Путешествие за облаками

Информация об авторе
maestro
Нижний Новгород
Дата регистрации: 30.07.2010 13:11:19
Предыдущий визит: 19.05.2016 23:19:02

Автор: 
Регион:Страны Дальнего зарубежья
Туризм и путешествия:Велосипедный, Путешествия
Сроки: 09.08.2011 - 20.08.2011
Веломаршрут по материковой и островной части Эстонии, совершенный группой из трех человек в августе 2011 г.

Путешествие за облаками

Велопоход по материковой и островной части Эстонии, совершенный группой из трех человек в августе 2011 г.

                        

 

 

Нитка маршрута:

Москва - Балтийский ж/д вокзал Таллина – Раннамойса – Ваана Жусу – Кейла – Клоогоранна – Палдиски – Падизе – Кейбу – Ныва – Центр природы RMK Ныва – Тукси – кемпинг Рооста – Линнамяэ – Хаапсалу – паром на о.Хийумаа (причал Рохюкула - причал Хальтермаа) – мыс Салиномэ – Кяйна – Хюти – Кыпу – Онгу – Нурсте– паром на о.Сааремаа (причал Сыру - причал Трийги) – Лейзи – Англа – Койкла – Тагавере – Ориссаре – насыпная чрезбалтийская дамба на о.Муху – Пядасте – паром на материковую часть Эстонии (причал Куивасту – причал Виртсу) – Карузе - Калли – Пелдеотса (залив Пярну)– Пярну – Тори – Вяндра – р.Пярну – Сууре-Яани – Вастемойса – Вильянди– мыс Ойу – озеро Выртсъярв (место впадения р.Йемайоги) – Тарту – поездом в Таллин – Таллин - Москва.

 

Даты: 09.08 – 20.08.2011

Кол-во ходовых дней: 10

Общий километраж: 700 км

Состав группы: 3 чел. Кабукаева Дарья (руководитель, врач, фотограф), Рыжова Ирина (ответственный за хоз.часть и растрату бюджета), Антипин Александр (реммастер, фотограф, специалист по языковым контактам).

Заброска: поезд Москва-Таллин


Географическая справка:

При общей площади 45,2 тыс.кв.км (немного меньше, чем Московская область России) территория Эстонии простирается с севера на юг на 300км, а с запада на восток – на 400км. Берега Эстонии омывают воды Балтийского моря, на севере – Финского залива, на юго-западе – Рижского. Береговая линия очень изрезана, ее общая протяженность 3794км. На морские острова приходится 9,2% территории страны. Всего их насчитывается боле полутора тысяч. Самые большие из них входят в состав Западно-Эстонского архипелага – Сааремаа, Хийумаа, Муху, Ворсми. Сухопутную границу Эстония имеет только с 2-мя странами – на юге с Латвией, на востоке с Россией.

Большую часть территории страны занимают равнины со средними высотами около 50м н.у.м. Холмистый рельеф преобладает лишь на юго-востоке, где располагаются возвышенности ледникового происхождения – Хаанья, Отепя, Сакала. Известняковое плато, занимающее северную часть Эстонии, со стороны Финского залива образует крутой уступ – Северо-Эстонский глинт. Он тянется вдоль всего северного побережья от Нарвы до мыса Пакри близ Палдиски, достигая наибольшей высоты (56м) у поселка Онтика.

Эстония богата реками, озерами и болотами. Самая длинная река – Пярну (144км). Озер насчитывается более тысячи, крупнейшие – пограничные Чудское и Псковское. На болота приходится свыше 20% территории страны.

Леса покрывают около 40% территории. На известняковом плато распространены можжевеловые заросли.

Особым богатством отличается мир птиц, включая перелетных - всего 295 видов.

Эстония располагается в зоне умеренно-климатического пояса с теплым летом и умеренно мягкой зимой. Определяющую роль на «кухне погоды» играет близость страны к Северной Атлантике, откуда приходит большинство циклонов, приносящих прохладный воздух летом и относительно теплый зимой. Циклоны приносят с собой и осадки, которых выпадает в течение года почти в два раза больше, чем может испариться, поэтому климат в целом характеризуется как избыточно влажный.

Численность населения Эстонии составляет в среднем 1340 тыс. человек. Национальный состав: эстонцы 68,7%, русские 25,6%, украинцы 2,1%, белорусы 1,2%, прочие национальности 2,4%.


Путевые заметки:

День 1-ый (09.08.11): Балтийский ж/д вокзал Таллина – Раннамойса – Ваана Жусу – Кейла – Клоогоранна – Палдиски.

Километраж: 67 км.

Рельеф: хорошее асфальтовое покрытие.

Интересно: Пригород Таллина. Портовый город Палдиски, имевший во времена Великой Отечественной войны стратегическое назначение как советская база военно-морского флота, с 2-мя учебными атомными реакторами - на сегодняшний день разрушена.

Долгожданное прибытие в Таллин. После пересадки в Москве и выматывающего 15-ти часового переезда в сидячем вагоне поезда Москва-Таллин пустынная платформа Балтийского вокзала кажется самым приветливым местом за последние сутки. Тело обретает свободу в пространстве, каждая клетка наполняется энергией, пробуждается от вагонного анабиоза.

Предстоящее путешествие желанное, его мысленные наброски появились на свет теми зимними вечерами, когда умы увлеченных туристов по обыкновению грезят будующими маршрутами. Начать знакомство с Европой с ближайших соседей, открыть для себя самобытность Прибалтики, вдохнуть соленый воздух морских ветров, испытать на себе хваленый европейский велокомфорт – вот одни из главных целей нашего замысла.

Встряхнувшись от вагонной дремоты и снарядив велосипеды, отправляемся в город. Голодный турист – злой турист. На этот раз мы солидарны в своих потребностях, а потому первой достопримечательностью Таллина стал для нас местный «макдак» - самое приметное заведение общепита, удачно расположенное на пересечении основных городских шоссе.

Привокзальные спальные районы Таллина прямо-таки сошли с фотографий советского периода, все напоминало недавнее прошлое: облупившиеся сталинки по соседству с серыми прямоугольными многоэтажками, прохожие, свободно говорящие по русски. Даже указатели на эстонском не мешали восприятию. Только безупречное покрытие дорог и зеленый колор «макдака» (в наших тогда еще желтый) шли не в ногу с общей атмосферой. Спешим выбраться из города, вынужденно вливаясь в вихрь автомобильных магистралей. За неимением навигатора и с весьма схематичной картой городских дорожных развязок, периодически останавливаемся, чтобы уточнить верное направление.

Наш сегодняшний путь лежит на северо-запад, к береговой линии Финского залива. Вслед за окончанием городских кварталов так же внезапно начинается пригород. Движение стихает, появляются первые велодорожки, вдоль дорог уютными кварталами выстраиваются малоэтажные коттеджи. Фасады домов и пешеходная зона изобилуют посадками, продуманными по ландшафтным законам и сделанными с душой и фантазией. Здесь хочется остановиться, оглядеться и насладиться рукотворной гармонией. Фантазии уносят дальше - «А неплохо бы и пожить..»

От Таллина до Палдиски (конечной точки сегодняшнего дня) можно добраться минуя прямое магистральное сообщение по прибрежной трассе второстепенного значения, оживленные участки которой дублируются велодорожками. Это приятный ненапряженный путь, периодически выходящий к морю. В дорожных карманах можно остановиться, взглянуть на синеву Финского залива и перекусить.

Ручьи, обозначенные на карте, сомнительный источник питьевой воды – мелкие, заболоченные, часто теряющиеся в придорожных зарослях. Благо все необходимое можно найти на заправках и в сельских магазинчиках, за вполне приемлимую цену.

На подъездах к Палдиски, за несколько километров до городской черты, попадаются заброшенные военные заставы и складские здания, заросшие травой и более походящие на памятники ушедшего времени. На развилке перед указателями «Центр города» и «Порт Палдиски» (разумеется на эстонском) нас обгоняет  военная техника. Спешиваемся в некотором замешательстве и отдаем предпочтение направлению «порт». Дорога упирается в залив Пакри (по старому Рогервик) и расположенный неподалеку причал. Решаем прогуляться по городу и прикупить провизии на вечер.

Порт, когда то служивший стратегическим пунктом подготовки и распределения сил российского военно-морского флота, сегодня живет своей жизнью и выполняет задачу морских грузоперевозок. По улицам бегают неразговорчивые подтянутые мужчины – первая мысль «спортсмены», по встречке как в порядке вещей проезжают БТР. Вскоре нашему недоумению  находится объяснение: на границе портовой и центральной частей города расположена военная база эстонских войск, что и проливает свет на неразговорчивость местных «спортсменов».

Сам городок мало изменился со временем, если верить воспоминаниям российских моряков – компактный, уютный, со своей особой атмосферой размеренности и тишины. Из Таллина в Палдиски проведена железнодорожная ветка.

Закупаемся всем необходимым и разбиваем лагерь в можжевеловых зарослях на берегу залива. Здесь можно полакомиться ежевикой. Море изобилует водорослями, порывы ветра доносят знакомый соленый воздух с запахом йода. Теплота ночи благоприятствует общению, не спешим залезать в палатку. Сегодня по традиции праздничные макароны с соусом!

Радуясь первому дню  Заправляясь продовольствием  Морские труженики  Вечернее небо над Палдиски                  

День 2-ой (10.08.11): Палдиски – Падизе – Кейбу – Ныва – Центр природы RMK Ныва – Тукси – кемпинг Рооста.

Километраж: 70 км

Рельеф: асфальт + хорошая лесная дорога.

Интересно: Развалины замка в Падизе. Центр природы Ныва. Песчаная береговая линия (кемп.Рооста).

Помахав рукой Палдиски выбираем курс на юго-запад, огибая залив Пакри по периметру и частично отдаляясь от береговой линии. Дорога радует хорошим асфальтовым покрытием и малой популярностью у автомобилистов – только наша тройка, удовольствие от скорости, свежий морской ветер в лицо. Температурный комфорт + 18.

Забегая вперед, отмечу, что погода в Эстонии полна сюрпризов и неожиданностей. За какие-то пол часа можно успеть переодеться несколько раз, то натягивая ветровку и дождевик, то снова обнажаясь до легкой джерси, и так многократно в течение дня. Совершенствуем навыки переодевания на ходу.

В Падизе останавливаемся у придорожного магазина с вывеской «Kusti POOD». Исследовав ассортимент прилавков делаем вывод, что POOD служит обозначением хозяйственных магазинов, где можно купить все начиная от зубной щетки и заканчивая кока-колой и специфическими жевательными конфетами в виде оранжевых проводов (вероятно, эстонский юмор). Хитом наших закупок неизменно становился хлеб и бутилированная вода (базовые продукты, как то: крупа, макароны, сублимированные супы, сыр, шоколад, фруктово-ореховая смесь, специи и т.п везли с собой из Нижнего).

От Падизе до поселка Ныва проложена хорошая, практически пустынная асфальтовая дорога. Создается впечатление, что автомобильное движение в Эстонии сконцентрировано исключительно на крупных магистралях, которых довольно просто избежать на маршруте, учитывая развитую сеть объездных и второстепенных шоссе. Наслаждаемся плавным ходом велосипеда, легким гулом шин, нарушающим девственную тишину, запахами соснового леса, зовущего остановиться, съехать на обочину и полежать минуту другую на теплом хвойном одеяле. Боковым зрением замечаю рассыпанные полянки маслят. Намеренно отстаю от ребят, замедляю ход – теперь только мое дыхание и звуки леса, драгоценные минуты единения с природой!

Поворот на Центр природы Ныва с указателем первый после магазина на окраине одноименного поселка (это последний магазин на ближайшие 25 км до поселка Ригульди). Насыпная дорога упирается в развилку со стендом, схематически изображающим основные пешие и веломаршруты природного парка. Неподалеку деревянные строения – информационный туристический центр Ныва. Здесь можно найти подробную информацию о местности, разрешенных местах стоянок, бесплатно набрать воды.

Наполнив все фляги и послушав совета местных смотрителей, отправляемся в кемпинг Рооста. Дорога – плотная лесная грунтовка, слегка размытая после дождей – пролегает через охраняемые заповедные леса. Вокруг царство мха и корабельных сосен! Сквозь верхушки деревьев пробивается вечернее солнце.

Указатель на кемпинг Рооста вскоре после поворота на участок второстепенного шоссе Дирхами – Ригульди. Асфальтированная дорога в направлении побережья упирается в подобие турбазы, со свободным въездом на территорию. Как выяснилось, весь кемпинг поделен на несколько секторов, различающихся по степени комфортности и стоимости проживания соответственно. Диапазон сервиса широк: начиная от уютных домиков с общим кафе-баром и спортивными площадками и заканчивая отведенной под палатки прибрежной полосой еловых посадок. Для искушенных гурманов и знатоков отдыха на Балтике в распоряжение прокат винд-серфов.

Мы же, не привлекая к себе лишнего внимания, встали на береговой косе, поросшей кустарником декоративного шиповника, совершенно бесплатно. На закате купаемся в море. Песчаное дно, бодрящая вода и согревающий костер – все, что нужно, чтобы расслабиться после активного дня.      

  А вот и причина!  Другое настроение неба  Морская тема

Теплые тона  Величие облаков  POOD - значит там еда!

 

День 3-ий (11.08.11): Рооста – Линнамяэ – Хаапсалу – паром на о.Хийумаа (причал Рохюкула-причал Хальтермаа) – мыс Салиномэ.

Километраж: 67 км

Рельеф: хорошее асфальтовое покрытие.

Интересно: портовый город Хаапсалу с малоэтажной самобытной архитектурой, узенькими улочками и умиротворенной атмосферой. Епископский замок, хорошо сохранившийся до наших дней. Самая старая и действующая до сегодняшнего дня аптека в Эстонии. Трехпалубный паром на о.Хийумаа.

Рано утром покидаем гостеприимный кемпинг. Впереди насыщенный событиями день. Вплоть до магистрального шоссе Таллин-Хаапсалу тянется почти пустынная проселочная дорога. Восьми километровый финишный отрезок магистрали дублирован отличной велодорожкой, удаленной на безопасное расстояние от обочины и похожей скорее на аллею для прогулок под тенистыми деревьями. Никто не встречается нам на пути. Вероятно август не самый популярный сезон для местных велосипедистов, либо они оседают на маркированных маршрутах. Чувствуем себя хозяевами положения, едем синхронно, растянувшись по всей ширине дороги.

Не перестаю удивляться велокомфорту Эстонии, в противовес нашим российским условиям это ощущается особенно остро. Стоит только подумать «А неплохо бы здесь велодорожку» как она тут же появляется, не нужно делиться на группы или жертвовать кем-то для посещения достопримечательностей, похода в магазин или кафе – компактные велостоянки с возможностью пристегнуть велосипед в твое распоряжение. Поезда внутреннего железнодорожного сообщения, а именно первый и последний вагоны, обеспечены специальными местами и возможностью закрепления велосипедов в собранном виде, лимит 8 велосипедов на вагон (провоз велов бесплатный!). Масштабные перемены в Эстонии произошли совсем недавно, в 2009-2010гг, когда страна официально вступила в европейское сообщество по поддержке велоспорта и велотуризма, за это время сделан огромный шаг в программе реализации базовых условий (проложены велодорожки, оснащены поезда, вся территория страны, включая мелкие населенные пункты, приведена в соответствие европеиским велостандартам). Это касается не только формального предоставления своего рода сервис-услуг, но и отношения общества к велотуристам.

Показательный пример: При пересечении российской границы наши погранцы проявили недюжую бдительность, заставив расчехлить велосипеды и доказать, что они б/у и везем мы их не на продажу. Эстонская же команда в пагонах, только взглянув в дальний конец вагона на нагромаждение чехлов, сразу вынесла вердикт «Раттер» – то есть велосипеды, даже не поинтересовавшись их реальным содержимым, и была довольно любезна. Когда же первое время мы с непривычки не сразу находили велодорожку и притираясь к обочине шпарили по шоссе, водители останавливались и, вопреки нашим ожиданиям «Вот сейчас точно трехэтажным покроют», участливо объясняли правильное направление. Думаю дальнейшие объяснения излишни.)

Хаапсалу – по названию созвучен финскому – как и все культурно значимые центры страны с богатой историей состоит из старого центра на берегу залива и нового города, разрастающегося в радиальном направлении. Городок сам по себе небольшой и уютный, кроме того имеющий свой собственный порт. Стоит потратить хотя бы час и прогуляться по узким улочкам старого города, прочувствовать атмосферу прежней Европы, ушедшей с приходом неоурбанизма. Главная достопримечательность Хаапсалу – Епископский замок, расположенный недалеко от набережной и хорошо сохранившийся до наших дней. Вход за территорию крепостных стен бесплатный.

Еще одна особенность Эстонии – превращать многие памятники архитектуры в места повседневного отдыха жителей. В замке Хаапсалу разбит парк для прогулок и детская площадка, дизайн которых выдержан в архитектурном стиле самого замка. Это нисколько не мешает восприятию, скорее даже оживляет, и воспитывает в людях бережное отношение к культурным ценностям.

Вовремя успеваем на 18-ти часовой паром (расписание паромов можно заранее скачать по приведенной ниже интернет ссылке, бронирование места для велотуристов не требуется). Трансбалтийские паромы поражают своими масштабами. Купив билеты по 3 евро наблюдаем за погрузкой автотранспорта на нижнюю и среднюю палубы. Нос парома на несущих амартизационных шарнирах поднимается подобно акульей пасти. Переправа с материковой части (причал Рохюкула) на остров Хийумаа (причал Хальтермаа) занимает чуть больше часа. Скучать в это время не приходится. Кроме прогулки по верхней палубе и созерцания морских просторов паром предлагает уютные залы, где можно полноценно поесть и отдохнуть, не переплачивая за услуги. Для маленьких непосед – детская площадка с игрушками.

При отплытии парома мы невольно стали зрителями еще одного примера человеческих взаимоотношений: Две дамы на стареньком фольсе заглохли перед самым въездом на палубу. Не прошло и минуты как двое в оранжевых жилетах (из персонала парома)  дружно вкатывали автомобиль на паром, через пару минут добровольцы из числа пассажиров вязали потерпевших на буксир. Вероятно этим людям не по наслышке знакомо понятие взаимомовыручки.

Прибыв на остров отдаем предпочтение стоянке на оконечности мыса Салиномэ. Несмотря на повсеместное размещение частных территорий все же находим маленький кусочек берега в тихой островной гавани. Сухое вино..сыр бри..легкий бриз и золотистый закат – полнота островной романтики. Тишина ночи нарушается только шелестом волн по каменистой отмели.

     Прикоснувшись к средневековью        Детский лепет         Городские пейзажи

 

     Морские гиганты        Покидая материк         Схема

 

     Уединение и покой        Душа острова - тростниковые берега         Взгляд за горизонт

 

День 4-ый (12.08.11): Салиномэ – Кяйна – Хюти – Кыпу – Онгу – Нурсте.

Километраж: 91 км

Рельеф: асфальт + лесная грунтовка (насыпной щебень).

Интересно: Центральная часть острова Хийумаа, лесной заповедник Лейгри. Маяк Кыпу.

Вновь возвращаемся на шоссе, закупаемся продовольствием на день вперед в Кяйне (на островах продуктовые магазины наверняка можно найти только в крупных поселках. На Хийумаа это Кярдла на северо-востоке и Кяйна на юго-востоке относительно центральной части). Нам предстоит пересечь остров по диагонали с юго-востока на северо-запад, на мыс Кыпу, с заветной целью посетить всемирно известный маяк.  

Поворот на Хюти приглашает окунуться в сердце острова - лесной массив заповедника Лейгри. Грунтовка с насыпью дробленого щебня петляет среди густого соснового леса, заднее колесо заносит на поворотах. На границах заповедника еще попадаются старенькие покосившиеся деревянные избы, призраки оставленных поселений. Все вокруг наполнено звуками лесной жизни. Наградой 28-ми километрового отрезка грунтовки становится порванная цепь Сашиного вела. Хороший повод для того, чтобы неспешно перекусить.

От поворота на трассу до желанной цели остается практически прямой финишный 16-ти километровый отрезок.

Маяк Кыпу – старейший маяк России и Советского Союза, один из древнейших маяков земного шара. Строительство маяка продолжалось с перерывами с 1505 по 1530гг. Высота башни 36метров, учитывая ее расположение на холмистой местности огонь маяка возвышается над уровнем моря на 102метра. Стены башни сложены из камней крупного размера и имеют толщину до 3-ех метров в нижней части. С начала запуска маяка (1531г) система освещения несколько раз переоборудовалась: костры от дров, смолы, угля, конопляного масла, керосиновые, ацетиленовые и электрические лампы. Дальность действия маяка ночью достигала 30-ти морских миль (почти 55км). Маяк сильно пострадал в годы вооруженных нападений 40-ых годов 20-го века и неоднократно восстанавливался благодаря помощи морского флота.  

Вход в маяк за символическую плату. На верхнюю платформу ведет почти вертикальная витая лестница. Снимаю шляпу перед работниками маяка, которые когда-то по несколько раз за день поднимали по ней уголь и дрова. С высоты башни открывается панорамный вид на полуостров, синей полосой моря уходящий за горизонт. С другой стороны, внизу три маленькие точки – наши велосипеды.

Дабы подчеркнуть значимость момента и почувствовать себя немного европейцами, выпиваем по чашке кофе с круасанами в примостившейся рядом кофейне. И, как оказалось, не зря. Самая ближайшая возможность встать с палаткой на западном побережье – маленький затерянный в тростнике участок берега неподалеку от дачного поселка Нурсте, в 32-ух км от Кыпу, укромный уголок купания местных жителей. Зона отмели тянется на пол километра. В теплой воде вяло плавают маленькие камбалята, зарываются в песок, ища в нем спасения от жаркого солнца. Говорят, на отмели они погибают, не выдерживают температуры.

Сегодня потрясающей красоты закат! Заходящее солнце бликами играет на воде, одевает облака в дымчато-розовый цвет. Ветер с моря шелестит метлами тростника. Солома быстро прогорает в костре. Эти минуты мимолетны, но драгоценны. Все кончится, стоит только солнцу закатиться за горизонт. Бегаю с фотоаппаратом по берегу, хочется выразить в одном «том самом» снимке всю атмосферу вечера. Человеку дана уникальная возможность – замечать и проживать красоту ускользающего момента, а фотография помогает нам делиться этим чудом с другими. Кажется, получилось…

Вечер преподносит нам еще один сюрприз в виде общительного «островитянина» по имени Петер. Используя микс русского и англисского (наш гость еще застал уроки русского в эстонских школах) узнаем много интересного. А именно: Население островов делится на 2 категории: «дачников», работающих на материке и приезжающих сюда в выходные и летние месяцы и «оседлое население», таких как Петер зарабатывающих на жизнь фрилансом или имеющих источник доходов на материке. Своего производства на острове нет. Оседлые островитяне в своем большинстве не знают русского, и ритм жизни здесь совсем иной, отличный от крупных городов страны.

Петер удивил нас, сказав, что на зимние месяцы каждый год уезжает в Испанию, мол «сыро здесь и холодно, даже снег иногда выпадает», и его можно понять, в сырой зиме радостей мало.

    

 В заповедных лесах      На распутье     Маяк Кыпу    Дорога к морю

 

 Магия облаков     Волшебный вечер     Эстонская романтика

 

День 5-ый (13.08.11): Нурсте – паром на о.Сааремаа (причал Сыру-причал Трийги) – Лейзи – Англа – Койкла – Тагавере – Ориссаре – насыпная чрезбалтийская дамба на о.Муху – Пядасте.

Километраж: 83 км

Рельеф: хорошее асфальтовое покрытие.

Интересно: Музей о.Хийумаа на причале Сыру. Остров Сааремаа – самый крупный остров, территориально принадлежащий Эстонии. Ветряные мельницы в пос. Насыпная дамба на о.Муху.

Собрав вещи, замечаем пропажу ценного пакетика с растворимым шоколадом и супами. Улик никаких. Все версии сходятся к одной – сельские коровы поглотили то, что плохо лежало, не побрезговав полиэтиленом.

Путешествие по островам Западно-Эстонского архипелага продолжается. Причал Сыру о.Хийумаа - отправная точка паромов на о.Сааремаа, самый крупный остров архипелага. В отличие от материковых портов островные пристани маленькие и уютные, надежное пристанище для частных яхт и яхточек. Кроме того, в Сыру расположен музей с выставочными экспозициями о людях, ремеслах и исторических вехах острова.

В ожидании парома выпиваем по чашечке бодрящего кофе.

На пароме встречаем любопытную чету французов, путешествующих на гибридах с маленькой дочкой и совсем не маленькой собачкой. Девочка мило с нами кокетничает, показывает игрушки, что-то активно рассказывает. Нам остается только догадываться и улыбаться в ответ, пробовали напеть «Елисейские поля». На прощанье девочка подарила нам улыбку и игривое «Оревуар», с французским шармом не выговаривая «р». Виват смелости и свободе европейских семей, для которых дети совсем не помеха в туристической жизни!

Итак, мы на острове Сааремаа. Направляем колеса в поселок Англа. Первое, что встречается на нашем пути и невольно останавливает взгляд – это огромные ветряные установки, лопасти которых подвластны ветру. Альтернативный источник энергии и умелое использование сил природы. Урожай уже собран, сено аккуратными стогами разложено на полях словно фигуры на шахматной доске.

Поселок Англа примечателен музеем мельниц под открытым небом. Здесь собраны мельницы из разных уголков острова. В таких местах можно почувствовать себя самостоятельным исследователем: изнутри изучить механизм, своими руками потрогать жернова, познакомиться с историческими иллюстрациями.  Нет шумных толпящихся групп и надоедливых экскурсоводов. Планируя посещение таких музеев, полезно заранее собрать интересную информацию и зачитать ее на месте, «сам себе экскурсовод». Возможно это займет больше времени, но запомнится наверняка.

Промежуточный пункт сегодняшнего маршрута – крупный поселок Ориссаре – здесь закупаемся провизией и отправляемся на восточную оконечность острова, к дамбе, соединяющей острова Сааремаа и Муху. Чрезбалтийская дамба – 5-ти километровый отрезок насыпной дороги, пролегающей по Балтийскому морю через пролив Вяйкевяйн. Также оборудована велодорожкой.

С целью заночевать на берегу моря сворачиваем на Пядасте, асфальтовая дорога вскоре превращается в разбитую грунтовку. Колени подсказывают, что пора знать меру. Находим зеленый пятачок в тихой гавани, совсем близко мерцают огни поселка. Все устали после активного дня. Лениво готовим ужин и ложимся спать.

       Ласточки в ожидании своих хозяев     Редкая возможность оказаться в кадре    И снова яхты

 

                  Приручая ветры    Мельницы 2     

 

День 6-ой (14.08.11): Пядасте – паром на материковую часть Эстонии (причал Куивасту – причал Виртсу) – Карузе - Калли – Пелдеотса – Кабристе (залив Пярну).

Километраж: 79 км

Рельеф: асфальт + полевая грунтовка.

Интересно: Залив Пярну. Вид на огни ночного города Пярну – курортной летней столицы Эстонии.

Сегодня заканчивается наше маленькое путешествие по островам. С причала Куивасту паром доставляет нас на материк. Пересекая пролив Суурвяйн, в мыслях возвращаемся к  прошедшим дням. Мы совсем не пожалели, что включили острова в наш маршрут. Это совершенно особенная, отличная от материковой, природа, темп жизни, особое настроение моря. А какие здесь облака и закаты! Если случится еще раз побывать в Эстонии, то следующий маршрут будет целиком посвящен островам. Каждый день засыпать под легкий шум прибоя, шелест тростника и разговоры ночных птах – это мечта, которую каждый может сделать реальностью, стоит только здесь побывать.

Сокращаем участок Пярнуского шоссе по огибной дороге через Карузе, дорога снова пролегает сквозь лесной массив. Не доезжая Пярну уходим с основного шоссе на юго-запад, к побережью залива Пярну. Вдоль береговой линии, восточнее Кабристе, расположена зона сосновых посадок с обжитыми местами под палаточные стоянки, в нескольких шагах море с песчаной отмелью. Сейчас здесь пустынно, выбираем себе симпатичное местечко. Вечером в гости наведывается конная группа, вероятно где-то неподалеку есть турбаза. Ночью с берега видны огни Пярну, уже завтра мы будем там. Пройдена большая часть маршрута и становится немного грустно, хочется сделать невозможное и замедлить ход времени. Разговоры в палатке долго не утихают.    

       Возвращаясь на материк              Источник энергии

 

День 7-ой (15.08.11): Пелдеотса – Пярну – Тори – Вяндра – р.Пярну.

Километраж: 80 км

Рельеф: асфальтовое покрытие.

Интересно: Культурный центр Пярну, оживающий в теплые летние месяцы и наполняющийся гуляньями, концептуальными выставками и фестивалями, ночными купаниями в море.

Пярну – летняя столица Эстонии, место встречи любителей приморского отдыха. В июне-июле улочки города наполняются толпами молодежи, шумными ярмарками, интересными событиями. Среди взрослого населения Пярну известен как спа-курорт, где можно прогреть свои косточки и обрести душу в новом теле.

Август – месяц приближающейся осени, прохладных ветров и свободных столиков в кафе. С велосипедом под мышкой свободно прогуливаемся по тихим августовским переулкам старого города. Местная архитектура интересна деталями – облупившиеся, словно сошедшие с пастельных картин, охристые стены домов, оконные витражи, старенькие часы, живущие в одном времени. Наше внимание привлекает ярко красный сверкающий чистотой тандем, заботливо припаркованный у фонарного столба. Вспоминается первое знакомство с таким велосипедом – с первого раза, без тренировки, удержать равновесие в движении совсем непросто, кажется, что он абсолютно неуправляем – незабываемые ощущения!

На одной из улочек, аккуратно сложив гитарный чехол на мостовой, поет девушка. И кажется, что поет она просто в свое удовольствие, на родном эстонском языке, удивляющем своей небывалой мелодичностью и характерностью. Поет с закрытыми глазами, чувствует песню. От такого исполнения трудно оторваться, хочется слушать бесконечно. По дороге попадается несколько велотуристов, так же как и мы заглянувших в этот городок.

Перекусив в пицерии, отправляемся к выезду из города по Рижскому шоссе, с которого уходим за чертой города по указателю на Тори, на северо-восток. Пустынную дорогу обступают яблоневые деревья. Не зная чувства меры набиваем рюкзаки опавшими яблоками, мол «сварим на вечер вкусный компот». В Тори первый раз пересекаем р.Пярну – одну из самых крупных водных артерий Эстонии, окруженную заповедными лесами и в верховьях каньонными берегами. На этой воде традиционно проходят сплавные туристические маршруты, проводятся соревнования. Одно из самых красивых мест – место встречи р.Пярну и р.Навести, окруженных крутыми берегами.

Ввиду моего периодически обостряющегося «географического кретинизма» сбиваемся с намеченного маршрута (планировалось встать на слиянии рек) и выходим к берегам Пярну недалеко от поселка Вяндра. Первый встречный прохожий оказывается яркой иллюстрацией выражения «Как на Руси пить хоршо», услышав знакомую речь самозабвенно пускается в беседу, предлагает распить на троих. Вежливо отказавшись, отправляемся на поиски возможной стоянки.

По закону подлости весь берег застроен частной собственностью. Дома как будто вымерли, на улице ни души, слышен только лай сторожевых собак. Даже языка взять не у кого. Прочесываем все варианты, в других местах распаханные поля без возможности подхода к воде. Смеркалось… Возвращаемся к точке начала поисков – туда, где приметили небольшой заброшенный участок. Однако его заброшенность вызывала у нас сомнения. Несмотря на свободный вход, покосившийся старый дом и отсутствие людей, сам участок явно кем-то посещался, о чем говорили ухоженные яблони, стриженый газон и свежевыкрашенный туалет. Это ну никак не укладывалось в наше российское представление о заброшенности. На всякий случай заручаемся разрешением ближайших соседей и уступаем скребущему желанию бросить свои кости. В этот вечер недостатка в яблоках не было! На свежескошенном газоне спалось крепко и мягко.

        Загляделись...    Исполнение тронуло    Новые возможности старого друга  

 

           Придорожные церквушки    В движении    Наш верный провожатый     

 

День 8-ой (16.08.11): р.Пярну – Сууре-Яани – Вастемойса – Вильянди.

Километраж: 57 км

Рельеф: асфальтовое покрытие + грунтовка.

Интересно: Вильянди – этнический центр Эстонии. Развалины ордерского замка Вильянди на берегу одноименного озера. Городской музей.

Цель сегодняшнего трека – небольшой городок Вильянди, издавна считающийся этническим центром Эстонии, сосредоточением старых обычаев и ремесел.

Проезжая через поселок Сууре-Яани, останавливаемся на перекус в беседке у небольшого пруда, вдоль берега миролюбиво плавают утки. Наше уединение было недолгим. Стоило только достать хлеб, как тут же на призывной клич местных разведчиков на беседку со всех берегов двинулась утиная эскадра. Медленно надвигающиеся по воде пернатые корабли и пикирующие истребители – полноэкранная сцена масштабной атаки. За какие-то несколько минут тишина сменилась шумным многоголосым ликованием.

Понаблюдав за повадками птиц и сделав несколько сюжетных снимков направляемся на основную трассу на Вильянди. Центральный выезд перекрыт, ведутся ремонтные работы по расширению дороги. Кумекаем, по какой дороге можно попасть на трассу. Опасаясь потерять время и намотать лишние километры решаем спросить совета у местных. И снова сталкиваемся с доказательством мифологичности российского мнения о прибалтийцах. Мужчина, немного говорящий по русски, немедля берет свой велосипед и настаивает проводить нас до дороги, мол «на словах объяснить сложно, заблудитесь». Выехав на прямую грунтовку с обилием указателей (потеряться здесь мог только незрячий) порядка 1,5км едем за своим молчаливым проводником, явно не собирающимся нас покидать. В итоге расстаемся в зоне видимости трассы так и не поняв, какие вопросы решал для себя этот человек так добросовестно и безэмоционально проводивший нас до дороги.

Добравшись до Вильянди сворачиваем в центр по указателю «Wiliandi Keskus» и вновь попадаем в атмосферу старого европейского города. Переулки с одноэтажными красочными домиками, каждым крыльцом зазывающими в крошечные музейчики и галереи, открывающими для каждого самобытность народов, в разные века населяющих территорию современной Эстонии. Мы идем в Городской музей, в макетах и экспозициях наглядно рассказывающий об истории становления эстонского государства, отдельный зал отведен под советский период. В последнем зале, совсем неожиданно для нас, предложен просмотр видеоматериала спортивной антидоппинговой компании, к сожалению на английском. На стенах развешены стенды с фотографиями и характеристикой спортсменов, в том числе и российских, дисквалифицированных за прием запрещенных препаратов. Довольно яркий показатель спортивной сознательности и настороженности нации. На подоконниках очень кстати разложены подробные брошюрки веломаршрутов, включая известный во всей Европе LatEst – латвийско-эстонский ежегодный  веломарафон. Не упускаем возможности прихватить их с собой.

Жемчужина Вильянди – развалины Ордерского замка, расположенные на высоком берегу живописного озера. Замок окружен большим парком, разбитым на холмистой местности и тенистыми тропинками спускающимся к озеру. Вся территория открыта для свободного посещения. Перед главной сохранившейся стеной замка, с видом на озеро, оборудованы посадочные места и небольшая сцена, гармонично вписанные в архитектуру замка. Несмотря на близкое расположение города здесь не слышен гул автомобилей и дышится легко, отличное место для вечерних прогулок, встреч, пробежек на свежем воздухе. Глаз отдыхает, созерцая водную гладь и яркую зелень деревьев.

Световой северный день дает возможность не спеша познакомиться с городом и перекусить в местном армянском кафе, в котором нас снова приниимают за латышей. В уюте и тепле, за чашкой зернового кофе прячемся от внезапно накрывшего ливня. Не везет только велосипедам, сиротливо мокнувшим под дождем.

Переждав непогоду, спускаемся на набережную, уходящую по берегу озера вдаль от городской черты. Влажный асфальт отражается в бликах заходящего солнца, колеса выпускают высокие струйки воды. С холмов доносится ритмичная спортивная музыка.

Ставим палатку на небольшой поляне у самой воды. Свежим насыщенным влагой воздухом дышится с удовольствием. Отсутствие костра нисколько не нарушает камерности бесед. Легкий ветер доносит с воды тихие голоса и плеск лодочных весел -  водный патруль выехал на вечерний дозор.         

 

Просторы  Следы древности  В тени деревьев  Предгрозовое небо    

День 9-ый (17.08.11): Вильянди – мыс Ойу – озеро Выртсъярв (место впадения р.Йемайоги).

Километраж: 42 км

Рельеф: асфальтовое покрытие

Интересно: Оз.Выртсъярв – самое крупное озеро Эстонии. Смотровая башня. Возможность прокатиться на яхте.

Изучив подробную карту веломаршрутов и распределение нагрузки на последние 2 дня, принимаем решение сделать полудневку на озере Выртсъярв. От Вильянди до озера проложена хорошая асфальтовая трасса, дублированная широкой велодорожкой. На одном дыхании долетаем до места. В месте впадения реки Йемайоги в озеро Выртсъярв расположен информационный туристический центр. Здесь можно снять небольшую комнату, ознакомиться с картой местности и выбрать для себя подходящий маршрут, со смотровой вышки одним взглядом оценить панораму местности. Рядом предусмотрена площадка для палаточного лагеря. В устье реки к деревянному помосту привязаны моторки, на якоре одиноко стоит небольшая яхта, приглашающая пытливого путника прокатиться по озеру под парусом.

Вторая половина дня проходит за просушкой спальников, стиркой, развешиванием  носков по растяжкам, поездками за вкусненьким в ближайший магазин. За шампанским беседа идет непринужденно.

Ночь мягким бархатом ложится на палатку.

             Не пропускаем ни одной вышки   Вскарабкавшись   Дом, милый дом

 

День 10-ый (18.08.11): Оз.Выртсъярв – Тарту – поездом в Таллин.

Километраж: 50 км

Рельеф: асфальтовое покрытие.

Интересно: Тарту – университетская столица Эстонии. Старый центр Тарту с узенькими мощеными улочками и набережной реки Тарту, Университетский городок. Музей кукол. Завод-музей эстонского пива.

Сытно позавтракав хлопьями с молоком, отправляемся в путь.

С северо-запада на юго-восток, приближаясь к университетской столице Эстонии Тарту, рельеф заметно меняется с равнинного на холмистый, перепады высоты становятся ощутимыми. Южнее Тарту расположена эстонская возвышенность Отепя.

Тарту встречает насыщенным движением, яркими витринами и рекламными щитами. Все дороги от центрального вокзала идут к набережной р.Тарту и мощеным улочкам старого города.

Первый пункт назначения – музей кукол, рассказывающий подробную историю развития игрушки с незапамятных времен до наших дней, с игровой комнатой в распоряжение детей и любопытных родителей. Здесь можно провести целый день, не заметив пробежавшего времени. Закупаемся сувенирами и продолжаем осмотр старого города. Традиционно перекусываем ароматной выпечкой и чашкой кофе, сидя на улице около маленькой кофейни и наблюдая за прохожими. Прогуливающиеся туристы, оживленно обсуждающие окружающее великолепие, местные жители с задумчивыми лицами, изредка мелькающие в пестрой толпе - все смешалось в едином потоке жизни. Иногда замечаешь что-то особенное: улыбку, взгляд, беседу двух людей, существующих здесь и сейчас, только друг для друга, вне времени и броуновского движения толпы. И на душе сразу становится светло.

Завод пива, увы, оказался закрытым, главный экскурсовод взял выходной. Берем на пробу разливного темного.

Сделав круг почета по университетскому парку точно ко времени успеваем на вокзал. Поезд Тарту-Таллин ходит ежедневно несколько раз в день, наш рейс последний. Как и обещал официальный сайт Эстонии, на последнем вагоне находим значок велосипеда. Компактно размещаем велы на специально оборудованных держателях и, расположившись на лавочках, отдаемся сладкой дремоте. Поезд идет 3,5 часа. В памяти, словно во сне, проносятся минувшие дни.

В 9-ом часу прибываем на знакомый Балтийский вокзал Таллина. На вечерних улицах уже зажглись фонари. Пересекаем город в северном направлении и, выбравшись к набережной Финского залива,  ищем заветный адрес единственного в городской черте караванного кемпинга. Поиски заканчиваются успешно. Облюбовав маленький клочок земли под палатку и радуясь уже одному этому, получаем настоящий Джек пот в виде горячего душа – первая полноценная помывка за 10 дней похода. Душа и тело ловят кайф от горячей воды и махрового полотенца! Саша не может оторваться от благ цивилизации и поспевает как раз вовремя к готовому ужину. Почуяв запах еды, в гости подтягиваются кемпинговые коты – осторожные, держат дистанцию, терпеливо ожидая своей доли, даже накормленные от живота в руки не даются.   

Чистые и довольные дружно отдаемся в царство Морфея.

       Встреча с городом   Ощущение комфорта   Акварель   Мелочь, а приятно!

 

День 11-ый (19.08.11): Полноценный день в Таллине.

Интересно: Старый город Таллина, огромный выбор музеев и выставок на любой вкус. Башня Кик-ин-де-Кек – одна из несущих башен городской стены, как и многие подобные устроенная внутри по винтовому типу и предлагающая экспозиции разных эпох развития государства. Музей военных кораблей под открытым небом в Таллинском заливе Балтийского моря.

Встав рано утром снова заправляемся пищей спортсменов (кукурузные хлопья с молоком) и, заплатив за сутки пребывания в кемпинге, перевозим вещи в хостел «Nordhostel», расположенный недалеко от старого города. Комнату на 3-их бронировали еще в Нижнем, без предоплаты и номера кредитной карты. Все что нужно за приемлимую плату: чистые комнаты, удобства на блок с общей кухней, в комнате охранника можно оставить велосипеды. Близкое расположение старого города (15 мин ходьбы) – выйгрышный плюс хостела.

Побросав вещи в комнате и не теряя ни минуты, мы с Ириной пешком, а Саша на велосипеде, спешим увидеть максимум за световой день. В первую очередь дружно в старый центр – маленький город внутри большого Таллина, обнесенный высокой каменной стеной и сохранивший дух средневековья.

О Таллине написано много, поэтому повторяться не буду. Скажу только, что наши ожидания от этого города вполне оправдались. На мой взгляд, 2-ух дней на знакомство с Таллином достаточно, если не лениться и максимально использовать время. Мы посетили выставочные экспозиции в башне Кик-ин-де-Кек, прошли по всем потаенным переулкам старого города, испив в одном из подвальных кафешек  божественного горячего шоколада. Настоящим открытием стал для нас музей списанных военных кораблей, припаркованных на вечную стоянку в Финском заливе. На общем фоне особенно выделялся ледокол Суур Тылл, проживший долгую жизнь и верно служивший советскому военно-морскому флоту. Как дети с любопытством облазили мы все трюмы, кают кампанию, побывали на смотровой площадке и в машинном отделении железного титана.

Возвращаясь домой заглядываем на уличное выступление талантливой эстонской шансонье. Исполнительницы не видно за рядами столпившихся слушателей, но по их вдохновенным лицам и легкому холодку, пробегающему по телу от магически притягательного голоса, понимаем, что перед нами неординарная личность.

Насытившись впечатлениями и прикупив гостинцев домашним, по зову желудка возвращаемся в хостел. Саша, объехавший на колесе районы современного Таллина, вернулся поздно вечером и поделился с нами впечатлениями от встречи с двумя пожилыми живчиками-немцами, также путешествующими по Эстонии на велосипеде. Здорово, когда люди пенсионного возраста имеют возможность ни в чем себе не отказывая путешествовать по разным странам, наполнять свою жизнь новыми эмоциями!

  Морской призрак    Ан фас   Корабельная тематика   На смотровой площадке

 

Корабельная тематика - продолжение...    В каютном блоке    Дежурные по палубе

 

День 12-ый (20.08.11): Отъезд.

До вечернего поезда еще есть время. Закидываем собранные рюкзаки в комнату охранников, сдаем номер и отправляемся на прощальную прогулку. От сувениров разбегаются глаза, хочется привезти что-то особенное, концептуальное. В итоге клапаны рюкзака до верху забиваются эстонским ликером «Vana Tallin».

Сегодня день эстонской независимости. На многих домах вывешены флаги (бело-сине-черный триколор), некоторые горожане прохаживаются в парадных костюмах.

Круг нашего маршрута замыкается так же как и начался, за финальным обедом в придорожном «макдаке». Что-то есть в этой своеобразной, подчас бессознательной, ритуальной цикличности.

12 дней пролетели незаметно. Знакомая платформа Балтийского вокзала все та же, что и в день приезда. Только мы уже другие, наполненные чем-то важным и несгораемым со временем…      

    Двое   Виды старого Таллина 3   Виды старого Таллина 1   Перед отъездом

 

Полезные сайты: 


Итоговый бюджет поездки:

Суммарные затраты: 20000 руб/чел

  • Билеты на поезд: Н.Н-Москва 2540 руб/чел в обе стороны, Москва-Таллин 5929 руб/чел в обе стороны (сидячий вагон, время хода 15ч, провоз упакованных велосипедов бесплатно).
  • Оформление визы. 2897 руб/чел включая консул.сбор, услуги Pony Express и мед.страховку. Офис Pony Express по адресу Н.Новгород, ул.Черниговская д.11.
  • Расходы в пути (питание+проживание+посещение достопримечательностей). 7000 руб/чел.
  • Прочие расходы.


посмотреть на Yandex карте

Статистика
Суммарный рейтинг:60
Средний рейтинг:5
Проголосовало:12
Просмотры:2647
Комментариев:3
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Комментарии
Анна Рыбакова Анна Рыбакова 29.11.2011 11:35:51
0
+0 -0
Отличный фотоотчет!!!!
Lotsman 29.11.2011 19:35:07
0
+0 -0
Отличная структура материала - нитка, общие сведения, затем для каждого дня: участок маршрута, километраж, рельеф, что интересного, дневник и фотографии. А в конце полезные ссылки и бюджет. Текст тоже похвалю - и читается легко, и информативный. Многие фотографии понравились. Автору респект!
Savva Savva 30.11.2011 18:50:36
0
+0 -0
Да, тоже понравилось) А фото вела в начале прям просится на рабочий стол
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии