного края. В своих заметках он оставил описания крупных населённых пунктов региона, дал характеристику основным путям сообщения и занятиям жителей.

Один из первых исследователей лесного заволжья и  Керженца с окрестностями, русский писатель  Потехин Алексей Антипович, зимой 1861 года совершил путешествие на  Ветлугу с целью изучения и описания этого лесного края. Материалы путевых заметок увидели свет только в 1878 году, и по всей видимости были опубликованы не полностью. Тем не менее в своих заметках он оставил описания крупных населённых пунктов региона,  дал характеристику основным путям сообщения и занятиям жителей.

Семенов

Алексей Антипович Потехин  сообщает, что «Из Нижнего на Ветлугу дорога идет через город Семенов. Это один из тех незначительных, малоизвестных городков, которых тысячи рассыпаны по святой Руси. Заброшенный в глушь и дичь, запертый кругом   он живет в одиночку, ти­хо и безмолвно, как отшельник. Пустынно и безлюдно на его двух - трех улицах, обставленных скромными, де­ревянными домиками, скучна и однообразна его жизнь. Семенов один изготовляет десятки миллионов деревянных ложек, которыми русский простой люд хлебает свое варево…»

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 109

Фото: уездный город Семёнов

Ветлуга

Показывая себя знатоком заволжского региона, Потехин сообщает «Под именем Ветлуги разумеется в народе не только известная сплавная река, впадающая в Волгу и знамени­тая своими лесными прибрежьями, но и весь прилегающий к ней край, к которому принадлежит почти весь Макарьевский уезд Нижегородской губернии и Ветлужский - Костромской.

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 111

Фото: Лесная работа

Весь этот край до сих пор еще богат ле­сами, и жители его почти исключительно за­нимаются лесной промышленностью. Это кормит всю Ветлугу. Лес, единственный кормилец и поилец здешнего крестьянина.

Река Ветлуга есть главная артерия, пульс всего Ветлужского края». С ХVIII века в лесном краю стали появляться лесопильные заводы и смолокурные промыслы.

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 110

Фото: Макарьевский уезд, смолокурение

Жители занимались сплавкой леса, изготовлением рогож из липового мочала.

 

Воскресенское

По мнению Потехина «Са­мое бойкое место на Ветлуге село Воскресенское, в котором живут главные капиталисты - лесопромышленники Ветлужского края Нижегородской губернии».

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 112

Фото: Усадьба лесопромышленника С.Н.Беляева (в настоящее время музей истории Воскресенского района)

Усадьба лесопромышленника С.Н.Беляева представляла собой настоящий деревянный терем, стоящий на высоком берегу Ветлуги. Рядом с ней находится целый ансамбль городских зданий: дома, Смоленская церковь, торговые лавки, хозяйственные постройки.

В главном зале усадьбы лесопромышленника Сергея Никаноровича Беляева на потолочном плафоне  была изображена заготовка леса.

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 113

Фото: Заготовка леса на потолочном плафоне

 

Алексей Антипович Потехин  так описывает свой маршрут: «В первый раз я подъезжал к Воскресенскому ночью, в зимнее время. Дорога шла по самой реке Ветлуге, ле­систые берега её окаймляли дорогу и тянулись однообразным ландшафтом, монотонно звенел колокольчик, равно­мерно и однозвучно раздавались скрип полозьев и удары копыт лошадиных о снег; мне хотелось дремать».

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 114

Фото: Ветлуга зимой

 

Однако на подъезде к селу Воскресенскому он не смог скрыть удивления: «Вдруг глаз мой был поражен совершенно неожиданным зрелищем: вдали показалось большое трехэтажное здание, все горевшее огнем. После пустынных, однообразных картин, которые сопровождали путь, это зрелище произво­дит действительный эффект. Это была от­лично устроенная бумагопрядильная фабрика построенная англича­нином, имевшим даже свой  мелкосидящий пароходик для отправки своего товара на Нижегородскую яр­марку». Действительно, ещё в ХVIII веке в Воскресенском была открыта бумагопрядильная фабрика англичанина Бинса.

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 116

Фото: Воскресенск на Ветлуге

 

Потехин  отмечает: «Под Воскресенским на Ветлуге пристань. Каждую весну строится несколько белян, огромных, сплавных судов, которые весною нагружаются смолой, дегтем, углем (древесным), дровами, тёсом, вообще лесным товаром всякого рода и сплавляются вниз по Волги в Саратов и преимущественно в Дубовку, потому что главный торг Ветлуга ведет с Землей Войска Донского».

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 117

Фото: Беляна на Ветлуге

 

Характеризуя лесосплав на Ветлуге, Алексей Антипович сообщает, что «Весною, как только открывается лед и разливается полая вода, вся Ветлуга покрывается почти сплошь плотами однорядными, двурядными, грузовыми, из которых последние доходят дли­ною до 120 сажен. В то же время спускаются и эти громадные суда беляны, похожие больше на плавучие острова, нежели на суда».

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 118

Фото: Лесосплав на Ветлуге XXI  и XIX  век

 

Хорошо зная Санкт-Петербург, Алексей Антипович Потехин находит взаимосвязь лесного промысла на Ветлуге и столицы «В Макарьевском уезде, Нижегородской губернии верстах  в тридцати от Воскресенского, тянулся корабельные рощи с великолепными, громадными лиственницами. В известные сроки, по назначению морского начальства, в этих рощах производится рубка. Срубленные деревья отправлялись сначала вниз по Ветлуге потом по вверх Волге и дальше в Кронштадтский порт».

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 119

Фото: Кронштадтский порт

 

Ветлужские леса

Очень подробные описания даёт Потехин  флоре и фауне Поветлужья и также тщательно описывает различные виды охоты: «Кроме медведей, в здешних лесах водятся олени, попадаются и лоси. Охота за белками и рябчиками составляет довольно значительный промысел края. Черемисы считаются отличными стрелками. Говорят, многие из них убивают белок маленькими пулями, попадая ими в голову, чтобы не портились шкуры.В известное время, зи­мою, в Воскресенское являются скупщики рябчиков, ко­торые целыми возами отправляются в Петербург. В иное время в Воскресенском на базарах можно видеть целые торы рябчиков, но нельзя сказать, чтобы цены на них были сравнительно дешевы: пара продается от 10 до 15 в 20 копеек». А.А. Потехин в описании реки показывает себя знатоком рыбалки: «Значителен  лов рыбы и, преимущественно, стер­лядей на Ветлуге - эти стерляди даже жирнее волжских, но не так вкусны и имеют брюшко черноватое, а не желтое».

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 120

Фото: разлив на Ветлуге

 

«Весною, Ветлуга в иных  местах разливается на большие пространства, и во время полой воды—самый горячий лов рыбы. Употребляются и сети, и снасти, т. е. крючки, почти такие же, как на Волге».

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 121

Фото: Рыбалка на Ветлуге у Галибихи

 

Воздвиженское

Из Воскресенского Потехин с местным начальством ездил на медвежью охоту за Ветлугу. После неё он остановился в селе Воздвиженском, находящимся в двадцати верстах от Воскресенского. Он отмечает, что «Село это далеко так не населено и нет в нём той бойкой жизни и торговой деятельности. Все население русское».  Действительно, село было основано в ХVII веке переселенцами с территории современного Ветлужского района из «Здвиженского черного стана», когда эти земли стали вотчиной князя Мстиславского. Переселенцы и дали название по своему старому административному центру. Село упоминается во многих литературных источниках по истории края, в романах писателя Костылева.

Таким образом, А.А. Потехин в ходе путешествия 1861 года одним из первых изучил и описал среднее Приветлужье, его хозяйственные и культурные центры, дороги и реки как пути сообщения, охарактеризовал занятия местных жителей как лесной промысел.

 

 

Литература по теме статьи

Потехин А.А. С Ветлуги (Из путевых заметок).//Сочинения Алексея Потехина. Т.1.Очерки и рассказы. – СПб.: Издание книгопродавца Плотникова, 1878.

Историко-географический словарь по среднему Приветлужью
http://www.letopisi.ru/index.php

 

Коршак С.Н историк, 27.01.2015




Статистика
Суммарный рейтинг:40
Средний рейтинг:5
Проголосовало:8
Просмотры:4559
Комментариев:15
В избранном:1
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Комментарии
finn finn 28.01.2015 12:00:23
0
+0 -0
Статья интересная, спасибо! У вас традиционно достойные материалы по краеведению. Но все же я бы не рискнул ставить знака равенства между туризмом и поездками/путешествиями с какой-либо вполне определенной (в какой-то мере, деловой) целью (исследовательской, паломнической и т.д.). Писательский труд - это ведь какой-никакой доход, а значит, такие поездки следует считать именно деловыми. Вспомните хотя бы собирателей фольклора - все они были путешественниками, ибо интернетов тогда не было, а сидя дома на печи, материала особо не наберешь. А сколько путешествовал Максим Горький прежде, чем занялся литературой! Даже в Жигулевской кругосветке поучаствовал. В общем, грань тут тонка, но все же туризм не подразумевает каких-либо коммерческих выгод от поездок, имхо это лишь способ интересно и с пользой для себя потратить заработанные деньги
antikrot antikrot 28.01.2015 13:30:30
0
+0 -0
>я бы не рискнул ставить знака равенства между туризмом и поездками/путешествиями с какой-либо вполне определенной (в какой-то мере, деловой) целью (исследовательской, паломнической и т.д.)

очень сложный вопрос. вот например открываем отчёт и смотрим цели. и что, поход от этого перестал быть походом?

>с пользой для себя потратить заработанные деньги

любую пользу для себя тоже можно считать, в том числе и коммерческим, доходом
finn finn 28.01.2015 14:21:06
0
+0 -0
согласен, вопрос сложный, но как-то же надо пытаться в нем разобраться
Коршак Сергей Николаевич 28.01.2015 13:56:42
0
+0 -0
Категорически не согласен (см. определение туризма в Законе РФ). Что касается дохода от публикации то он совершил путешествие на  Ветлугу с целью изучения и описания этого лесного края в 1861 году, а материалы путевых заметок увидели свет только в 1878 году, следовательно 17  лет ожидания "дохода" никак нельзя признать за "какой-никакой доход".
Маршруты фольклорных экспедиций советского времени будут описаны в статьях посвящённых этому периоду.
Описывать где и как  путешествовал Максим Горький по заволжью  нет возможности т.к. таких точных описаний маршрутов он не оставил (даже Светлояр толком описать не смог по сравнению со своими современниками), а на основе художественных произведений описывать дело неблагодарное и неточное...
antikrot antikrot 28.01.2015 16:40:46
0
+0 -0
>где и как  путешествовал Максим Горький по заволжью  нет возможности т.к. таких точных описаний маршрутов он не оставил
а разве можно по данной статье как-то составить маршрут Потехина?
maxovik maxovik 28.01.2015 21:35:20
0
+0 -0
Думаю это без предметный спор. Статья познавательная и интересная.
Ну а кто из путешествующих без всякого смысла, или с какой то целью не турист - конечно турист. Вот картограф Генерал А.И. Менде разве не турист?? Как это в своих экспедициях 19 века он смог составить подробнейшие топоргафические и межевальные карты почти всей центральной России. И это в масштабе в одном дюйме-одна верста - да это подробнее современного атласа - в 1 см 420 метров!!! Да со всеми координатами. Кто бы треки сейчас без навигатора рисовал? -никто!!, а Менде бы точно смог!!!  Вот я бы очень хотел на эти карты  посмотреть. Может кто из вас - асов интернета сумеет скачать хотя бы карту Нижегородской обл. и разместить ее на сайте??
antikrot antikrot 28.01.2015 21:49:07
0
+0 -0
а я не спорю, мне за Горького обидно
карты Менде вполне находятся поиском в интернете, но зачем?
maxovik maxovik 29.01.2015 09:11:31
0
+0 -0
Просто я о этих картах Менде слышал, но не разу их не смотрел. Если они легко находятя и открываются, то обязательно посмотрю. Меня смутило, то, что я где то слышал, что их просто так найти нельзя посмотреть и есть с этим какие то трудности))) Вот , например, находится сайт . Но при попытке скачивания выскакивает "онлайн покупка", а что бесплатно их не где посмотреть не льзя-дайте ссылку, если такая возможность есть.
  Ну а обижаться ни за кого нельзя и Потехин и Горький и тем более Менде - все туристы, пусть и не категорийные))
Коршак Сергей Николаевич 28.01.2015 23:04:15
0
+0 -0
Рекомендации по составлению маршрута Потехина: Нижний Новгород - Семёнов - Воскресенское - Воздвиженское - Воскресенское- Нижний Новгород. Берите карту второй половины 19 века и соединяйте эти пункты по обозначенным дорогам. Получите маршрут .Значит составить можно. Если аналогично Вы составите мне маршруты обиженного Горького буду весьма признателен...
Коршак Сергей Николаевич 29.01.2015 00:10:41
0
+0 -0
Посмотрел по сноске, согласен в картах Менде действительно есть ошибки - ориентируюсь на Скит Ватомский (Борский район, и озеро Мякотинское) разыскивал место с помощью старых карт в ЦАНО (архиве) там они были нанесены - а по Менде в Интернете нет. Тем не менее надо признать для оперативной работы с историческими источниками 19 века они являются фактически незаменимыми.
Коршак Сергей Николаевич 29.01.2015 10:51:23
0
+0 -0
Я проверял вчера по онлайну -

http://rgada.info/mende/rgada_svg.php?u=RGADA-WP-NN&l=44.433517&b=55.490033&m=7&dl=00&db=00&nm=osm&nm2=NNov1v&nmU=http://rgada.info/mende/tver/z&sw=2&em_ks=0&kml_n=1&kml_f=http://boxpis.ru/kml/t_u.kml&lang=ru

В крайнем случае можно попробовать использовать функцию Print Screen (принтскрин - фотографирование экрана). 
Геннадий Геннадий 29.01.2015 16:33:39
0
+0 -0
  
maxovik maxovik 29.01.2015 18:32:04
0
+0 -0
Огромное спасибо за ссылку.. Уже кое что посмотрел и обнаружил, например, что названия некоторых озер изменились, но оставим эту тему-пусть названия соответствуют современным картам. Теперь всегда и очень часто  я буду просматривать и сравнивать старую и новую карту!! Удивляет одно и это не поддается ни какому пониманию- ну как без аэро и тем более космической сьемки, навигаторов можно было проделать такую титаническую работу????? Создать подробнийшие карты с координатами и т.д???Сколько времени на это надо??? Понять это нельзя. Либо на это надо несколько десятков жизней, или с Менде работала сотня топографов-буквально прочесавших всю местность....
maxovik maxovik 29.01.2015 18:48:37
0
+0 -0
Еще немного посмотрел и совсем был поражен - ну как он даже в в междуречье Керженца и Ветлуги почти все озера указал и даже у оз. Кулетей домик Лесной стражи обозначен????. Да где эти карты раньше то были???.. Со смехом и ужасом вспоминаю концы 80 х. когда мы по рекам с 5 километровками плавали, а что бы достать километровки из турклуба- об этом только мечтали!!!!! Вот уж воистину-первые туристы это картографы - им памятники надо ставить!!!
Коршак Сергей Николаевич 29.01.2015 16:38:50
0
+0 -0
Спасибо Гена, обязуюсь и дальше трудится на ниве просвещения туристических масс в части истории туризма и краеведения!
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии